Взыскание средств за ущерб от ДТП с виновника сверх выплаченных страховой компанией

Содержание
  1. Виновник ДТП заплатит дважды
  2. Возмещение «на бис»
  3. ОСАГО не защищает?
  4. А судьи что?
  5. Страховщики против… страховщиков
  6. Смотрите, какая тема — Доплата разницы виновником по ОСАГО: что законно, а что нет?
  7. Требуют доплатить – это законно?
  8. Случай №1: Отказ в возмещении по ОСАГО
  9. Случай №2: Лимит выплаты
  10. Случай №3: Потерпевшему не хватает того, что ему выплатили
  11. Случай №4: Банкротство страховой
  12. Случай 5: Виновник без страховки
  13. Если требует страховая по ОСАГО?
  14. Если страховщик требует доплату по КАСКО?
  15. Что делать в первую очередь?
  16. Если потерпевшему выплатили слишком мало
  17. Выплата с учетом износа
  18. Независимая экспертиза насчитала больше
  19. Страховщик не выплатил
  20. Если был ремонт
  21. Стоит ли ждать суда или заплатить сразу?
  22. Поможет ли адвокат в суде?
  23. Взыскание материального ущерба с виновника ДТП сверх лимита ОСАГО + иск в суд на виновника аварии о возмещении разницы между выплаченной страховкой и реальным имущественным вредом причиненным автомобилю
  24. Возможно ли взыскание ущерба, причиненного в ДТП, если ОСАГО не покрыла ремонт автомобиля
  25. С чего начать взыскание ущерба вследствие дтп с виновника
  26. Как взыскать ущерб с виновника дорожного происшествия
  27. Пример иска к виновнику аварии, если не хватило выплаты ОСАГО на ремонт
  28. Может ли страховая компания взыскать деньги с виновника ДТП по ОСАГО — что делать и как избежать регресса
  29. Что такое регресс в страховании
  30. Когда страховщик может взыскать средства в порядке регресса
  31. Суброгация по ОСАГО с виновника ДТП
  32. Что делать, если страховая компания подала в суд на виновника ДТП
  33. Снижение размера выплат
  34. Признание ответчика невиновным в ДТП
  35. Может ли страховая компания взыскать деньги по КАСКО
  36. Как избежать регресса по ОСАГО
  37. Срок исковой давности по регрессу

Виновник ДТП заплатит дважды

Взыскание средств за ущерб от ДТП с виновника сверх выплаченных страховой компанией
После ДТП с чужой дорогой иномаркой вам, возможно, придется ремонтировать ее за свой счет в стране-производителе

Хотите за свой счет отремонтировать в Германии чужой «мерседес», пострадавший в ДТП? Нет? А придется! По крайней мере, так считают некоторые автостраховщики.

Возмещение «на бис»

В последние несколько месяцев виновникам ДТП, уже урегулировавшим все убытки по полису ОСАГО, стали приходить «письма счастья» от страховых компаний пострадавших с требованием доплатить за ремонт.

В письмах содержится требование возместить разницу между выплаченной суммой по ОСАГО и реальной стоимостью запчастей, лакокрасочных материалов и ремонтных работ.

Требуемая «доплата» в некоторых случаях соизмерима с уже выплаченной суммой.

В «Народном рейтинге» Банки.ру образовалась целая ветка обсуждений таких ситуаций, в качестве главного отправителя таких писем упоминается «Росгосстрах». Посетители Банки.ру в форуме жалуются, что им как виновникам ДТП предлагается, по сути, оплатить полную стоимость ремонта по каско. Причем единственным подтверждением фактической стоимости ремонта часто является акт СТОА.

Например, пользователю под ником El201 «Росгосстрах» предложил в добровольном порядке возместить ущерб на сумму 12 513,28 рубля сверх уже выплаченных «Ингосстрахом» (страховщиком виновника) 53 500 рублей.

Основанием для требования являются акт ремонтной компании на сумму 66 013,28 рубля и платежное поручение от РГС этой компании на эту же сумму.

Согласно экспертному заключению, по которому и осуществлялась выплата за ремонт, восстановление автомобиля пострадавшего было оценено по Единой методике в 55 500 рублей (53 500 — стоимость ремонта с учетом износа). Это не самое большое требование от страховщиков, которые получили наши читатели.

От Vita261991 РГС требует по суду 110 000 рублей при уже осуществленной выплате 90 000 рублей, а пользователю naber спустя три года после ДТП пришло требование от «Тинькофф Страхования» на 130 000 при выплаченном возмещении в 70 000 рублей.

В большинстве описанных случаев эксперт один и тот же — «Автоконсалтинг плюс», что навело наших пользователей на мысли о «схеме».

Пострадавшие от страховщиков виновники ДТП отмечают, что при такой практике страховые могут договариваться: страховая по ОСАГО — оценивать ущерб по минимуму, страховая пострадавшего — ремонтировать в своих центрах по заоблачным ценам, а разницу брать с виновника ДТП, пишут пользователи Банки.ру. «Почему нет? Получается, это вообще может вылиться в некую систему перекладывания ответственности на виновника ДТП и снятия ее со страховой, не только в части износа, а вообще в части всей суммы», — пишут автомобилисты (везде авторская орфография и пунктуация сохранены).

«Я надеюсь, что РГС не станет доводить до суда ситуации, в которых может всплыть схема. Поскольку можно, как минимум, получить встречное обвинение в мошенничестве. Не случайно все письма с требованием возместить ущерб — не заказные, а носят неформальный характер», — пишет El201. Надежды автовладельцев не оправдываются — страховщики активно идут в суды по таким поводам и часто выигрывают.

«Стоит отметить, что до тех пор, пока не сложилась судебная практика по данным делам, судьи зачастую отказывали в удовлетворении исковых требований. Со временем, по мере накопления материалов, суды стали часто принимать положительное решение о взыскании», — отмечает директор департамента урегулирования убытков СК «Абсолют Страхование» Игорь Люкин.

В «Тинькофф Страхования» подтвердили, что в компании сталкивались с такой практикой и есть прецеденты, когда такие случаи доходили до стадии судебного разбирательства. «В некоторых случаях суды удовлетворяют требования страховых компаний, руководствуясь постановлением КС РФ.

Конституционный суд ввел в практику право требования возмещения дополнительного, реального ущерба в тех случаях, когда выплаты по ОСАГО не покрыли расходы на восстановление ТС.

Ранее, до этого постановления, суды отказывали потерпевшим в компенсации расходов в полном размере», — пояснили в компании.

Компании «Абсолют Страхование», «АльфаСтрахование» заявили Банки.ру, что у них самих подобных судебных дел нет (в «АльфаСтраховании», по словам официального представителя компании, действует запрет на взыскание разницы с физических лиц в пределах лимита ОСАГО), однако в целом по рынку они нередки.

От других автостраховщиков комментарии ситуации получить не удалось.

ОСАГО не защищает?

В мировой практике ОСАГО защищает виновника полностью в пределах страховой суммы, возмещая потерпевшему подтвержденную сумму, которая реально затрачена на восстановление его авто, отмечает один из участников форума.

«А уж где потерпевший изволит чиниться — в гараже у турецкого дяди Васи, или в авторизованном сервис-центре — не важно. Виноватого СК и так «наказывает», увеличивая ему тарифы по ОСАГО на следующий срок страхования, — возмущается пользователь Geene.

— А наши законодатели под воздействием лобби страховых компаний извращают смысл страхования как такового».

Автовладелец Geene не совсем прав: в законе об ОСАГО как раз прописано, что если сумма ущерба не превышает лимит 400 тыс. рублей, то никаких дополнительных требований к виновнику ДТП предъявлено быть не может.

«Такие требования о возмещении убытков с виновного водителя являются незаконными, — говорит специалист практики уголовного и административного права Национальной юридической службы «Амулекс» Юрий Суровцов.

— С виновного лица могут быть взысканы лишь убытки страховой компании, превышающие максимальный размер страховой суммы для возмещения имущественного ущерба в размере 400 тысяч рублей (статья 7 закона об ОСАГО)».

В данном случае между страховыми компаниями правоотношения не регулируются законом об ОСАГО, добавляет юрист.

К отношениям между страховщиком, оплатившим потерпевшему ремонт автомобиля по каско, и страховщиком, с которым у виновника заключен договор ОСАГО, должны применяться общие положения законодательства о полном возмещении вреда (статьи 15, 1064 ГК РФ).

Следовательно, страховая компания по каско имеет право требовать полного возмещения убытков, связанных с ремонтом автомобиля потерпевшего в ДТП водителя, от страховой компании по ОСАГО, а никак не от виновника ДТП, застраховавшего свою ответственность.

Невозможность законного обращения требования на страхователя подтверждает и Российский союз автостраховщиков (РСА). Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, однако, считает, что разница в стоимости ремонта по каско и по ОСАГО — зона ответственности страховщика каско.

«Единственная выплата, которая положена потерпевшему при ущербе до 400 тысяч рублей, — это та, что произвел страховщик в рамках лимита и по Единой методике (ЕМ). Если лимит не был превышен, никаких дополнительных требований к виновнику предъявлено быть не должно, — разъясняет он.

— Если дилерские услуги оказались более дорогими, это не влияет на виновника. Эта разница должна падать на страховщика, который осуществил страхование каско, — для того и существует этот вид страхования. Что ему (страховщику потерпевшего. — Прим. Банки.

ру) положено по закону об ОСАГО, он получил от страховщика виновника. Дальше он не должен предъявлять претензии ни виновнику, ни его страховой компании».

А судьи что?

Если все прописано в законе, откуда же тогда взялись массовые претензии страховщиков к виновникам ДТП и почему суды встают на сторону страховщиков? Мотивируя свою позицию, главный герой постов в «Народном рейтинге» Банки.

ру «Росгосстрах» ссылается на постановление № 6-П от 10.03.17 Конституционного суда РФ (на него же опираются и судьи в реальных делах). «Подробный анализ (Верховным судом. — Прим. Банки.

ру) подобных споров был обусловлен неоднородностью толкования норм действующего законодательства и неоднородной судебной практикой, что порождало нарушение имущественных прав потерпевших, в частности права на полное возмещение вреда, — отмечается в комментарии пресс-службы «Росгосстраха». — С учетом указанного постановления судебная практика изменилась, и теперь потерпевший может рассчитывать на полное возмещение своих расходов».

Конституционный суд в своем разъяснении ссылается на статью 1072 ГК, в которой указано, что в случае, когда гражданская ответственность виновника была застрахована, а страхового возмещения недостаточно для полного возмещения вреда, «разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба подлежит возмещению причинителем вреда». Но не уточняет при этом, о чем идет речь — о компенсации ли износа, о размере ущерба свыше лимита по ОСАГО или о разнице между стоимостью дилерского ремонта (по каско) и ремонта по ценам Единой методики (по ОСАГО). Не уточняется и то, кто должен компенсировать разницу — виновник ДТП или его страховая компания.

В РСА считают, что нечеткость формулировок и привела к появлению волны писем к страхователям, а вслед за ними и исков.

«Было очень специфичное разъяснение Пленума Верховного суда, которое привело к тому, что некоторые филиалы, менеджеры, иногда и компании стали посылать письма (с требованием заплатить компенсацию. — Прим. Банки.

ру), — комментирует этот документ Евгений Уфимцев. — Мы со стороны РСА можем это ограничивать только своими разъяснениями, что так делать не нужно. Другого пути у нас нет».

Исполнительный директор РСА уверен, что «если такие компании пойдут в суд, они со стопроцентной вероятностью выиграют, исходя из разъяснения Верховного суда», хотя в законе стоимость ремонта по Единой методике считается реальным ущербом, который виновник нанес.

Между тем много вопросов и к самой Единой методике расчета — этот вопрос уже поднимался неоднократно.

«Если между ЕМ и стоимостью ремонта по каско, который производится по «оптовым» ценам страховщиков, возникает разница, то это однозначно говорит о «недостатках» методики, которую фактически разрабатывают сами страховщики в рамках их профобъединения», — считает руководитель направления «Страхование» Банки.ру Дмитрий Жуков.

«С возмещением разницы, полученной в результате вычета износа, можно с натяжкой согласиться, хотя вопрос очень спорный», — говорит эксперт, поясняя, что в большинстве случаев поврежденную деталь можно заменить только на новую.

«Выставление же требований страхователю компенсировать разницу между стоимостью запасных частей, лакокрасочных материалов и нормо-часов, обозначенной в ЕМ, и рыночными ценами на эти составляющие ремонта, если не превышена максимальная сумма страхового возмещения 400 тысяч рублей, выходит за грань банальной логики. Если в ЕМ стоимость любой из этих составляющих будет занижена относительно рыночной цены (а таких примеров множество), то при использовании трактовки решения Конституционного суда, применяемой, в частности, «Росгосстрахом», эта разница будет возложена на виновника. А разница может быть соизмерима, а то и превышать компенсированный в рамках ОСАГО ущерб».

Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение.

Страховщики против… страховщиков

Несмотря на высказывания пользователей о том, что подобные иски могут быть выгодны всем страховщикам, теория заговора здесь явно притянута за уши, — Евгений Уфимцев признался, что по мере расширения такой практики вопрос о ее недопустимости неоднократно поднимали сами страховые компании.

Более того, по сведениям Банки.ру, инициативная группа внутри РСА разработала проект позиции союза автостраховщиков по этому больному вопросу (документ имеется в распоряжении Банки.ру).

«В последнее время на страховом рынке появилась активная практика предъявления страховщиками суброгационных требований причинителям вреда наряду с предъявлением такого требования страховщику ОСАГО не только в случае превышения лимита выплаты по ОСАГО, но и в пределах установленной законом об ОСАГО страховой суммы, — говорится в проекте документа. — Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение, поскольку полную защиту от требований к нему как к виновнику ДТП полис ОСАГО не обеспечивает».

Это негативно сказывается на отношении потенциальных потребителей страховых услуг к ОСАГО и провоцирует расширение страхового мошенничества в этой сфере страхования, отмечают составители документа.

Подчеркивая, что такие требования дискредитируют и установленный порядок осуществления выплат по ОСАГО, основанный на ЕМ и правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства. В этой связи президиуму РСА предлагается «считать нецелесообразным» предъявление подобных требований виновнику ДТП.

Проект документа, по словам источника Банки.ру, находится на согласовании в президиуме РСА. Если он будет принят, то РСА распространит его между всеми своими членами.

Однако пока страховщики пытаются выработать единую позицию, письма страхователям продолжают приходить, а иски поступают в суды. В этой ситуации важно помнить о том, что сдаваться раньше времени не стоит: заявленные фактические расходы на ремонт могут быть оспорены в суде.

Суд может уменьшить размер возмещения, если удастся доказать, что пострадавший и/или его страховая компании завысили сумму или вышли за грани разумного.

То есть если пострадавший в ДТП отремонтировал свой раритетный автомобиль непосредственно в компании-производителе где-нибудь в Германии по договору каско, то, скорее всего, виновнику ДТП удастся избежать дополнительных выплат.

Юрий Суровцов полагает, что в сложившейся ситуации, если заявленная страховой компанией по каско сумма убытков не превышает 400 000 рублей, автовладельцу следует возражать против такого требования. Указав, что в данном случае надлежащим ответчиком должна являться страховая компания, с которой у автовладельца заключен договор ОСАГО.

Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru

Источник: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10539446

Смотрите, какая тема — Доплата разницы виновником по ОСАГО: что законно, а что нет?

Взыскание средств за ущерб от ДТП с виновника сверх выплаченных страховой компанией

Показать содержание

  1. В законе 2020 года, действительно, предусмотрена обязанность виновника возмещать ущерб от ДТП даже в случае, когда его ответственность застрахована по ОСАГО.
  2. Требовать деньги с виновного водителя может как потерпевший, так и страховая компания.
  3. Можно спорить с требованием в суде, но иногда это не выгодно.
  4. Если вам предъявлено требование в рамках ОСАГО, хорошенько обдумайте свои дальнейшие действия, по возможности обратитесь за консультацией к специалистам в этой области.

     

Не так давно вопросом о возмещении ущерба за ДТП задавались лишь те водители, которые вовремя не сделали полис ОСАГО или кто разбил чью-то очень дорогую машину.

Однако, всё изменилось после того, как по данному вопросу высказался Конституционный суд. Теперь с подобным требованием доплаты может столкнуться почти каждый водитель, попавший по своей вине в ДТП.

В данной статье мы разберем законно ли такое требование, а также какие действия предпринять чтобы минимизировать долг.

Требуют доплатить – это законно?

Если формально подойти к данному вопросу, то конечно, любое требование законно. Не запрещено у нас требовать с кого угодно и что угодно. Важно то, удастся ли получить на законном основании желаемое.

Требовать ущерб в ДТП могут в следующих случаях:

  1. страховая компания отказала потерпевшему в возмещении;
  2. страховая выплатила потерпевшему сумму в 400 000 рублей, но этого мало – то есть размер реального вреда больше лимита;
  3. ущерб составил менее 400 000 рублей, и страховщик всё выплатил, но денег на ремонт все равно не хватило;
  4. страховая организация – банкрот, и потерпевший предъявил требования к виновнику ДТП;
  5. полиса ОСАГО у виновника не было, поэтому требуют всё с него.

Разберем подробнее все случаи и выясним, что законно, а что нет.

Случай №1: Отказ в возмещении по ОСАГО

В ситуации, когда страховщик отказывает потерпевшему в выплате, не всё однозначно. Он может отказать на законном основании, например, когда полис виновника оказался поддельным, или незаконно, нарушив тем самым права потерпевшего.

Но водитель, застраховавший свою ответственность, не должен отвечать за нарушения СК, поэтому такое дело надо доводить до суда и обязательно привлекать еще и страховщика.

Как вывод – нужно узнать и понять причину отказа в выплате по страховке. Если тот незаконен, то виновник не обязан ничего доплачивать. Если же отказ законный, то что делать… придётся платить.

Случай №2: Лимит выплаты

Требование основано на законе. Если вы, являясь виновником ДТП, разбили или повредили чью-то дорогую машину, то лимита по ОСАГО в 400 тысяч может не хватить на покрытие ущерба.

https://www.youtube.com/watch?v=IqRu0bN83CQ

В этом случае потерпевший будет взыскивать недостающее с вас уже законно, и доплатить вы будете по закону 2020 года должны. Даже если повреждения на месте ДТП не выглядят сильными – это не значит, что стоимость ремонта будет маленькая.

Отсюда сразу совет! Тщательно фотографируйте все повреждения другого авто, а лучше еще и своего, вдруг вы столкнётесь с “ушлыми” ребятами, которые захотят заменить за ваш счет уже ранее поврежденные детали на авто.

Случай №3: Потерпевшему не хватает того, что ему выплатили

Именно данная ситуация приобретает в настоящее время массовый характер. Водители, виновники в ДТП, с недоумением реагируют на требование доплаты, ведь все уверены, что в случае, когда ущерб менее 400 000 рублей, за всё платит страховая.

Но как оказалось, безоблачно всё только на словах и в экранах телевизора, на деле же ОСАГО страхует вашу ответственность частично.

С этим можно не соглашаться, но точку в вопросе поставил Конституционный суд в своём Постановлении 6-П от 10 марта 2017 года.

Конечно, он не указал на то, что любой потерпевший сможет требовать деньги с виновника, но указал ситуации, в которых такое требование будет законно и обосновано.

Более подробно мы обсудим данный вопрос немного ниже.

Случай №4: Банкротство страховой

Обанкротившийся страховщик – еще не повод платить потерпевшему за ДТП. Данная ситуация полностью регулируется законом, и подобное требование может заявить только тот, кто закон этот самый не читал.

Потерпевший должен сам обращаться в РСА (Российский Союз Автостраховщиков) за компенсационной выплатой. Но, получив такую выплату, он сможет наравне с собственниками авто из ситуации №3 требовать доплатить, сумма уже будет не такая большая, но всё же, такое право у них есть.

Случай 5: Виновник без страховки

Здесь всё просто! Пожалев некоторую сумму денег на полис ОСАГО, виновник будет вынужден не просто доплатить, а весь ущерб целиком заплатить из своего кармана. А те, кто делают псевдоОСАГО, лишь бы было что предъявить гаишникам, и деньги тратят, и от ответственности не застрахованы.

Если требует страховая по ОСАГО?

Деньги с виновника ДТП может требовать не только потерпевший, но и сам страховщик. Один из случаев, когда страховая компания требует сумму выплаченного ущерба с водителя в порядке регресса.

Регресс – это так называемое право обратного требования. То есть страховщик, который уже заплатил за водителя, требует эти деньги назад.

Ситуации, когда такое право появляется у страховщика по ОСАГО, указаны в статье 14 Закона, актуального на 2020 год.

Требования страховщика, как правило, основаны на законе и полностью избежать регресса сложно. Виновник может оспаривать не только само требование, но также спорить и по сумме страховой выплаты.

Если страховщик требует доплату по КАСКО?

Второй случай, когда СК может требовать оплатить ущерб от ДТП – это суброгация. То есть, когда право требования переходит к страховщику, возместившему ущерб, но не по автогражданке, а имущественному страхованию (договору КАСКО). Стоит отметить, что в таком случае к страховщику переходит право требования всего ущерба, то есть и к СК по ОСАГО, и к виновнику.

В таком случае правила возмещения виновником разницы между выплатой по ОСАГО и полной стоимостью ущерба точно такие же, как если бы требовал сам потерпевший.

Стоит обращать внимание на сумму требований и на список ремонтных воздействий. Не исключены случаи, когда СТО по КАСКО чинят иные повреждения или неисправности авто и потом включают эти ремонтные воздействия в сумму возмещения от ДТП.

Что делать в первую очередь?

Ваши действия в первую очередь будут зависеть от того, кто предъявил вам требование о доплате и каким образом.

Сперва потерпевший или страховщик могут просто позвонить или направить досудебное требование. Это даже лучше, есть больше времени на осмысление ситуации и поиск доказательств со своей стороны.

Доказательствами в этом случае могут быть фотографии или видеозапись, которую вы сделали на месте ДТП, где будет видно, какие повреждения были получены в ДТП.

А нужны они потому, что требования скорее всего будут основаны на экспертизе истца и его фотографиях. Спорить с ними можно, только имея другие доказательства иного размера ущерба.

Также можно попробовать запросить экспертизу или калькуляцию, на основании которых вам предъявляют конкретную сумму.

Многие ошибочно полагают, что у потерпевших или СК есть обязанность приглашать виновника на осмотр и экспертизу поврежденного автомобиля, но это не так. Такое приглашение может поступить только по их доброй воле.

Если будут заявлены регрессные требования, то нужно в первую очередь смотреть, на каком основании они предъявляются. Законно ли такое требование.

Когда дело уже в суде, тогда в первую очередь нужно идти в суд и знакомиться со всеми материалами дела. Фотографировать каждый лист дела, чтобы знать, какие требования предъявляются и на основании чего. Ну а дальше уже действовать по ситуации, исходя из материалов дела.

Если потерпевшему выплатили слишком мало

Все мы знаем, что денег много не бывает, но требования так или иначе должны быть обоснованы. Обосновать свои финансовые претензии потерпевший может тем, что страховщик либо выплатил мало, либо совсем ничего не выплатил.

И здесь всё достаточно просто – если страховая компания заплатила в полном объёме на основании расчётов по Единой методике, то далее спрос доплаты только с виновника ДТП по разнице между расчётом с учётом износа и без износа. Если же это страховщик не доплатил (что показывает результат экспертизы), то спрос и с него, и с виновника.

Но не исключен случай, когда страховщик ремонтировал авто, но потерпевший доплачивал за ремонт из своего кармана.

Если потерпевший доплачивал сам при направлении на ремонт, то в суде необходимо давить на то, что при ремонте не могут использоваться б/у или низкокачественные материалы, а страховщик обязан произвести ремонт качественно, сертифицированными (оригинальными) деталями в полном соответствии с технологией завода изготовителя. Поэтому и доплата потерпевшего, возможно, была необоснована.

Выплата с учетом износа

По закону страховое возмещение в форме денежной выплаты производится за вычетом суммы износа заменяемых деталей, узлов, агрегатов. Максимально, износ может быть равным 50%.

Важно еще понимать, что стоимость ремонта, рассчитанная в соответствии с Законом об ОСАГО, может отличаться от рыночной стоимости ремонта. В таком случае сумма требований потерпевшего будет еще больше, так как он будет требовать не только износ, а всю разницу. Более детально данный вопрос мы рассмотрели в статье про требования разницы износа с виновника.

Независимая экспертиза насчитала больше

После выплаты страховщика потерпевший может сделать еще и свою экспертизу, которая будет более подробной и отражать все возможные повреждения. Тогда сумма ущерба будет больше выплаты. В таком случае правильно судиться еще и со страховщиком, на предмет доплаты, а не только с виновником ДТП.

Страховщик не выплатил

Страховая компания может вообще отказать потерпевшему в выплате. Тут многое зависит от причин отказа. Но ключ в том, законно или нет был дан отказ.

Ведь, если виноват страховщик, то судиться нужно с ним. Но тут судебная практика 2020 года говорит о том, что суд обязан привлекать страховщика к участию в деле, если в итоге иск будет подан только к виновнику ДТП.

Если был ремонт

В случае возмещения ущерба в натуре страховщик оплачивает восстановительный ремонт на СТОА. Но на станции у потерпевшего могут попросить доплатить за ремонт.

Доплатив, потерпевший может попробовать взыскать данную сумму с виновника. В таком случае необходимо детально разбираться в материалах и доказательствах, так как здесь много тонкостей, не ясно, на каком основании и за что доплачивал потерпевший, законно или его просто обманули на станции.

Стоит ли ждать суда или заплатить сразу?

Для ответа на данный вопрос стоит оценивать и соотносить сумму предъявляемых к вам требований с возможными затратами на уменьшение размера требований. Речь идет о стоимости услуг представителя и стоимости судебных экспертиз.

Если сумма требований небольшая, то есть смысл предложить потерпевшему мировое соглашение с условием, что вы платите меньшую сумму, но сразу, нежели потом через суд он сможет с вас получить эти деньги через год или даже больше.

Для примера, рассмотрим такой случай.

  • Потерпевший требует с вас как с виновника 70 000 рублей.
  • При этом, услуги представителя в суде по такому делу обойдутся ему в 20-40 тысяч рублей, а проведение судебной экспертизы примерно в 30 000.
  • Но полностью признать требования потерпевшего незаконными скорее всего не удастся, и, потратив довольно-таки большую сумму денег, вы будете должны заплатить потерпевшему.

Поэтому и встает вопрос, что выгоднее, заключить мировое, допустим, на 50 000 рублей или судиться.

Еще стоит учитывать, что изначально потерпевший может не заявлять о расходах на юриста, которые заявит в случае вынесения решения в его пользу.

Поможет ли адвокат в суде?

В суде ваши интересы может представлять не только адвокат, но и любой другой человек с юридическим образованием или даже без него. Важно искать человека, который разбирается в данном вопросе и, можно сказать, специализируется на судах со страховыми компаниями именно по ОСАГО.

Вероятность того, что такой человек поможет, больше. Но если требования потерпевшего или страховщика в доплате с виновника ДТП будут полностью основаны на законе, и размер требований не будет завышен, то представитель может и не помочь, разве что, потянуть время, чтобы отсрочить взыскание требуемых сумм.

Источник: https://TonkostiOSAGO.ru/vyplata/doplata-raznicy-vinovnikom-po-osago-chto-zakonno-a-chto-net

Взыскание материального ущерба с виновника ДТП сверх лимита ОСАГО + иск в суд на виновника аварии о возмещении разницы между выплаченной страховкой и реальным имущественным вредом причиненным автомобилю

Взыскание средств за ущерб от ДТП с виновника сверх выплаченных страховой компанией

Все мы в своей жизни по пути на работу и обратно подразделяемся на водителей пешеходов и пассажиров. И у каждого из нас есть риск стать участником происшествий на дороге.

Когда это произошло, то неизбежно ставится вопрос о компенсации всех понесенных страданий. Каким же образом осуществить возмещение вреда виновником ДТП сверх лимита ОСАГО?

Расскажем подробно в этой статье и приведем пример искового заявления.

Возможно ли взыскание ущерба, причиненного в ДТП, если ОСАГО не покрыла ремонт автомобиля

Если произошла авария на дороге, то в любом случае автомобиль является источником повышенной опасности. Тогда вред возмещается виновником события независимо от наличия его умысла во всем случившемся.

Для того, чтобы компенсировать затраты вследствие ДТП, необходимо доказать наличие вины. Это можно сделать посредством решения суда по делу об административном правонарушении.

Когда же последствия происшествия более тяжкие, то виновника может установить приговор по уголовному делу.

В результате произошедшей аварии возможно компенсировать как имущественный, так и вред здоровью. Причем оба эти вида ущерба возмещаются независимо друг от друга.

В случае если выплаты ОСАГО не хватило на ремонт автомобиля, то разницу взыскивают с виновника аварии. Если были жертвы и при наличии оснований, подают исковое заявление о взыскании компенсации за смерть кормильца в ДТП. 

С чего начать взыскание ущерба вследствие дтп с виновника

Для того чтобы осуществить возмещение вреда виновником ДТП, сперва следует определить его сумму. Если речь идет о материальном вреде, то в его состав входят расходы на восстановление здоровья и имущества.

Когда происшествие закончилось смертельным исходом, то виновник должен возместить и все затраты на похороны.

Размер имущественного вреда может складываться из документально подтвержденных затрат. Кроме того, не исключено, что по некоторым позициям может понадобиться и заключение эксперта.

Если же реальный ущерб документами подтвердить нельзя, то суд может взять за основу цены на товары и услуги, действующие в данный конкретный момент времени.

Перед подачей иска в суд рекомендуется направить претензию виновнику ДТП о возмещении ущерба.

Моральный вред пострадавшая сторона оценивает самостоятельно исходя из понесенных ею страданий. Однако суд вправе своим решением уменьшить заявленную сумму, если она будет несоразмерно завышена.

Часть материального вреда может быть возмещена страховыми компаниями как со стороны пострадавшего в ДТП, так и виновника аварии. В этом случае с последнего может быть взыскана сумма, не покрытая страховой выплатой.

Как взыскать ущерб с виновника дорожного происшествия

Итак, когда итоговая сумма ущерба определена, можно готовить исковое заявление в суд. Здесь важно правильно определить ответчика.

Когда причастной к аварии стала машина предприятия, то если происходит возмещение ущерба при ДТП, виновником формально считается именно фирма. В остальных же случаях иск предъявляется непосредственно к водителю машины.

Иск может быть предъявлен как в суд по месту жительства потерпевшего, так и на территории совершения ДТП. В случае когда сумма ущерба не превышает 50 000 рублей, то дело может рассмотреть и соответствующий мировой судья.

При причинении ущерба здоровью, в части его взыскания государственная пошлина не платится. В части взыскания морального вреда подобный платеж все же придется сделать.

При совершении виновником ДТП преступления, требования о компенсации имущественного вреда можно заявить в гражданском иске, адресованном следователю или суду, рассматривающего уголовное дело. Тогда соответствующие суммы будут отражены в отдельном пункте приговора суда.

После того, как сумма ущерба присуждена, виновник должен будет заплатить ее добровольно. В противном случае, в суде берется исполнительный лист и направляется судебным приставам для принудительного взыскания средств.

Как осуществить взыскание разницы с виновника ДТП?

Пример иска к виновнику аварии, если не хватило выплаты ОСАГО на ремонт

В Басманный районный суд города Москвы

107078, г. Москва, ул. Каланчёвская, д.11

Истец: Дмитриев Сергей Степанович

г. Москва, ул. Путинцева, д. 321 кв. 46

Ответчик: Александров Михаил Анатольевич

г. Москва, ул. Тимирязева, д. 21 кв. 89

Третье лицо: ПАО «Росгосстрах»

г. Москва, ул. Садовая, д. 87

Цена иска – 200 000 рублей

Исковое заявление

о взыскании материального ущерба с виновника ДТП

1 августа 2018 года на 325 километре трассы «Москва – Санкт-Петербург» произошло дорожно-транспортное происшествие. Я, Дмитриев Сергей Степанович, ехал на автомобиле ВАЗ 21-09 в сторону Москвы.

На пути движения навстречу мне выехал автомобиль Ford Focus, управляемый ответчиком Александровым Михаилом Дмитриевичем. Произошло столкновение, в результате которого была полностью повреждена передняя часть моего автомобиля.

Прибывшие на место сотрудники ГИБДД составили протокол об административном правонарушении и постановление о наложении на Александрова М. Д. административного штрафа. Виновником ДТП является именно он.

Я обратился в ПАО «Росгосстрах», страховой полис которого имел виновник ДТП. Страховая компания оплатила стоимость ремонта на сумму 400 тысяч рублей, как того требует законодательство об ОСАГО. Однако за полное восстановление автомобиля мне пришлось заплатить еще 200 000 рублей, что подтверждено документами, выданными на СТО.

Согласно статьи 1064 ГК РФ вред, нанесенный собственности, здоровью гражданина, компенсируется виновным лицом в полном объеме. Кроме того, в соответствии со ст. 1072 Гражданского кодекса в случае, если страховой выплаты недостаточно для полной компенсации  ущерба, разницу возмещает обладатель полиса ОСАГО.

На основании изложенной информации, и руководствуясь ст. ст. 1064, 1072 Гражданского кодекса Российской Федерации,

прошу суд:

1) Взыскать с Александрова Михаила Анатольевича в пользу Дмитриева Сергея Степановича 200 тысяч рублей в качестве материального ущерба, причиненного ДТП.

2) Судебные издержки возложить на ответчика.

Приложение:

1) Банковская квитанция по оплате госпошлины.

2) Документы по дорожно-транспортному происшествию.

3) Доказательства получения страхового возмещения по ОСАГО.

4) Акты выполненных ремонтных работ на станции технического обслуживания.

5) Платежный документ по оплате услуг СТО.

6) Копия иска с прилагаемыми материалами для ответчика и третьего лица.

Истец Александров М. Д.

 Иск к виновнику ДТП, если не хватило выплат ОСАГО

Часто страховки ОСАГО мало для того, чтобы компенсировать весь вред, нанесенный ДТП. Тогда недостающую сумму следует взыскивать с виновника дорожного события.

При этом полезно взять на вооружение такие рекомендации:

  1. В ряде случаев целесообразно провести экспертизу, которая определит реальные цифры по ущербу. Инициатором ее может быть и страховая компания.
  2. Важно иметь на руках документы как по получению страхового возмещения, так и доказательства оплаты ремонта за счет личных средств.
  3. С виновника ДТП взыскивается вред не только по имуществу, но и компенсация за увечья здоровью.
  4. Когда происшествие спровоцировал автомобиль предприятия, иск адресуется к не водителю, а к собственнику транспорта.
  5. В иске можно заявить в качестве отдельного требования взыскание морального вреда. Его наличие и величина обосновываются отдельно.

Нужно также правильно рассчитать платеж по госпошлине. В части возмещения телесных повреждений она не вносится. По ущербу машине пошлина рассчитывается по правилам, приведенным в пункте 1 статьи 333.19 Налогового кодекса.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Источник: https://sud-isk.ru/avt-yur/iski-po-dtp/vzyskanie-ushherba-vinovnika-dtp.html

Может ли страховая компания взыскать деньги с виновника ДТП по ОСАГО — что делать и как избежать регресса

Взыскание средств за ущерб от ДТП с виновника сверх выплаченных страховой компанией

В последние годы автомобилисты все чаще сталкиваются с исками страховщиков, требующих возмещения средств, выплаченных по ОСАГО пострадавшим в аварии. Несмотря на наличие полиса, суды могут взыскать деньги с виновника ДТП. Для того чтобы защитить свои права, водителям необходимо знать нюансы обязательного страхования.

Изучение законодательства даст понимание того, имеет ли право страховая компания предъявлять регрессное требование к виновнику ДТП по ОСАГО, и можно ли выиграть в суде по иску с неправомерными претензиями.

Что такое регресс в страховании

Согласно Гражданскому Кодексу РФ человек или организация обязаны полностью возместить вред, допущенный в результате их действий (п. 1 ст. 1064). Но в том же пункте прописано, что обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Обстоятельства, при которых по обязательствам виновника происшествия отвечает иной гражданин или организация, предусматриваются законом или договором. Например, за вред, причиненный работником компании, отвечает работодатель (ст. 1068 ГК РФ), а за действия несовершеннолетних детей ответственность несут их родители (ст. 1073, 1074).

После выплаты возмещения предприятие или человек, понесшие затраты в результате чужих деяний, может взыскать оплаченные средства непосредственно с виновного лица.

Такая возможность предусмотрена п. 1 ст. 1081 ГК РФ. Право требовать возмещения средств с виновника происшествия носит название регресса или обратного требования.

Применительно к страховому бизнесу, а в частности к страхованию ответственности, действуют другие принципы. Страховщик берет на себя риски наступления определенных событий, за это получает плату со своих клиентов. При страховании автогражданки страховая компания (СК) обязуется оплатить вред, причиненный водителем, застраховавшим свою ответственность.

Если бы после каждой выплаты страховщик взыскивал деньги с водителя, терялся бы сам смысл заключения договора. Зачем человеку полис, если все равно придется платить за нанесённый ущерб? Поэтому право регресса возникает лишь в исключительных случаях.

Они предусматриваются законом или договором. Варианты ситуаций, при которых допускается обратное требование по автогражданке, перечислены в п. 1 ст. 14 Федерального закона № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности водителей транспортных средств» от 25.04.02 г.

(далее закон «Об ОСАГО», ФЗ-40).

Когда страховщик может взыскать средства в порядке регресса

Страховая компания — это коммерческое предприятие. Основная цель деятельности СК — извлечение прибыли. Для расчета страховой премии высчитывается вероятность наступления того или иного события.

Однако не все обстоятельства можно учесть. Например, нельзя предусмотреть намерения застрахованного лица. Поэтому любые действия, способствующие наступлению страхового события, рассматриваются как основание для отказа в выплате, или для регресса, если денежные средства перечислены.

Другие ситуации возникновения обратного требования — несоблюдение условий договора, сокрытие обстоятельств, влияющих на размер страховой премии и т. п. ОСАГО — обязательное страхование, условия которого регулируются законом.

Все основания для регресса перечислены в нормативном акте (ст. 14 закона «Об ОСАГО»). Других причин для иска страховщика к страхователю с обратным требованием быть не может.

Страховая компания может взыскать деньги с виновника в случае:

  1. Умышленного причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего.
  2. Отсутствия у виновника права управления автомобилем.
  3. Алкогольного, наркотического опьянения водителя.
  4. Сокрытия с места аварии.
  5. Виновник не вписан в полис ОСАГО.
  6. ДТП произошло в период времени, не предусмотренный страховым договором.
  7. Транспортное средство под управление виновного лица не прошло техосмотр, либо период действия диагностической карты закончился.
  8. Представлены недостоверные данные при оформлении полиса, приведшие к занижению страховой премии.

Отдельно следует упомянуть о причинах регресса при регистрации ДТП по Европротоколу. Так как пока практика оформления аварии без участия инспекторов ГИБДД небольшая, многие водители могут допустить ошибки, которые приведут к регрессному иску.

На страхователя при самостоятельном заполнении извещения о дорожном происшествии налагаются дополнительные обязанности, вызванные отсутствием подтверждения факта аварии сотрудниками полиции. В частности, он должен выполнить следующие требования:

  1. Представить свой экземпляр Извещения о ДТП страховщику. Срок исполнения — 5 рабочих дней.
  2. Не ремонтировать и не утилизировать автомобиль, участвовавший в аварии, в течение 15 календарных дней, исключая нерабочие праздники.
  3. По требованию страховщика предъявить ТС виновника для осмотра или независимой экспертизы. СК имеет право направить запрос о представлении транспорта в указанный выше срок — 15 календарных дней с момента аварии, не считая праздничных дней.

Как показывает судебная практика по регрессным искам, невыполнение любого из этих обязательств ведет к возникновению оснований для обратного требования выплаченных денег. Водителю придется оплачивать причиненный ущерб (п/п «з» п. 1 ст. 14 ФЗ-40).

Суброгация по ОСАГО с виновника ДТП

Регресс по ОСАГО часто путают с суброгацией. Между этими понятиями много общего, но есть и различия. Чем отличается суброгация от регресса, рассмотрим более подробно.

Прежде всего стоит отметить, что обратное требование может возникать в самых разных сферах — кредитных отношениях, в страховании, при выдаче поручительства, в трудовых взаимоотношениях и др. Суброгация применяется только в страховом бизнесе. Точное определение содержится в названии ст. 965 ГК РФ:

Суброгация — это переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба.

Для того чтобы разобраться в различиях, приведем выдержки из данной статьи кодекса:

Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

На первый взгляд смысл суброгации ничем не отличается от обратного требования. Страховая компания требует с виновника происшествия возместить выплаты, произведенные пострадавшему лицу. Но есть отличия:

  • суброгация возникает при имущественном страховании, а не при страховании ответственности, как у ОСАГО;
  • договор страхования заключен с лицом, чье имущество пострадало, а не с виновником происшествия.

Таким образом, применительно к ДТП разница состоит в том, что:

  1. Требование в порядке суброгации выдвигает страховщик невиновной в происшествии стороны, при регрессе иск подает страховая компания виновника.
  2. При суброгации между страхователем и страховщиком заключен договор КАСКО, если вред причинен автомобилю, договор страхования дачи, дома и т. п., если в аварии повреждено другое имущество. При регрессном иске основание — договор ОСАГО или ДСАГО.
  3. Иск страховой компании к виновнику ДТП в порядке суброгации содержит требования по возмещению вреда, причиненного имуществу, в порядке регресса — имуществу и здоровью человека.

По договору ОСАГО страховщик осуществляет выплаты в пределах лимита, установленного ст. 7 ФЗ-40. В 2020 году он составляет — 500 тыс. руб. для возмещения вреда жизни и здоровью, 400 тыс. руб. — при повреждении имущества каждому пострадавшему. Регрессный иск СК может заявить на выплаченную сумму. Если размер вреда выше, иск в суд подает сам потерпевший.

При суброгации страховой компании переходят все права пострадавшей стороны. Размер выплат законом не ограничен. Если у водителя, виновного в ДТП, есть полис ОСАГО, возмещение в пределах лимита (400 тыс. руб.) должно быть получено со страховщика по автогражданке. Иск к виновнику предъявляется только при недостаточности этих выплат или, если нет обязательной страховки.

Что делать, если страховая компания подала в суд на виновника ДТП

Страховые компании стремятся минимизировать свои убытки, поэтому не всегда требуют возмещение на законных основаниях. Поэтому не следует сразу отчаиваться и опускать руки. В некоторых ситуациях возможно выиграть суд.

Не стоит сразу соглашаться, если страховая прислала претензию с требованием возместить ущерб за ДТП. Хотя досудебное урегулирования исключает некоторые виды трат, суд может в разы уменьшить запрашиваемую сумму или даже отказать СК.

Для того чтобы оценить законность иска лучше обратиться к специалистам. Квалифицированные юристы, имеющие большой практический опыт, могут сразу оценить перспективы дела и указать направления для оспаривания требований.

При судебных спорах со страховыми компаниями применяются разные способы защиты. Ниже представлены некоторые из них.

Снижение размера выплат

Как показывает судебная практика, снизить размер претензий можно в 8 случаях из 10. По закону в обосновании суммы иска должен быть представлен отчет об оценке. Стоимость запчастей считается с учетом износа. Страховые компании часто обходятся заказом-нарядом, а запасные части считают по ценам официального дилера. Пересчет затрат может дать значительную выгоду.

Другой вариант — исключение из расчетов лишних деталей, работ. Объем требований зачастую включает ремонт узлов и конструкций, которые не могли пострадать в результате аварии. Например, замена левой передней фары при ударе в заднюю часть ТС. Бывает, что одни и те же работы или запчасти повторяются в отчете несколько раз. Их также следует оспорить.

Признание ответчика невиновным в ДТП

После анализа всех материалов аварии иногда даже при наличии справки ГИБДД можно выявить невиновность водителя.

Если при проверке обоснований оплаты пострадавшему водителю будет выявлено отсутствие важных документов, на возмещение вреда можно признать незаконным.

Как видно из этих примеров, письмо от страховой не является окончательным приговором. Большому количеству автомобилистов удается успешно противостоять страховщикам и выигрывать споры либо снижать суммы возмещения.

Может ли страховая компания взыскать деньги по КАСКО

При КАСКО отсутствуют основания для регресса к виновному лицу. Но виновник происшествия может быть привлечен к ответственности в порядке суброгации. Отвечать он будет, если для покрытия вреда не хватает лимита по ОСАГО (ДСАГО) или если отсутствует полис по автогражданке.

До достижения максимальной суммы (400 тыс. руб.) ответственность перед пострадавшей стороной, а в случае перехода прав перед страховщиком по КАСКО, несет компания, застраховавшая гражданскую ответственность водителя-виновника. Взыскать по КАСКО можно только возмещение имущественного вреда.

Как избежать регресса по ОСАГО

Для того, чтобы не возникло обратное требование страховщика по автогражданке, водителям следует соблюдать условия страхования и ПДД, а именно:

  • вовремя проходить техосмотр;
  • не садиться за руль пьяным или под воздействием наркотиков;
  • включить всех водителей в полис;
  • учитывать при страховании реальный период нахождения за рулем;
  • не обманывать СК с целью снизить стоимость полиса или получить выплаты в обход закона;
  • соблюдать сроки извещения страховой и представления авто при оформлении ДТП по Европротоколу.

Один из частых вопросов, что делать, если страхователь не известил страховую фирму в течение 5 дней? Такое бездействие является основанием для регрессного иска по ОСАГО при оформлении ДТП без сотрудников полиции. Избежать ответственности в этом случае вряд ли удастся, но в каждом деле могут быть свои нюансы. Обязательно проверить расчеты в обосновании иска. Возможно, получится снизить сумму.

Если авария оформлена с помощью сотрудников ГИБДД, а виновник не сообщил в страховую, и теперь требуют возмещение ущерба, то такой иск неправомерен. Его можно оспорить полностью.

Срок исковой давности по регрессу

При проверке законности иска важен срок давности по регрессу ОСАГО. Страховые часто затягивают подачу требований, в надежде, что человек забудет о происшествии и не будет возражать при наличии расхождений с реальными фактами. Поэтому иногда они могут пропустить сроки подачи искового заявления в суд.

Когда страховая компания взыскивает компенсацию с виновника ДТП за пределами сроков исковой давности, можно оспорить иск на этом основании.

По требованиям, вытекающими из договоров страхования риска ответственности при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу, страховые компании могут подать иск в течение трех лет (п. 2 ст. 966 ГК РФ). Срок начинает течь с момента осуществления выплаты.

По договорам в порядке суброгации страховая компания взыскивает средства вместо пострадавшего лица. В этом случае действует общий срок исковой давности — три года (ст. 196 ГК РФ). Однако отсчитывается он с момента аварии, а не выплаты денег.

Источник: https://AvtoPravil.net/vzyskanie-deneg-s-vinovnika-dtp-po-osago-strahovoj-kompaniej.html

Ответы адвоката
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: