Вправе ли заказчик по 44-ФЗ требовать сертификат соответствия?

Содержание
  1. Сертификат соответствия на продукцию в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ 2020 г
  2. 2. Проверка подлинности сертификата соответствия
  3. 3.1. Образец Сертификата соответствия по 44-ФЗ, 223-ФЗ (обязательная сертификация)
  4. 3.2. Образец Сертификата соответствия по 44-ФЗ, 223-ФЗ (добровольная сертификация)
  5. Требования к товару по 44ФЗ в соответствии с ГОСТ
  6. Варианты установления требований о соответствии ГОСТу
  7. Показатели, отличные от ГОСТ. Вправе ли установить требование?
  8. 1. Требования к характеристикам, не предусмотренные ГОСТом
  9. 2. Требования находятся в более узком диапазоне, чем предусмотрено ГОСТом
  10. 3. Допустимый диапазон выходит за рамки ГОСТа
  11. Подведем итоги
  12. Сертификат соответствия
  13. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982
  14. Документ: Письмо Минэкономразвития России от 22.06.2016 N Д28и-1710
  15. Что такое сертификат ГОСТ Р
  16. Кто его выдает
  17. Зачем он нужен производителю
  18. Для чего он потребителю
  19. Виды документа:
  20. Обязательный
  21. Добровольный
  22. ПОСТАВЩИКИ, ЭТО ДЛЯ ВАС! ПРО СЕРТИФИКАТЫ И ДЕКЛАРАЦИИ СООТВЕТСТВИЯ
  23. Постановление Правительства №99: общие и дополнительные требования к участникам закупок по 44-ФЗ
  24. Правовое регулирование
  25. Перечень общих требований
  26. Что относится к дополнительным требованиям
  27. В каких случаях допускаются
  28. Документы, которые подтверждают соответствие требованиям
  29. Избыточные требования
  30. Чем грозит несоответствие требованиям
  31. Подтверждение качества и требования к сертификации продукции в закупках по 44-ФЗ
  32. Обязательные декларации соответствия
  33. Добровольная сертификация продукции в Российской Федерации
  34. Требование соответствия продукции стандартам в государственных и муниципальных закупках
  35. Применение диапазонных значений (отклонений) ГОСТ в документах закупки
  36. Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий

Сертификат соответствия на продукцию в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ 2020 г

Вправе ли заказчик по 44-ФЗ требовать сертификат соответствия?

Закажите бесплатную консультацию

И мы поможем вам в решении вашего вопроса

Подать заявку
1. Нужен ли сертификат соответствия?
2. Проверка подлинности сертификата соответствия
3. Скачать сертификат соответствия
4.

 инструкция “Подтверждение заказчику качества поставляемого товара по 44-ФЗ, 223-ФЗ”

Согласно российскому законодательству товар, являющийся объектом государственного контракта, обязан обладать соответствующим уровнем качества.

Документом, который должен гарантировать качество поставляемого товара, является сертификат соответствия. Для ряда произведенных продуктов наличие этого документа считается обязательным, о чём исполнитель контракта должен быть информирован, как и о порядке получения данной бумаги.

Сертификат – это документ, дающий подтверждение соответствия поставляемой продукции предъявляемыми к ней по договору требованиям безопасности и качества. Поучить его можно в специализированном сертификационном учреждении в форме стандартного бланка.

Предварительно эксперты изучают сертифицируемый продукт в лаборатории, проверяют наличие и правильность сопроводительных документов. В итоге заказчик получает на руки искомое подтверждение качества своего товара. Регламент процедуры получения сертификата прописан в нормативных актах 162-ФЗ (29.06.2015) и 184-ФЗ (27.12.2002). Ряд положений сформулирован в отдельных правительственных постановлениях.

1.1.1. Серийный продукт, который должен сертифицировать сам производитель.
 1.1.2. Объект контрактных договоренностей, экспертную проверку которого могут провести как заказчик, так и поставщик. Обязательное условие: компания должна быть резидентом России.
1.1.3. Партия поставляемой продукции, если товар представляет собой штучную продукцию, дальнейшее производство которой не предусмотрено.    Во всех перечисленных случаях факт сертификации вносят в единый реестр, находящийся на сайте Федеральной службы аккредитации. В десятидневный срок предоставляется информация о товаре, сроках сертификации, видах и результатах экспертизы.
Возникли сложности с заполнением документов?

         Закажи грамотную помощь в заполнение документов у наших специалистов, с оплатой за результат

Обратиться к специалистам
Сертификат соответствия дает своему обладателю следующие преимущества:
1) Товар с проверенным качеством может поставляться в детские учреждения и больницы.

2) Растет потребительский спрос на данный товар, поскольку на современном рынке в первую очередь учитываются такие критерии как безопасность и качество продукции.
3) Поставщик может выйти на экспортный уровень, поставляя свой продукт за рубеж.

4) Сертификация продукции, особенно выполненная авторитетными экспертными организациями, повышает деловой имидж компании-производителя.  
Сертификация может быть обязательной (перечень изделий, подлежащих обязательной сертификации, определяется постановлением правительства РФ).

Без сертификата качества продавать товары из этого списка противозаконно. Существует и добровольная сертификация, которую заказывает производитель, уверенный в качестве своей продукции и желающий активно участвовать в тендерах. Её проводят по инициативе производителя.

Если компания хочет доказать покупателям качество и безопасность своей продукции, она может получить на не сертификат соответствия. При участии в тендерах этот документ придется очень кстати.

Госзаказчик может потребовать сертификат соответствия только той продукции, которая включена в перечень товаров, нуждающихся в обязательной сертификации, согласно письму Минэкономразвития, No Д28и-1710 от 22 июня 2016 года.

Требования сертификата соответствия на продукты, подлежащие добровольной сертификации, можно предъявлять лишь при достаточной аргументации необходимости наличия добровольного сертификата. В противном случае, подобное требование будет расценено как дискриминационное ограничение конкуренции.

Для получения данного документа следует предоставить: копии уставных документов кампании, свидетельств ИНН и ОГРН, сопроводительные документы на сертифицируемый товар, заявление предусмотренного образца. Данная документация направляется экспертам сертификационного центра, которые изучив продукт экспериментально, выносят соответствующую резолюцию.

Если товар признается соответствующим предъявленным стандартам, выдается сертификат качества сроком действия от 1 года до 5 лет. Если результат отрицательный, просьбу о сертификации отклоняют. 4. Реквизиты сертификата: 1) название сертификационного центра; 2) сведения о заказчике; 3) информация о продукции, с указанием идентификатора, выделяющего ее из класса аналогичных товаров; 4) технический регламент продукта; 5) список документации, на основании которой был присвоен сертификат; 6) схема сертификации; 7) результаты проведенной экспертизы; 8) сроки сертификации; 9) подпись руководителя центра и печать. При положительном решении информация о присвоении продукту сертификата соответствия заносится в единый реестр. 

2. Проверка подлинности сертификата соответствия

 Самостоятельная экспертиза подлинности сертификата.
Как можно самостоятельно проверить на подлинность сертификат качества? Сведения обо всех выданных в РФ сертификатах есть в открытом доступе на сайте Федеральной службы по аккредитации: fsa.gov.ru.

На главной странице открываем вкладку «Реестры», затем выбираем в новом окне «Сертификаты соответствия». В окне под названием «Номер сертификата», вводим идентификационный номер проверяемого сертификата. Если его нет, можно искать по данным заявителя, производителя, дате получения.

Финальный шаг – графа «Статус»: зеленый круг – сертификат в норме, оранжевый – действие приостановлено, красный – аннулирован. Если срок выдачи сертификата не превышает десяти дней, его может не быть в реестре, тогда надо дождаться, когда он будет туда занесён. Если искомый сертификат отсутствует, перед нами – подделка.

Следует обратиться для проверки в техподдержку сайта, если вы все сделали верно, а сертификата в реестре нет, следует написать заявление о мошенничестве. Согласно п. 3 части 5 статьи 66 44-ФЗ, в составе второй части заявки участник должен предоставить копии сопроводительных документов к товару, удостоверяющих его качество.

Но там же говорится, что неправомочно требовать предъявления копий сертификатов, если они передаются вместе с товаром. То есть, для закупок, согласно 44-ФЗ, требование о наличии в заявке копий сертификатов незаконно. Но победитель торгов будет должен предоставить с товаром полный список сопроводительных документов.

Согласно части 2 статьи 2 223-ФЗ в документации о закупке могут содержаться требования к товару, порядок заключения и исполнение контрактов, а также иные положение. К разряду иных можно отнести и требования о предоставлении сертификатов соответствия на товар.

При этом предъявлять к потенциальным поставщикам требования, не прописанные в положении о закупке, нельзя. Из этого можно сделать вывод, что при проведении процедур в рамках 223-ФЗ заказчик может потребовать от участников предоставления в заявке сертификатов. Но такое требование должно быть обосновано и указано в закупочной документации

3.1. Образец Сертификата соответствия по 44-ФЗ, 223-ФЗ (обязательная сертификация)

Скачать образец Сертификата соответствия по 44-ФЗ, 223-ФЗ (обязательная сертификация) бесплатно можно здесь

3.2. Образец Сертификата соответствия по 44-ФЗ, 223-ФЗ (добровольная сертификация)

Скачать образец Сертификата соответствия по 44-ФЗ, 223-ФЗ (добровольная сертификация) бесплатно можно здесь

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

© Центр Поддержки Предпринимательства

Обратно к списку

Источник: https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/obrazcy-dokumentov/sertifikat-sootvetstviya-na-produktsiyu/

Требования к товару по 44ФЗ в соответствии с ГОСТ

Вправе ли заказчик по 44-ФЗ требовать сертификат соответствия?

Заказчик самостоятельно принимает решение о том, какие требования к закупаемым товарам или используемым материалам должны быть установлены в документации. При этом Заказчик не обязан объяснять и обосновывать необходимость установления тех или иных требований, если они призваны обеспечить наиболее полное и качественное удовлетворение потребности учреждения.

Таким образом, 44-ФЗ предоставляет достаточно широкое правовое поле для Заказчика в сфере описания объекта закупки.

Варианты установления требований о соответствии ГОСТу

Существует несколько вариантов установления требований о соответствии товара ГОСТам.

Прежде всего, техническое задание может содержать только указание на то, что товар должен соответствовать определенному стандарту, при этом Заказчик не указывает, какие именно конкретные характеристики товара необходимо предоставить участнику в составе заявки. Это один из самых простых вариантов, обеспечивающий наиболее полную конкурентную среду.

Кстати говоря, такой вариант является предпочтительным с точки зрения антимонопольного органа. И действительно, в данном случае возможность ограничения или введения в заблуждение участников ничтожно мала.

Вместе с тем, не стоит забывать, что некоторые ГОСТы содержат достаточно общие и емкие диапазоны характеристик материалов.

Чаще всего ситуация такова, что Заказчик, помимо установления общего требования о соответствии стандарту прописывает более конкретные требования к материалу.

Можно долго спорить о том, по каким причинам встречаются подробные и объемные технические задания, но, так или иначе, необоснованность таких требований доказать бывает достаточно сложно.

Однако и Заказчику не стоит чересчур увлекаться, поскольку при рассмотрении некоторых жалоб, антимонопольным органом принимается решение о чрезмерности и необъективностиустановленных требований, что ведет к ограничению количества участников закупки. Поэтому будьте готовы к тому, чтобы обосновать вашу потребность именно в тех показателях, требования к которым установлены в документации.

Показатели, отличные от ГОСТ. Вправе ли установить требование?

К сожалению, 44-ФЗ не содержит четких инструкций относительно того, каким именно образом Заказчик вправе варьировать требования к характеристикам, предусмотренным стандартами.

Закон содержит достаточно расплывчатое указание на то, что если Заказчиком не используются установленные техническими и иными стандартами показатели, то документация должна содержать обоснование установления именно таких требований.

https://www.youtube.com/watch?v=RpVBkS0foNU

Органы власти в своих разъяснениях также расходятся во мнениях относительно правомерности и неправомерности в данном вопросе. Основываясь на судебных решениях можно прийти к выводу, что существуют три возможных варианта.

1. Требования к характеристикам, не предусмотренные ГОСТом

Установлены требования к характеристикам, не предусмотренные ГОСТом. Речь идет о том случае, когда помимо требования о соответствии ГОСТ Заказчик устанавливает требования к характеристикам, этим стандартом не предусмотренным вообще.

В данном случае, исходя из позиции суда, основную роль играет формулировка как раз о той самой потребности Заказчика и о самостоятельном решении в части установленных требований.

Если такое требование не ограничивает количество возможных производителей товара до единственного возможного, а также не противоречит иным установленным требованиям, нарушения законодательства отсутствуют.

2. Требования находятся в более узком диапазоне, чем предусмотрено ГОСТом

Требования к характеристикам товара в более узком диапазоне, чем это предусмотрено стандартом.

В том случае, если ГОСТом или иным стандартом установлен некий допустимый диапазон, а Заказчик по собственной инициативе сужает его до некоторых пределов, документация должна содержать обоснование такого сужения.

Разумеется, в данном случае следует иметь в виду, что некоторые диапазоны являются неизменными. Так, к примеру, очевидно, что размер фракции не является диапазоном, который можно изменить, как устанавливая требования, так и заполняя заявку.

Теперь, что касается самого обоснования. Законом не установлено, каким образом оно должно быть предоставлено, что именно должно содержать и насколько полно объяснять потребность. Ситуация аналогична разъяснениям к аукционной документации.

То есть, отсутствует обязанность какого-либо документального подтверждения или подробного описания необходимости сужения показателей. Опять же не нужно забывать об ограничении.

Если таковое отсутствует (и этот факт Заказчик может доказать), а также любое пусть даже формальное обоснование сужения диапазонов имеется в документации – Заказчик действует в рамках закона.

3. Допустимый диапазон выходит за рамки ГОСТа

Последний возможный вариант – когда допустимый диапазон выходит за рамки установленных стандартами требований. Разумеется, в этом случае техническое задание содержит требование о соответствии товара конкретному стандарту.

Так вот, судя по решениям судов выходить за рамки установленных стандартами требований, расширять их по собственному желанию нельзя и такое требование является нарушением законодательства о контрактной системе.

Подведем итоги

Подводя итог, следует еще раз напомнить об отсутствии четкой единой позиции относительно установления рассмотренных требований различными территориальными управлениями антимонопольного органа.

Для того, чтобы минимизировать риски, Заказчику следует, прежде всего, руководствоваться разумностью при установлении требований.

Не прописывайте те требования, которые откровенно неважны при выполнении работ или эксплуатации товара.

В ином случае всегда будьте готовы объяснить, почему Заказчику необходим товар, обладающий именно такой характеристикой и предъявить документальное подтверждение о том, что товар как минимум двух производителей соответствует совокупности требований.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее…

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/491-trebovaniya-k-tovaru-po-44fz-v-sootvetstvii-s-gost

Сертификат соответствия

Вправе ли заказчик по 44-ФЗ требовать сертификат соответствия?

Надоели отклонения заявок?

Нужно подготовить сложную форму 2?

Требуется защитить интересы в ФАС?

Обращайтесь!

 Наш принцип: Быстрота и надежность!

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификат соответствия – это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме:

1) декларирования соответствия;

2) обязательной сертификации (ст. 20 Закона о техническом регулировании).

В настоящее время действует единый перечень, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 г. № 620.

Что касается добровольной сертификации, то установление подобных требований для участников аукциона – это очевидное нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ. Данная норма устанавливает запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982

“Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии”

в п. 3 ст. 29 94-ФЗ сказано что Государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.

То есть я так понимаю условия из извещения переносятся в контракт, Соглашение же между сторонами может быть достигнуто не только путём составления единого документа, но и обмена документами…

На мой взгляд, в данной ситуации правда, увы, не на Вашей стороне.

Единственное, на чём можно выстраивать свои требования, на мой взгляд – опираться на неправомерность включения Заказчиком в извещении требований о предоставлении указанных сертификатов, если данная продукция не подлежит сертификации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 и как следствие – данное условие является ничтожным.

В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 66 44-ФЗ, в случае если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе, вторая часть заявки должна содержать копии таких документов, подтверждающих их соответствие.

Иначе говоря: правомерно требовать от участников электронного аукциона представить сертификаты, декларации и иные документы, если по законодательству товар подлежит обязательной сертификации, декларированию.

Документ: Письмо Минэкономразвития России от 22.06.2016 N Д28и-1710

Какие документы нужно оформить при приемке товара по 44-ФЗ?

В случае если поставленный товар соответствует требованиям заказчика, должен быть составлен документ о приемке товара. Данный документ должен быть подписан заказчиком, а если создавалась приемочная комиссия, то в акте приемки должны стоять подписи всех членов комиссии.

А сам документ о приемке должен быть утвержден заказчиком. Если заказчик привлекал к проведению экспертизы стороннюю организацию, эксперта, то акт приемки товара по 44-ФЗ должен учитывать выводы, отраженные в экспертном заключении. К акту приемки можно приложить заключение по экспертизе.

Если же заказчик полагает, что поставленный товар не отвечает требованиям контракта, то он должен подготовить мотивированный отказ от приемки товара по 44-ФЗ.

Такой документ должен быть направлен в адрес поставщика.

Установленного законом образца таких документов нет, поэтому составить их можно в свободной форме. Целесообразно отразить в приемочных документах следующие сведения:

поставленный товар и его стоимость;

результаты экспертизы;

заключение приемочной комиссии с учетом выводов эксперта;

список выявленных недостатков;

подписи членов приемочной комиссии.

Если в вашем контракте указано на необходимость применения Инструкций по приемке, то обратите внимание на требования п. 29 данной Инструкции, где указано, какие сведения необходимо включить в акт приемки.

Указанные документы должны быть оформлены в сроки для приемки товара, установленные законом или контактом.

Что делать, если заказчик не принимает товар по 44-ФЗ?

В практике нередки случаи, когда заказчик проводит экспертизу и обнаруживает, что поставленный товар не соответствует требованиям, отраженным в контракте, в техническом задании. В этом случае заказчик отказывается принимать товар, ссылаясь на нормы 44-ФЗ.

В этой ситуации заказчик направляет мотивированный отказ от приемки с указанием причин такого отказа и требованием устранить недостатки в установленные сроки.

Если поставщик согласен с заявленными недостатками и может их устранить, то он устраняет их. Производится повторная приемка товара.

Если же поставщик полагает, что товар качественный, то он может заказать независимую экспертизу качества поставленного товара, его соответствия требованиям технического задания.

Положительные результаты данной экспертизы поставщик может направить в адрес заказчика с требованием принять и оплатить товар, то есть направить досудебную претензию.

По истечении 30 дней с момента вручения претензии заказчику (или иного срока, установленного контрактом для рассмотрения претензии) поставщик может обратиться в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.

О том, как подать документы в суд, читайте здесь.

Также стоит заметить, что когда заказчик отказывается от приемки товара ненадлежащего качества, а поставщик не устраняет недостатки, то заказчик может в одностороннем порядке расторгнуть контракт (если такая возможность предусмотрена контрактом).

В случае расторжения контракта со стороны заказчика сведения о поставщике могут быть включены в реестр недобросовестных поставщиков.

Поэтому поставщику важно не только в судебном порядке обязать принять товар, но и участвовать в заседании ФАС по вопросу включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, а также обжаловать в суде решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

О сертификатах соответствия в жизни.

Сертификат соответствия (ГОСТ) необходим для производителей чего-либо. Данный документ способен помочь производителю выйти на обширные рынки, работать с сетевыми магазинами, крупными оптовыми компаниями. Отсутствие такого сертификата, сулит проблемами (если продукцию требуется сертифицировать по закону), а также плохо влияет на развитие самой компании – производителю.

Что такое сертификат ГОСТ Р

Это документ, который официально удостоверяет, что качество продукции или услуги соответствует стандартам, действительным на территории Российской Федерации.

Кто его выдает

Сертифицирование производят специальные центры, аттестованные в Федеральной службе по аккредитации.

Зачем он нужен производителю

Имея такой сертификат, производитель получает преимущество перед конкурентами, у которых его нет.

Сертифицированная компания обладает большим доверием потребителей, благодаря чему:

  • увеличивается их количество,
  • цена товара или услуги возрастает,
  • появляются дополнительные рынки сбыта,
  • в итоге растет прибыль.

Для чего он потребителю

Сертификат защищает покупателя от недобросовестного производителя, гарантирует, что предоставленный товар имеет надлежащее качество.

Виды документа:

Сертификат соответствия бывает двух видов: добровольный и обязательный. Обязательный выдается на бланке зеленого цвета, добровольный – голубого.

Сертификат – обязательный (ГОСТ Р)

Обязательный

Такой сертификат необходимо оформить, если товар включен в список продукции, которая должна пройти процедуру проверки качества. При торговле в Российской Федерации он необходим для предъявления таможенникам и контролирующим структурам.

Сертификат – добровольный (ГОСТ Р)

Сертификат – добровольный (ГОСТ Р)

Добровольный

Если продукции нет в перечне, то производитель оформляет добровольный сертификат. При этом он сам определяет критерии, по которым будут проверяться его товары.

Предприниматель, пренебрегающий получением этого документа, подобен скупцу, который платит дважды: цена на его товар ниже, чем могла бы быть, покупатели не доверяют его продукции, партнеры предпочитают работать с сертифицированными компаниями.

ПОСТАВЩИКИ, ЭТО ДЛЯ ВАС! ПРО СЕРТИФИКАТЫ И ДЕКЛАРАЦИИ СООТВЕТСТВИЯ

Нередко в тексте контракта вы можете увидеть фразу «при передаче товара поставщик должен предоставить заказчику сертификаты соответствия, декларацию о соответствии и другие документы, удостоверяющие качество товара».

Что это значит?

Сертификация – это оценка продукции на предмет ее соответствия установленным стандартам (описанным в технических регламентах).
Потому и говорят “сертификат соответствия”.

Она бывает добровольной и обязательной.

Добровольную мы не трогаем. Заказчики по 44-фз не имеют права требовать с поставщиков документы о такой сертификации.

Обязательную сертификацию продукция должна пройти, если она содержится в перечне такой продукции (постановление Правительства РФ № 982 от 01.12.2009).

В постановлении 2 перечня:
– товары, на которые необходимо получить сертификат соответствия
– товары, на которые необходимо получить декларацию о соответствии
То есть если товар в перечне про декларацию, то обязательно получаем декларацию. Если в перечне про сертификат, то обязательно получаем сертификат.

Важно: декларация о соответствии – это не декларация поставщика, что мол “мамой клянусь, хороший товар”. Декларация – такой же официальный документ от аккредитованной организации, как и сертификат.

Эти документы выдают сертификационные центры по итогам специальной процедуры. За плату. Как правило, их получают производители товаров (а поставщики могут использовать копии).

Если ваш товар НЕ указан ни в одном из этих перечней, то вам НЕ нужен ни сертификат, ни декларация.

Но тут возникает вопрос – нужно ли вам так называемое «отказное письмо».

Отказное письмо – это разъяснительный документ, где сертификационный центр официально отвечает, что продукция не подлежит обязательной сертификации.
В одно письмо можно включить несколько видов товаров. Письмо делают по запросу за пару дней, стоит недорого.

Обязательно ли получать отказное письмо?
Нет. Если заказчик на приемке требует от вас либо сертификат, либо декларацию, либо отказное письмо, можно ему ответить примерно так:

Товар, поставляемый по контракту, не подлежит обязательной сертификации, он не указан в соответствующих перечнях ПП № 982 от 01.12.2009. Закон не устанавливает обязанности по оформлению отказного письма.

Но многие поставщики экономят время и нервы, не пытаясь убедить госзаказчиков в своей правоте. Гораздо проще предъявить официальный документ – отказное письмо.

Источник: https://44fzrf.ru/sertifikat-sootvetstviya/

Постановление Правительства №99: общие и дополнительные требования к участникам закупок по 44-ФЗ

Вправе ли заказчик по 44-ФЗ требовать сертификат соответствия?

Федеральный закон 44-ФЗ устанавливает жесткий регламент проведения процедуры закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. В том числе законодатель установил требования, которые вправе предъявлять к потенциальным поставщикам государственные заказчики.

Правовое регулирование

Для принятия участия в закупке по 44-ФЗ поставщик должен соответствовать определенным требованиям. Все они прописаны в ст. 31 44-ФЗ. Не соответствующий требованиям участник не имеет права участвовать в торговой процедуре.

Требования, которые допускается предъявлять к участникам закупки, установлены Постановлением Правительства №99 от 2015 года. При установлении дополнительных требований информация об этом указывается в документации по закупке.

Вопросам применения дополнительных требований к участникам государственной закупки посвящен Обзор судебной практики от Президиума ВС от 2017 года, Письма МЭР от 2015 года №23275-ЕЕ/Д28и и от 2016 года №ОГ-Д28-14953, ФАС РФ №АЦ/45739/15.

Перечень общих требований

Все требования, которые предъявляются к участникам закупки, можно разделить на две группы:

  1. Общие (единые) требования.
  2. Специальные (или дополнительные) требования.

В закупках вправе принять участие любое физическое и юридическое лицо, а также индивидуальные предприниматели. Такие участники могут иметь различный тип собственности, форму организации, место происхождения капитала и пр. Но независимо от этого они должны соответствовать единым требованиям.

Под общими требованиями понимаются те, которым должны соответствовать абсолютно все участники закупок. В числе общих требований можно выделить следующие:

  1. Участник закупки должен соответствовать законодательным требованиям, которые предъявляются к лицам, занимающимся поставками товаров, выполнением работ и оказанием услуг, являющимися предметом закупки по п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Данное требование буквально означает, что заказчику нужно проанализировать законодательство на предмет требований к оказанию отдельных услуг или выполнению работ. Например, законодательно может быть прописано условие об обязательном наличии лицензии у поставщика или требования к членству в СРО и пр.
  2. Поставщик не имеет ограничений для участия в данной контрактной закупке. Например, если конкурентная закупка проводится исключительно среди субъектов малого предпринимательства или СОНКО, то участие в ней компаний другого типа строго запрещено. Отнесение компании к малому бизнесу достаточно просто задекларировать.
  3. В отношении потенциального участника закупки не должна вестись процедура ликвидации. На основании ст. 61 ГК под ликвидацией компании понимается официальное прекращение ее деятельности без перехода прав и обязанностей к другим компаниям. Ликвидация может быть добровольной (проводиться по решению собственников компании), происходить из-за истечения сроков действия юрлица или достижения им целей создания, а также принудительной. В последнем случае ликвидация производится по решению суда или налоговой инспекции.
  4. Отсутствие открытого процесса признания компании финансово несостоятельной, на котором было принято решение об открытии в отношении нее конкурсного производства (по п. 3 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). На основании ст. 2 ФЗ-127 «О несостоятельности» под банкротством понимается признанная судом неспособность должника в полном объеме погасить требования кредиторов по денежным обязательствам, оплате выходных пособий или труда лиц, которые работают по трудовому договору. Открытое конкурсное производство заканчивается ликвидацией юрлица. Сведения об открытом процессе банкротства в отношении компании размещаются в открытом доступе и найти их можно на сайте ЕФРСБ.
  5. Деятельность участника закупки на дату подачи заявления не приостановлена за правонарушения по нормам КоАП (п. 4 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Понятие административной приостановки деятельности прописано в ст. 3.12 КоАП. Данный вид административного наказания предполагает временное прекращение деятельности физлиц без должного юридического оформления в виде юрлица или ИП.
  6. Отсутствие непогашенной налоговой задолженности, а также недоимок по сборам и иным обязательным платежам (по п. 5 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). В данном случае учитываются недоимки, задолженность за прошлый календарный год, размер которых превышает 25% от балансовой стоимости активов участника закупки за отчетный период. В сумму задолженности не входит недоимка по платежам, по которым были получены отсрочка, кредит или рассрочка, либо которые были реструктуризированы. Также не учитываются долги, по которым было подано заявление об обжаловании.
  7. Отсутствие у участника закупки судимости за совершение экономических преступлений, уголовного наказания за незаконное предпринимательство, ответственности за получение или дачу взятки, посредничество во взяточничестве. Если заказчик обнаружил факт того, что определенный участник имеет судимость за данные правонарушения, но к моменту участия в торгах она была погашена или аннулирована, то такой поставщик может принять участие в закупке на законных основаниях.
  8. Отдельное требование установлено для руководителей участника, главного бухгалтера и членов коллегиального исполнительного органа по п. 7 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. На момент проведения закупки в отношении них не должно действовать уголовное наказание в виде запрета занимать отдельные должности, связанным со спецификой поставляемого товара, услуги или работы, либо административная ответственность по ст. 3.11 КоАП в виде дисквалификации.
  9. На основании п. 7.1 ч. 1 ст.31 44-ФЗ к участникам закупки предъявляется требование о непривлечении в течение 2 лет к административному наказанию, предусмотренному по ст. 19.28 КоАП за незаконное вознаграждение юрлица.
  10. Отсутствие конфликта интересов на основании п. 9 ч. 1 ст.31 44-ФЗ. Данное требование является универсальным и распространяется на случаи, когда контракт подписывается с единственным поставщиком. Под конфликтом интересов понимаются, например, случаи, когда руководитель заказчика, контрактной службы, контрактный управляющий, член закупочной комиссии состоят в браке или являются близкими родственниками (родителями, детьми, братьями и сестрами, бабушками и дедушками) выгодоприобретателя. В качестве выгодоприобретателя понимают физлиц, которые косвенно или напрямую владеют более, чем 10% голосующих акций.
  11. Участник закупки не может являться офшором по п. 10 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Перечень офшорных зон, на которые следует ориентироваться, был утвержден Приказом Минфина от 2007 года №108н.

На основании п. 11 ч .1 ст. 31 44-ФЗ в установленных требованиях не должно содержаться иных ограничений для участия в закупке. В противном случае, заинтересованные лица могут пожаловаться на некорректные сведения в закупочной документации в ФАС.

Что относится к дополнительным требованиям

Дополнительные требования устанавливаются Правительством в зависимости от вида закупки. Так, в Постановлении Правительства от 2015 года №99 к ним относят:

  1. Опыт.
  2. Деловая репутация.
  3. Персонал в численности, которая нужна для исполнения контракта, и с должным уровнем квалификации.
  4. Наличие финансовых ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
  5. Недвижимость.
  6. Оборудование и иные материальные ресурсы для реализации госзаказа.
  7. Техсредства (например, для сохранения объектов культурного наследия).
  8. Опыт при исполнении подобного рода контрактов в последние три года (применимо к строительным работам).
  9. Опыт владения морскими и речными ТС (при заказе на морские или речные перевозки).

В каких случаях допускаются

Правительство вправе установить дополнительные требования для конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием и двухэтапных конкурсов, аукционов.

Дополнительные требования по Постановлению Правительства №99 от 2015 года обоснованы при заказе технически сложных, инновационных, высокотехнологичных товаров и услуг.

Заказчику следует учитывать, что при закупках товаров из Приложения к Постановлению Правительства от 2017 года №1072 (позиций 3-29 перечня) к дополнительным требованиям к участникам закупки относят использование при производстве таких товаров материалов или полуфабрикатов: плит ДСП или аналогичных плит из древесины, а также других материалов; плит ДВП или иных материалов. Страной происхождения данных материалов выступает РФ или государство из состава ЕАЭС.

Заказчик вправе установить дополнительные требования об отсутствии сведений об участнике закупки в РНП по Письму Минфина РФ от 2017 года №24-05-09/62505. Компания попадает в реестр недобросовестных поставщиков, если сорвала госконтракт или уклонилась от его подписания.

Хотя установление требования об отсутствии участника в РНП не является обязательным условием по 44-ФЗ, но подавляющее большинство заказчиков пользуется данным правом, поэтому данное требование можно формально считать единым.

Обычно об этом факте заказчик просит предоставить поставщика декларацию, хотя он имеет возможность проверить данные сведения самостоятельно.

Дополнительные требования к участнику закупки заказчик может устанавливать в ограниченных случаях. Так, при приобретении заказчиком прав на результаты интеллектуальной деятельности (кроме случаев подписания контрактов на создание литературных произведений или произведений искусства) к участнику закупки предъявляется требование об обладании исключительными правами по п. 8 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ.

К дополнительным можно отнести и те требования, которые предусмотрены по ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ: к участникам закупки по оказанию консультационных, аудиторских или смежных услуг Правительство устанавливает дополнительные требования.

Документы, которые подтверждают соответствие требованиям

Заказчику нужно понимать, что соответствие участника закупки требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ требуется подтвердить документально. Тогда как свое соответствие остальным пунктам требуется задекларировать.

Для соответствия требованиям законодательства к поставщикам определенных товаров, работ и услуг по п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ участнику следует приложить к заявке копии:

  • лицензий;
  • свидетельств СРО;
  • сертификатов соответствия.

При проведении закупки через запрос котировок вопрос необходимости предоставления различных свидетельств и сертификатов является спорным, так как заказчик не может требовать дополнительные документы. Но судебная практика показывает, что заказчика наделяют правом запросить данные документы, так как они указаны в п. 1 ч.1 ст. 31 44-ФЗ.

Для того чтобы подтвердить факт того, что участник торгов не является офшором, требуется предоставить выписку из ЕГРЮЛ. Ее можно получить в налоговой инспекции или скачать онлайн на официальном сайте. Стоит учитывать, что актуальность выписки составляет не более месяца.

Дополнительные требования в виде финансовых ресурсов, численности и квалификации персонала, опыта работы на рынке или в рассматриваемой отрасли требуется подтвердить документально.

Для этого подойдет финансовая и налоговая отчетность, выписка из реестра исполненных контрактов и пр.

Избыточные требования

Избыточные требования – это условия, ограничивающие конкуренцию участников закупки в процессе проведения процедуры государственного заказа. Это противоправные действия заказчика, за которые ему может грозить ответственность.

Так, например, некоторые заказчики выставляли в документации требование по оценке деловой репутации исполнителя с применением специального индекса (ИДР).

Более того, как было выявлено сотрудниками ФАС, от подрядчиков требовалось засертифицировать данный индекс через оформление сертификата соответствия. Это существенно ограничивало конкуренцию между участниками закупочной деятельности.

Между тем в ФЗ-44 отсутствуют указания на обязательное оформление сертификата на деловую репутацию. Участники могут подтвердить факт своей добросовестности в свободной форме по Письму ФАС №ИА/71669/18 от 2018 года.

Нередко заказчики злоупотребляют своими правами и устанавливают избыточные требования в виде наличия справок и выписок, которые невозможно получить, подтверждения взаимосвязи с производителем и пр.

Результатом необоснованных требований становится отклонение заявки по формальным признакам. На избыточные требования в закупочной документации участникам следует жаловаться в ФАС.

Стоит также учесть, что все требования к участникам заказчик обязан прописать в закупочной документации. Заказчик не вправе в ходе закупки выдвигать дополнительные требования.

Чем грозит несоответствие требованиям

При несоответствии участника требованиям ему грозит отстранение от дальнейшего участия в закупке. Отстранение участника от закупки или отказ от подписания контракта с победителем происходит в любой момент до подписания контракта.

Это возможно, если закупочная комиссия обнаружит факт несоответствия установленным единым или дополнительным требованиям либо факт предоставления недостоверных сведений поставщиком.

Проверка на соответствие участников требованиям относится к неотъемлемым обязанностям конкурсной комиссии.

Если отстраненный участник стал победителем закупки, то заказчик не позднее 1 рабочего дня должен подготовить и разместить в ЕИС протокол об отказе в подписании контракта. Протокол должен содержать сведения;

  • о месте и времени его подготовки;
  • о юрлице, с которым заказчик отказался от заключения контракта;
  • об основаниях отказа;
  • реквизиты документов, которые подтверждают факт несоответствия участника требованиям.

В течение 2 рабочих дней подготовленный протокол следует передать победителю.

Отстраненный победитель закупки вправе обжаловать отказ в порядке, предусмотренном ФЗ о контрактной системе.

Таким образом, требования к участникам закупки – это установленные законодательно условия, позволяющие подрядчикам участвовать в закупках. Заказчики не вправе устанавливать требования, которые не разрешены по 44-ФЗ.

Участник должен соблюдать требования в ходе всей закупочной процедуры, иначе его вправе отстранить в любой момент.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/trebovaniya-k-uchastnikam.html

Подтверждение качества и требования к сертификации продукции в закупках по 44-ФЗ

Вправе ли заказчик по 44-ФЗ требовать сертификат соответствия?

В статье обсудим: что такое обязательная и добровольная сертификация продукции, а так же каким стандартам должна соответствовать продукция в государственных и муниципальных закупках.

Сертификация продукции — это форма подтверждения соответствия продукции установленным требованиям безопасности в соответствии с техническим регламентом, стандартом ГОСТ Р или международным стандартом.

Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации осуществляется:

  • Федеральным Законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»,
  • Федеральным Законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон «О техническом регулировании»),
  • нормативными актами правительства и ведомств, отвечающих за эту сферу.

Международные стандарты, региональные стандарты и своды правил, стандарты и своды правил иностранных государств, иные документы по стандартизации иностранных государств применяются в соответствии с международными договорами РФ.

Государственные стандарты (ГОСТ) были разработаны еще в период СССР и в дальнейшем были закреплены и изменены, как национальные государственные стандарты (ГОСТ Р). С момента принятия Закона «О техническом регулировании» начат переход на сертификаты соответствия и декларациям о соответствии. Система стандартов ГОСТ Р все больше и больше применяется для добровольной оценки качества продукции.

Оценка соответствия продукции для целей реализации на территории ЕАЭС осуществляется по Техническим Регламентам Таможенного Союза (ТР ТС).

Продукция, подлежащая обязательной сертификации в России, описана в номенклатуре продукции, см. перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982.

 В системе сертификации России обязательной сертификации подлежат обычно товары и услуги, которые влияют на безопасность людей.

В таких случаях оформляется обязательный сертификат соответствия или декларация соответствия, которые выдаются на бланке установленного образца.

Сертификаты выдаются аккредитованными органами по сертификации на основании проведенных сертификационных испытаний продукции, анализа состояния производства и других необходимых процедур.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Обязательные декларации соответствия

Декларирование — это альтернативный способ подтверждения качества продукции и услуг. Декларация соответствия — официальный документ, подтверждающий качество продукции. Номенклатура продукции, соответствие которой должно быть подтверждено декларацией о соответствии также определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982.

Кроме обязательных сертификатов соответствия системой стандартизации предусмотрены обязательные декларации соответствия. Декларирование соответствия также является формой обязательного подтверждения соответствия продукции установленным требованиям безопасности и наряду с обязательной сертификацией имеет такую же юридическую силу, как сертификат соответствия.

Декларацию о соответствии принимает юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ, являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на территории РФ на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям нормативных документов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям нормативных документов.

Форма сертификата соответствия ГОСТ Р и декларации соответствия ГОСТ Р утверждены Постановлением Госстандарта от 17 марта 1998 г. № 12.

Если продукция не подлежит обязательной сертификации, то для подтверждения качества можно оформить добровольный сертификат ГОСТ Р.

Добровольная сертификация продукции в Российской Федерации

Добровольный сертификат соответствия в системе ГОСТ Р оформляется производителем или поставщиком продукции для того, чтобы подтвердить документально качество продукции. Такая продукция может быть конкурентными преимуществами при реализации.

Сертификат соответствия ГОСТ Р или ТР ТС оформляется специально аккредитованными органами по сертификации.

Существует несколько вариантов сертификации продукции. Выбор варианта обусловлен видом продукции, ее количеством и целей сертификации. В целом, сертификат может быть оформлен на контракт, партию или на серийное производство.

В настоящее время при проведении процедур добровольной сертификации в системе ГОСТ Р следует руководствоваться следующими документами (см. разъяснения по вопросу добровольной сертификации в системе ГОСТ Р министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 05.12.2016):

  • Постановление Госстандарта России от 5 августа 1997 г. № 17 «О принятии и введении в действие Правил сертификации»;
  • Постановление Госстандарта России от 21сентября 1994 г. № 15 «Об утверждении «Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации»;
  • Постановление Госстандарта России от 17 марта 1998 г. № 12 «Об утверждении правил по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе»;
  •  Постановление Госстандарта России от 4 ноября 2000 г. № 76 «О введении в действие Системы добровольной сертификации продукции Госстандарта России (пункт 10).

Требование соответствия продукции стандартам в государственных и муниципальных закупках

Закон № 44-ФЗ предусматривает, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки обязан принимать во внимание правило использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами. 

При этом, если заказчиком не используются  показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Описание объекта закупки может включать в себя, в том числе, требования подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Это означает, что заказчик вправе требовать от участников представить сертификаты, декларации, если по законодательству товар подлежит обязательной сертификации, декларированию (см. письмо Минэкономразвития России от 22.06.2016 № Д28и-1710). В таком случае участник обязан будет предоставить заказчику соответствующий сертификат соответствия или декларацию соответствия.

Требование заказчика соответствия объекта закупки документам добровольной сертификации (ГОСТ Р) должно быть обязательно обосновано в описании закупки, иначе это может быть воспринято, как ограничение конкуренции. Если такое требование есть, участник обязан будет предоставить соответствующий сертификат.

Применение диапазонных значений (отклонений) ГОСТ в документах закупки

В соответствии с законом № 44-ФЗ при описании объекта закупки заказчик устанавливает значения характеристик объекта. При этом показатели могут быть указаны в виде диапазона.

В то же время, участник в заявке обязан привести конкретные показатели. Однако, формулировки закона читаются неоднозначно, когда показатели имеют диапазон отклонений, допускаемый ГОСТ или техническими условиями.

Поэтому Минэкономразвития выпустило несколько разъясняющих писем.

Например, Письмо Минэкономразвития России от 01.08.2016 № Д28и-2011. В аукционной документации можно указать ГОСТ, не раскрывая его содержание, поскольку такие действия не противоречат закону № 44-ФЗ.

Однако если заказчик ссылается на технические условия, то в документации нужно привести их подробное описание.

Это обосновано тем, что условия, в отличие от ГОСТа, утверждает изготовитель товара или исполнитель услуг, работ.

Или Письмо Минэкономразвития России от 17.08.2016 № Д28и-2118.  В случае, когда заказчик не использует показатели, предусмотренные законодательством о техническом регулировании и стандартизации, он должен обосновать в документации применение других значений. Подготовить обоснование следует и заказчику, который сузил значения показателей из ГОСТ.

Если заказчик в документации сослался на ГОСТ и не привел более никаких показателей, участнику аукциона достаточно привести в первой части заявки только согласие на поставку товара.

Если заказчик не ограничился ссылкой на ГОСТ и указал в документации об электронном аукционе параметры товара, соответствующие ему, участник должен указать в заявке характеристики товара.

Ссылку на ГОСТ участник в первой части заявки приводить не должен, поскольку ГОСТ не является конкретным показателем товара и не позволяет понять его характеристики (Письмо Минэкономразвития России от 30.09.2016 № Д28и-2640).

Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1498

Ответы адвоката
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: