Возможно ли создание копии картины без согласия автора?

Содержание
  1. Как оформить авторское право на картину?
  2. Что такое авторское право
  3. Начало действия авторского права
  4. Уникальные права автора картины
  5. Что можно делать без правообладания на картину
  6. Виды лицензий на авторское право
  7. Авторское право в интернете
  8. Действия художника в случае нарушения авторских прав
  9. Annabelle Danchee — свадебный фотограф Киров. Детская и семейная фотосъемка Киров
  10. Понятие авторства в искусстве
  11. Копия и подражание
  12. Апроприация
  13. Авторское право на изображение: как и зачем защищать рисунки, фотографии и картины
  14. Что такое авторство на изображение с позиции закона
  15. Как защитить авторские права на рисунки и фотографии в сети
  16. Защищаемся от посягательств на авторские права на картину: порядок действий
  17. Как относиться к авторским повторам картин
  18. Существует ошибочное мнение, что:
  19. На наш взгляд:
  20. Рассмотрим это подробнее на примерах авторских повторов и вариантов шедевров художников прошлого
  21. Иван Айвазовский “Девятый вал”
  22. Василий Перов “Охотники на привале”
  23. Павел Федотов “Сватовство майора”
  24. Павел Федотов “Вдовушка”
  25. Василий Пукирев “Неравный брак”
  26. Сильвестр Щедрин “Новый Рим. Замок святого Ангела”
  27. Архип Куинджи “Лунная ночь на Днепре”
  28. Алексей Саврасов “Грачи прилетели”
  29. Виктор Васнецов “Витязь на распутье”
  30. Илья Репин “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”
  31. Илья Репин “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581”
  32. Как защитить авторство на свою картину
  33. Какие способы использования произведения искусства можно считать нарушением авторских прав художника на свою картину?
  34. Как доказать свое авторство?
  35. Часть первая: специализированные организации
  36. Часть вторая: самостоятельное оформление авторства
  37. Резюме

Как оформить авторское право на картину?

Возможно ли создание копии картины без согласия автора?

Любому художнику приходилось сталкиваться с тем, что его картины используются сторонними лицами без его ведома. Чтобы избежать подобных ситуаций, важно закрепить за собой авторское право на картины.

Что такое авторское право

Авторское право представляет собой исключительное право на любое произведение, созданное интеллектуальным или физическим трудом. Владелец права называется правообладателем. Им может являться как автор произведения, так и человек, которому были переданы права по договору.

Без согласия правообладателя никто не имеет права:

  • Использовать картины;
  • Использовать часть картины или ее персонажа в других произведениях;
  • Публиковать картину в СМИ, рекламе, буклетах;
  • Создавать копии;
  • Получать прибыль от воспроизведения или копирования, выставки в музее.

Начало действия авторского права

Права на картину появляются с момента ее создания. Оно не действует для возникших идей, только для материально выраженных произведений.

Правообладателем считается художник, обозначенный на оригинале картины. Причем официальная регистрация права необязательна.

Для обозначения авторского права необходимо использовать знак защиты – латинская буква «С» в окружности.

Если появляются разногласия, возникает необходимость доказать свое авторское право. Сделать это можно следующими способами:

  1. Нотариальное хранение; Картина передается нотариусу, который указывает дату создания и авторство и оставляет произведение в сейфе.
  2. Отправка картины заказным письмом самому себе, не распечатывая;
  3. Публикация картины в любом издании с указанием даты;
  4. Хранение набросков и эскизов картины;
  5. Заключение договора купли-продажи произведения.

Для регистрации авторского права можно обратиться в специализированные организации:

  1. «Артреестр»
  2. Общий реестр авторов, который действует в соответствии с законодательством РФ. В интернет базе данных можно найти всю информацию о правообладателях. Официальное авторское право подтверждается сертификатом. При помощи артреестра возможно не только доказать свое авторство, но и получать прибыль от копирования и продажи картины.

  3. НП «Управис»
  4. Представляет собой базу правообладателей, аккредитованной Правительством РФ. Защищает права не только авторов, но и наследников за сравнительно невысокий процент.

Авторское право на картину действует на протяжении всей жизни художника и спустя 70 лет после смерти. После этого картина является общественным достоянием.

Однако, право на имя остается бессрочно. Картина может использоваться, копироваться, распространяться в СМИ (с целью продажи и некоммерческих целях), но нельзя присваивать авторство иным лицам или называть картину народным творчеством.

Уникальные права автора картины

С момента вступления в силу авторского права художник правом доступа и правом следования.

  1. Право доступа – право воспроизведения своей картины, получаемое от собственника. В случае, если произведение было продано, автор вправе потребовать доступ к картине для ее копирования. Имеется в виду механическое копирование от руки, а не фотография. В свою очередь собственник может потребовать возмещение расходов на транспортировку и иные затраты, связанные с обеспечением доступа.
  2. Право следования – право на получение прибыли в случае перепродажи картины. Действует только при условии, когда стоимость произведения выросла на 20% и более. Автор получает 5% от разницы в стоимости;
  3. Право на прибыль – автор вправе требовать процент от продажи или демонстрации своих произведений.

Что можно делать без правообладания на картину

Лицо, не являющееся правообладателем, может:

  • Использовать продукт в личных целях (не распространять картину, а украсить с ее помощью интерьер);
  • Применять картину для обучения (но не выставлять ее в общественных галереях, выставках);
  • Использовать произведение для создания карикатур (следует указать авторство картины, на которую создается карикатура);
  • Создание тиража (с разрешения автора можно выпускать буклеты, календари);
  • Распространять картины, являющихся общим достоянием (при смерти автора более 70 лет назад).

Виды лицензий на авторское право

Для избежания споров на правообладание, рекомендуется заключить договор.

При этом правообладатель может разрешить использование картины другими лицами, путем выдачи определенного постановления. При оформлении договора выдается лицензия, дающая право на публикацию картины.

Различают несколько типов лицензий:

  1. Атрибуция CC BY
  2. Возможно использовать картину с получением прибыли, редактировать, но с отметкой об авторстве.

  3. Атрибуция CC BY SA
  4. Условия сохраняются, но необходимо лицензировать новое произведение как авторское.

  5. Атрибуция CC BY ND
  6. Распространение картины в различных целях, но без права редактирования.

  7. Атрибуция CC BY NC
  8. Использование и редактирование картины исключительно в некоммерческих целях.

  9. Атрибуция CC BY NC SA
  10. Дает аналогичные права, что и некоммерческая лицензия, но новые продукты следует лицензировать на авторских условиях.

  11. Атрибуция CC BY NC ND
  12. Регламентированная лицензия, дающая право на некоммерческое использование, без редактирования, с указанием автора.

Авторское право в интернете

В настоящее время распространение получило такое явление, как «пиратство». Оно заключается в публичной демонстрации, копировании, распространении авторских произведений или их частей.

Картины художников нередко используются в коммерческих целях, рекламе при помощи виртуальных баннеров и презентаций, открыток.

Подобное нарушение прав ведет к удалению информации с сайта и его блокировке. Для избежания остановки работы ресурса, владельцы сайтов публикуют правила публикаций и устанавливают санкции в случае их нарушения.

Действия художника в случае нарушения авторских прав

В России защита прав на картины регулируется Гражданским кодексом РФ.

В случае обнаружения использования картины и ее публикации во всемирной сети, рекомендуется уладить проблему без обращения в суд. Для этого необходимо:

  • Обратиться к авторам сайта с просьбой удалить материалы;
  • В случае размещения в социальных сетях, сообщить о правонарушении администрации ресурса.

Законом установлены размеры компенсации:

  • От 10 тысяч до 5 миллионов рублей, в зависимости от степени нарушения;
  • Уголовная ответственность за причинение крупного ущерба;
  • Двойная стоимость копируемых произведений;
  • Двойная стоимость права на использование картиной.

Проблема плагиата сейчас стоит особенно остро.

Несмотря на то, что регистрация авторских прав не требуется, подавать заявление в суд в случае несанкционированного использования потребуется самостоятельно.

Чтобы избежать судебных исков и защитить права на результат своего труда, рекомендуется иметь в наличии доказательства авторства: официальные сертификаты, нотариальное заверение, публикации.

Источник: https://zakonadvice.ru/intellektualnoe-pravo/avtorskoe-pravo/avtorskoe-pravo-na-kartiny/

Annabelle Danchee — свадебный фотограф Киров. Детская и семейная фотосъемка Киров

Возможно ли создание копии картины без согласия автора?

Многие не понимают сути авторского права и вообще понятия об авторстве в произведениях искусства:живопись, графика, фотография, дизайнерские разработки и пр.

Довольно часто в современном искусстве нивелируется понятие авторства вообще, как таковое.

Плагиат или художественное заимствование идеи

Многие фотографы, художники и дизайнеры попросту воруют чужие работы и используют их в исходном или обработанном виде, подписываясь как авторыполучившихся произведений, игнорируя ответственность за то, что не указывают, что ими было взято за основу:1.

Какое-либо произведение искусства в случае живописных и графических работ — в результате чего получился плагиат2. Фотоизображение, которое или использовали при создании фото/работы/коллажа и пр. или просто выставили и сказали: я автор.

3.

Дизайнерские разработки, созданные на основе ранее созданных кем-либо дизайнерских работ, что так же по сути является плагиатом, а не

заимствованием.
Есть большая разница между плагиатом и так называемым «художественным заимствованием идеи».

Эта разница проявляется в оригинальности формы, при схожести идеи содержания произведения.

Плагиат — умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки,литературы или искусства в целом или в частности. По законодательству РФвлечет уголовную ответственность. Плагиат признается независимо от того,

опубликовано чужое произведение или нет.  Подробнее о понятии «плагиат»

Художественное заимствование — заимствование темы или сюжета художественного произведения,
либо научных идей, составляющих его содержание, без заимствования формы их выражения.

Т.е. — прямое заимствование идей без их развития, копирование чужих наработок — это плагиат.

Художественное заимствование можно легко проследить в дизайне интерьера, к примеру.При создании интерьера в готическом стиле, дизайнер обращается к искусству эпохи Средневековья (также названной эпохой Готики).

Он заимствует характерные для готики формы в виде элементов декора: каркасная система, «стрельчатые» арки, окна -«розы» и пр.

При этом он самостоятельно разрабатывает эскизы для будущего интерьера, используя и перерабатывая материалы по истории искусства того времни,

придумывает новые, ранее не использованные творческие идеи и создает нечто новое, свое.

Не похожее ни на что и в то же время в стиле искусства Готики.И это не является плагиатом, это называется художественное заимствование идеи.

В данном случае получается, что дизайнер становится автором дизайна интрерьера в готическом стиле и имеет полное право на авторство.

Если же другой дизайнер, увидев эту работу первого дизайнера, создает такой же интерьер с небольшими изменениями, но в целом то же самое, это уже называется плагиат.
Как видите все просто.

Реминисценция или Плагиат?

Реминисценция — элемент художественной системы, отсылающий к ранее прочитанному, услышанному или виденному произведению искусства. Реминисценция не является плагиатом.

Пример реминисценции:1. «Катя в голубом у ёлки» Зинаиды Серебряковой

2. Моя постучебная работа по мотивам этой картины

..

Пример плагиата в живописи:

Леонардо да Винчи (1452-1519)Мона Лиза (1479) также известная как Джоконда (1503-1506 г),

Деревянная панель — H 0.77 м.; W 0.53 м. Лувр. Париж

Самый спорный вариант «Моны Лизы» находиться в Вернонской коллекции в США.Владельцы картины считают её подлинной и оценивают в два с половиной миллиона долларов.

Пример плагиата в web-дизайне:
Взято из Галереи Клонирования на сайте студии Артемия Лебедева.

Оригинал
Сайт Samsung. Дизайн: студия Артемия Лебедева

Клон
На сайте компании «Экоклимат» скопировано все, вплоть до баннеров.

Понятие авторства в искусстве

Начну с понятия самого авторства.

Авторство — (от латинского autor — виновник, учредитель, основатель в искусстве, податель мнения) понятие,
выражающее специфическое отношение к произведениям как лично «сотворенному» его создателем (автором) и ему«принадлежавшему». Отношение это, стало в современном мире нормой и приобрело наряду с эстетическими такжеморальные и юридические аспекты (так называемое авторское право).

Всемирная энциклопедия искусства >> толковый словарь

Пример авторской дизайнерской разработки:

Диплом. 2004-2005 г.

Вначале собиралась информацию по теме диплома. Далее проводился подробный анализ аналогичной рекламно-полиграфической продукции других медицинских фирм.Разрабатывалась концепция дизайна. После этого я приступила к практической работе.Т.к.

концепцией было предусмотрено использование в разработке дизайна оригинал-макетов большое количество иллюстративного материала,

то было принято решение об использовании тематических иллюстраций. Естественно, не из клипарта, а своих рисунков.

За основу для иллюстраций было взято 4 древних цивилизации, которые внесли большой вклад в развитие медицины, в частности: стоматологии (это основное направление деятельности фирмы)Все рисунки и иллюстрации, использованные в дипломе — авторские разработки, отрисованные вручную, затем те, которые нуждались в обработке — обработанные на компьютере.

Знак и стиль так же разработан автором диплома (т.е. мной) несколькими годами ранее (при разработке всего фирменного стиля для этой же компании).

Изображения из подборки материалов, собранных при разработке концепции, были использованные в качестве наглядного пособия для создания авторских иллюстраций,
примененных в дизайне оригинал-макетов.

Некоторые из них:

Пример авторской фотографии:

Авторская фотография, сделана мной в Адлере 19 июля 2004 г. фотоаппаратом Fujifilm FinePix S7000

Если фотограф снял пейзаж, портрет, натюрморт (им же установленный) на фотокамеру он является автором данного снимка.Если же он взял часть своей фотографии, поместил ее на фотографию, скажем, взятую из клипарта (которые нынче общедоступны), автором снимка он уже не является.

https://www.youtube.com/watch?v=E3qRYTAXIc8

Он может называть себя автором коллажа, с указанием того, что он воспользовался своей фотографией, а так же взял готовое изображение из клипарта (неважно,обработал он его в фотошопе или нет) и создал колаж. Речи об авторстве получившейся в результате этих манипуляций фотографии естественно уже не идет.

Автор коллажа, на основе чъего-либо фотоизображения — да,  автор получившейся фотографии — уже нет.

Пример коллажа на основе фотографии, взятой из клипарта:

Фотоколлаж, сделанный одним из участников сообщества «Сам Себе Фотограф»

Оригинал фона — фотография из общедоступного клипарта — авторское право: © Ecoscene / Corbic

В данном случае речи об авторстве фотографии естественно идти не может. Несмотря на то, что фотография девочки сделана лично им.

Человек, создавая такую работу, может сказать, что он автор данного фотоколлажа, указав при этом, что в коллаже использована фотография девочки, снятая им,а в качестве фона он воспользовался готовым изображением из фотобанка (такое пояснение к фотографиям и другим работам является стандартом в Европе,США и пр.

странах, но, к великому сожалению, до сих пор не привилось в нашей стране).

Только у нас в России человек может заявить в открытую, что эта работа — его личное авторское произведние.

Копия и подражание

Копия — сделанное от руки художественное произведение, повторяющее другое произведение с целью воспроизвести его как можно точнее.
Полноценная копия должна соответствовать оригиналу размером, техническими средствами и качеством исполнения. (справочник художественных терминов)

Если вы скопировали какое-либо произведение, как это обозначить это и спокойно разместить эту работу у себя в портфолио, не нарушив авторских прав?

Все мы знаем, что многие копируют чьи-то работы. В учебном порядке, просто так, неважно для чего.

Важно правильно подать эту саму копию, если вы хотите разместить ее,скажем, в своем портфолио или выложить в интернет на свою страничку.

Копирование не является нарушением, если вы укажете с какого произведения

сделана данная копия и вообще укажете что это именно копия, а не ваша авторская работа. Делается это очень просто.

Пример копии с картины

Боровиковский В.Л. Портрет М.И.Лопухиной.

Рогов В. А. Портрет Лопухиной М.И.,копия с картины Боровиковского В.А.

Пример графической копии с живописной картины

Серов В. А. Портрет княгини Э.Н.Юсуповой. 1902г. Фрагмент.

При создании копии с этой работы правильно написать следующее:

Ольков И. Б.
Графическая копия с фрагмента картины Серова В. А. Портрет княгини Э.Н.Юсуповой

И никто не обвинит вас в плагиате или нарушении авторских прав.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу.Понятие, широко употреблявшееся в истории эстетики для обозначения сущности и назначения искусства как средства воспроизведения действительности.

Идея П. — мимезиса — была всесторонне разработана в античной эстетике. Подробнее

Подражание в живописи можно легко проследить в искусстве Прерафаэлитов (от лат. prae – перед и Рафаэль) – английские художники и писатели,опиравшиеся в своем творчестве на искусство раннего Возрождения – до Рафаэля.

Подражание художественной традиции итальянского искусства 15 в. обусловило сочетание тщательное передачи натуры со стилизацией и сложной символикой.

Копирование и подражание — не есть одно и тоже понятие.

Отмечая разницу между копированием и живописью «в подражание», художник Фань Цзи в «Рассуждении о живописи из Хижины, что за облаками» (конец XVIII в.) пишет:«Копировка и подражание — не одно и то же.

При копировке — и то копируется и это, внимание сконцентрировано на взятом мастере.При подражании же воссоздается общий смысл, берется за основу лишь общее, созвучное.

Главное место принадлежит здесь самому художнику, взявшемуся за подражание.»

Источник

Апроприация

Апроприация — Присвоение, завладение; приспособление чего-либо.
(Современный словарь иностранных слов.-М., 2001)

Изо-сэмплинг

Новый тип плагиата — изо-сэмплинг

Очень интересное явление.  Статья про изо-сэмплинг

Терминология

Annabelle Danchee
Копирование и перепечатка статьи или ее части без согласия автора запрещена. Авторские права защищены законом. Copyright © Annabelle Danchee 2007

Источник: http://danchee.ru/avtorstvo-v-iskusstve/

Авторское право на изображение: как и зачем защищать рисунки, фотографии и картины

Возможно ли создание копии картины без согласия автора?

Что такое авторство на изображение с позиции закона

Как защитить авторские права на рисунки и фотографии в сети

Защищаемся от посягательств на авторские права на картину: порядок действий

Любые картины, фотографии и рисунки охраняются авторским правом наравне с выдающимися произведениями искусства.

Авторское право  на изображение дает владельцу возможность полностью распоряжаться объектом права: его появлением на интернет площадках, прессе, литературе, а также получением выгоды от его обнародования.

В этой публикации мы подробно расскажем о том, что охраняется авторским правом и как его защитить в случае посягательств.

Что такое авторство на изображение с позиции закона

Иллюстрация, фотоснимок, картина, изображение – является плодом интеллектуального труда автора. При этом, значимость изображения, его ценность и способ создания не играют роли. Авторские права на картины известных художников так же ценны, как и работы начинающих творцов. После того, как художник закончил работу над иллюстрацией, у него, как у субъекта авторского права появляются:

  • Авторское право. Данный вид прав неотчуждаемый, т.е. его нельзя передать третьим лицам никаким договором. Право авторства охраняется Гражданским кодексом (ст.1265ГКРФ);
  • Исключительное имущественное право. Их можно передавать третьим лицам как в порядке аренды (лицензия на использование, согласно ст.1235ГКРФ), так и в порядке полного отчуждения (договор передачи авторских прав на изображения согласно ст.1234 ГКРФ).

Без согласия автора не допускается размещение такого изображения на коммерческих площадках. Исключением являются ситуации, когда размещающий изображение не получает никакой выгоды от публикации. Т.е.

показывать изображение на улице прохожим можно без ограничений. Показывать это же изображение на коммерческой выставке без согласия автора запрещено. Это же правило касается и интернет-сайтов и использования авторских снимков.

В таких случаях юрист по защите авторских прав легко добьется компенсации для автора. 

Важно: Если на сайте есть реклама – публикация защищенной авторским правом информации без согласия является преступлением. Исключительные права автора исчерпывающе описаны в ст.1270ГКРФ.

Как защитить авторские права на рисунки и фотографии в сети

Каждый день в интернет загружаются десятки тысяч новых фотографий, иллюстраций, картин и иных объектов интеллектуального права. Очевидно, что устраивать каждому изображению регистрацию в Роспатенте просто невозможно. Также невозможно и ждать несколько месяцев, прежде чем публиковать фотографию, вывода экспертизы, которая подтвердит авторство.

Поэтому к процедуре реестра авторского права прибегают лишь если речь идет о большом проекте, требующим крупных финансовых вложений. В иных случаях, все намного проще.

Право авторства наступает автоматически после первой публикации изображения в интернете. Умышленное использование изображения третьими лицами является незаконным.

Важно: Автору, в случае нарушения, или попытки нарушения его авторского права, придется доказать, что в конкретном случае имела место корысть. Поскольку в суде нужно обосновывать убыток, потенциально упущенную прибыль. Этот вид прибыли пропорционален выгоде, которую получило лицо, незаконно использующее творческий материал, сделанный автором.

Поскольку у автора нет документа, подтверждающего его право, ему придется доказывать это право в судебном порядке. Но защитить свой творческий труд заранее также можно несколькими способами:

  1. Нотариально заверить публикацию изображения на сайте. Нотариусы оказывают такую услугу и она регламентирована законом. Фиксируется время, дата, домен, и точная ссылка.
  2. Сделать копию оригинала фотографии, картины, рисунка и отправить ее самому себе заказным письмом. Такой метод популярен на западе. Вы получаете письмо вместе с уведомлением об отправке и печатями почтового отделения (почта является государственной структурой). После того, как почтальон вручит вам ваше же письмо, его нужно хранить закрытым до потенциального прецедента нарушения прав. На этапе судебного разбирательства, письмо вскрывается в присутствии свидетелей. Наличие фотографии в письме и дата отправки доказывают, что вы владели изображением раньше, чем тот, кто посягнул на ваши права.

 Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Защищаемся от посягательств на авторские права на картину: порядок действий

В случае нарушения прав, следует ответить себе на следующие вопросы:

  • Является ли площадка, на которой опубликовано фото, коммерческой?
  • Была ли получена от публикации выгода и имел ли место умысел?
  • Можно ли посчитать потери для автора (исходя из п.2).

Если на эти вопросы есть утвердительные ответы,  следует действовать без промедлений. Защита состоит из таких шагов:

Шаг 1: Определение виновных. Виновным не всегда является конкретный человек. Если информация появилась на веб-ресурсе, (а не, к примеру, в социальной сети) понять, кто же опубликовал ваше произведение непросто. Соответственно, виновным лицом может быть:

  • Владелец домена, на котором появилось иллюстрация;
  • Хостер, т.к. на его физическом сервере находится иллюстрация, охраняемая авторским правом;
  • Непосредственно лицо, совершившее публикацию.

Важно: Если вы не в состоянии определить виновного, исходите из того, что владелец сайта ответственный за контент и в его силах остановить распространение информации в любой момент. Определять степень вины и круг причастных, как и защитить авторство произведений искусства – дело органов досудебного следствия.

Шаг 2: Досудебная претензия. Направляется заказным письмом. В ней нужно четко описать:

  • Коротко суть претензии, какие статьи законов нарушает лицо, совершая действия (ГКРФ, ст.1233-1235,1265,1270 или иные статьи кодекса);
  • Характер и сумма потерь;
  • Доказательство авторства или готовность защищать авторство в суде;
  • Перечень требований (удалить публикацию, возместить конкретную сумму убытков и т.д.).

Если на этапе досудебной претензии виновник не признал права художника на картину и не согласился с требованиями, следует идти в суд.

Шаг 3: Судебное разбирательство

На этапе судебного разбирательства потерпевший выступает истцом. Задача истца – обосновать претензию и обязательно уточнить, что ответчик не пошел на процедуру досудебного урегулирования. На этом этапе важно понять, какая именно конечная цель стоит – получить компенсацию, или просто добиться удаления данных.

Шаг 4: Исполнение

При позитивном исходе, на исполнительные судебные органы возлагается функция контроля за исполнением мер, оговоренных по итогу разбирательства.

Зачем регистрировать авторские права  на рисунки

Авторские права на изображение в интернете позволяют решить ряд проблем. Самые главные преимущества нотариального заверения прав таковы:

  1. У обладателя появляется официальное свидетельство, подтверждающее его право на изображение;
  2. Авторские права художников попадают под защиту государства. Т.е. в любом юридическом конфликте, связанном с незаконным использования контента, закон заведомо на стороне автора;
  3. Полноценная возможность передать права третьим лицам, избегая посягательств и претензий. Если авторство картины закреплено на бумаге, потенциальный покупатель точно знает, что имеет дело именно с автором;
  4. Защита от претензий и посягательств. Художников часто обвиняют в копировании. В этом случае, у автора есть исчерпывающие аргументы на этот счет.

Источник: https://www.bp-u.ru/yuridicheskiy-likbez/avtorskoe-pravo-na-izobrazhenie/

Как относиться к авторским повторам картин

Возможно ли создание копии картины без согласия автора?

Для начала, давайте определимся, что такое авторский повтор и авторский вариант картины.
Авторский повтор, авторское повторение или авторская копия – это когда автор старается сделать точную копию своей картины.

Авторский вариант – это когда автор делает творческий повтор своей картины, в котором он как правило меняет детали, цвет, расположение предметов и даже формат картины.

Если автор напечатал свою картину и сверху порисовал маслом, то это не является авторским повтором и так же не является предметом искусства.

Существует ошибочное мнение, что:

  • Ценность картины в том, что она в единственном экземпляре.
  • Авторский повтор или вариант уменьшает ценность оригинала и должен быть на порядок дешевле.
  • Повтор, написанный на заказ – это просто товар без души.

На наш взгляд:

  • Поскольку автор не принтер, то авторский повтор всегда в той или иной степени будет отличаться от оригинала, поэтому смело можно сказать, что все, написанное художником, уникально.
  • Авторский повторение или вариант тоже является оригиналом, поскольку его написал автор.
  • Авторский повторение или вариант может получиться лучше чем оригинал.
  • Авторский повторение или вариант стоит так же как и оригинал, а если он получился более удачным, то даже дороже.
  • Существует единственный риск при заказе авторского повтора – картина точно получится немного другой и это может вам не понравиться.
  • Даже если художник сделал идеально похожий по цвету повтор, то имейте ввиду, что фото оригинала и фото повтора всегда будут отличаться, поскольку за это время могли измениться: освещение, цветовые рефлексы от окружения, монитор, фотоаппарат и тд Даже фотографирую одну и ту же картину в разное время года или на разные фотоаппараты мы получим по цвету две разные картины.
  • Если вы видите уже готовый авторский повтор и он вам нравится, то смело его покупайте и не бойтесь, если у картины окажутся братья-близнецы.
  • Если вы не заключали с художником договор на исключительное право использования картины, то автор оставляет за собой право в дальнейшем копировать свою картину, а так же делать новые варианты на основе этого сюжета. Купить картину у художника с таким договором возможно, но будет сложно и оригинал вам обойдется намного дороже.

Рассмотрим это подробнее на примерах авторских повторов и вариантов шедевров художников прошлого

  • Примеров авторских повторений огромное количество и мы выбрали примеры только хорошо знакомых всем картин из музейных собраний.
  • По этим примерам видно, что авторский повтор так же ценен как и оригинал, а иногда повтор даже более известен, чем оригинал.
  • Практически у всех художников прошлого были авторские повторения или авторские варианты удачных картин.
  • Многие авторские повторения делались по просьбе коллекционеров (например П.М. Третьякова), которые приобретали картины для своей коллекции.
  • Если бы в те времена был интернет, то скорее всего мы бы увидели гораздо больше авторских версий хорошо знакомых нам картин.

Иван Айвазовский “Девятый вал”

Еще один вариант картины продан на Сотбис в 2005 году за $1.700.000

1850 Холст, масло. 221 х 332 смГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург
1857 Холст, масло. 28 х 42.2 смГосударственный художественный музей Алтайского края, Барнаул

Василий Перов “Охотники на привале”

1871 Холст, масло. 119 х 183 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва
1877 Холст, масло. 58 х 89 смГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург
1870-е Холст, масло.Николаевский областной художественный музей имени В.В. Верещагина, Николаев

Павел Федотов “Сватовство майора”

1848 Холст, масло. 58.3 х 75.4 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва
1850-1852 Холст, масло. 56 х 76 смГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург

Павел Федотов “Вдовушка”

Первый вариант – незаконченный. Холст, масло. 58 х 45 см Государственная Третьяковская галерея, Москва Отличительные черты – ровные зеленые обои и опущенная правая рука героини.Обратите внимание на портрет умершего мужа – тут автор не удержался и написал себя самого в сером гусарском мундире (видимо, вспоминая свою военную службу).«Вдовушку» общество принять не захотело, и это очень расстроило художника. Расстроило потому, что картина рассказывала о реальной жизненной драме в семье живописца – сестра художника Люба ждала второго ребенка, но внезапно потеряла мужа и лишилась средств к существованию. Художник месяцы напролет просиживал перед картиной, писал ее снова и снова, но картина не получалась такой, как ему хотелось. Как следствие – неизлечимая душевная болезнь, сумасшедшие дома и скорая смерть в Санкт-Петербурге в ноябре 1852г.
Единственная законченная версия Это второй вариант, хотя на золоченой раме картины выгравирована подпись «Вдовушка. Первый вариант» 1851 Холст, масло. 57.5 х 44.4 смИвановский областной художественный музей (до 1930г. хранилась в ГТГ)На портрете покойного мужа П.А. Федотов снова изобразил себя и тоже в сером мундире, но с другой накидкой и на красном фоне. Немного поменял он позу героини – правая рука теперь согнута и лежит на животе. Картина выставлялась на академической выставке 1851г., но провисела всего несколько дней – московский предприниматель, книгоиздатель и меценат К.Т. Солдатенков купил картину и увез ее к себе, не дожидаясь закрытия выставки.
Третий вариант 1851-1852 Холст, масло. 62 х 47 см Картина не окончена, приобретена П.М. Третьяковым в 1893г.Государственная Третьяковская галерея, МоскваВ этом варианте П. Федотов перекомпоновал детали, изменил колорит (лиловые обои) и нарисовал у героини более тонкую шею и существенно увеличил декольте, добавил военную фуражку на кровать. Правую руку оставил лежать на животе. Переписал художник и портрет мужа, изобразив вместо себя другого человека в золотом мундире. Но даже после этого варианта, П.А. Федотов не прекратил работать над сюжетом
Четвертый вариант – незаконченный. 1852Картина осталась незаконченной, но по сохранившимся деталям видно, что художник больше склонялся к ее первому варианту – убирал все лишнее, снова опустил руку, делал картину лаконичнее, усиливал трагизм и добивался более мрачной тональности.

Василий Пукирев “Неравный брак”

1862 Холст, масло. 174 х 137 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
1875 Холст, масло.Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Сильвестр Щедрин “Новый Рим. Замок святого Ангела”

По словам одного из современников, «художник должен был повторить этот вид восемь раз… Всякий раз он изменял воздух и тон картины».
Картина «Новый Рим. Замок святого Ангела» имела большой успех, и впоследствии художник часто повторял этот мотив при разном освещении.

1821-25 Холст, масло. 44.7 х 65.7 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва
1824 Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
1824-25 Холст, масло. 45.6 х 67.2 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
1823 Холст, масло. 47 х 60 смГосударственный Русский музей, Санкт-ПетербургПоступила в 1897 из ИАХ; ранее собственность А.П.Базилевского, затем великого князя Владимира Александровича, с 1870 – ИАХ

Архип Куинджи “Лунная ночь на Днепре”

1880 Холст, масло. 105 х 146 смГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург
1882 Холст, масло. 104 х 143 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва
1890-е Бумага, масло. 40 х 54 смГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург

Алексей Саврасов “Грачи прилетели”

Пожалуй самая тиражируемая картина А.Саврасова – считается, что художник написал около тринадцати версий этой картины и даже за еду и выпивку расписывал стены трактиров копией своей картины.
Первый авторский повтор картины был выполнен Саврасовым в начале 1872 года по заказу императрицы Марии Александровны. В настоящее время местонахождение этого авторского повтора неизвестно.

Оригинальначя картина 1871 Холст, масло. 62 x 48.5 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва
1879 Холст, масло. 95 x 62 смНижегородский художественный музей
1872 Холст, масло. 67 x 117 см Частное собрание
В Государственном Русском музее находится написанный в 1880-1890-х годах вариант-повтор картины под названием «Ранняя весна» Холст, масло. 51.3 х 37.8 смЕщё один вариант, очень близкий по размеру и содержанию к варианту из Русского музея, хранится в Национальном художественном музее Белоруссии 1880-1890-е, холст, масло, 51 х 38 см

Виктор Васнецов “Витязь на распутье”

Существует около десяти авторских вариантов этой картины.

1878 Холст, масло. 79 х 147 смСерпуховский историко-художественный музей
1882 Холст, масло. 69 х 106 смДом-музей В.М. Васнецова
1882 Холст, масло. 167 х 308 смГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург
1919 Холст, масло. 98 х 176.5Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Холст, масло. Частное собрание

Илья Репин “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”

Вариант картины или эскиз, написан в 1880-1890 годы. Холст, масло. 69.8 х 89.6 см Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Самая знаменитая версия написана с 1880 по 1891 год. Холст, масло. 203 х 358 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Этот вариант картины был написан для коллекции П.В.Третьякова, поскольку в покупке оригинала был проворнее Александр III1889-1896 Холст, масло. 174 х 265 смХарьковский Музей изобразительных искусств.
Предварительный эскиз. Холст, масло. 32.4 х 49.8 смНациональный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Илья Репин “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581”

1885 Холст, масло. 199 х 254 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва
В 1909 году банкир Павел Рябушинский заказал художнику авторское повторение знаменитой картины. После революции картина Репина из коллекции банкира была реквизирована и передана в Исторический музей. А в 1926 году было передано в Воронежский художественный музей им. Крамского.

Рубрика: изобразительное искусство, живопись, коллекционирование, практические советы

© Материал подготовлен художественной галереей Арт СПб
При полном или частичном копировании прямая ссылка на сайт – www.art-spb.ru обязательна!

Купить картину маслом Копии картин на заказ Шедевры живописи Картины на заказ

Источник: https://www.art-spb.ru/article/346

Как защитить авторство на свою картину

Возможно ли создание копии картины без согласия автора?

Произведения изобразительного искусства как неотъемлемая часть интеллектуальной сферы человеческой деятельности часто служили объектом посягательств со стороны криминалитета. Реалии настоящего времени, развитие сетей коммуникации, рост электронной торговли информационной продукцией требуют дополнительных осмысленных мер по защите интересов авторов художественных произведений.

Согласно действующему законодательству произведение искусства вне зависимости от вида и жанровой принадлежности, подлежит защите всеми способами, предусмотренными Гражданским кодексом РФ для защиты других гражданских прав.

Автор вправе разрешить использование изображения своей картины другим лицам, как за определенное вознаграждение, так и безвозмездно.

Какие способы использования произведения искусства можно считать нарушением авторских прав художника на свою картину?

– Любое несогласованное с художником-автором картины воспроизведение в самой картины или ее части в любых печатных изданиях, рекламных материалах, сети Интернет.

– Несогласованное с автором использование уникального персонажа картины, создание новых произведений с его участием.- Несогласованное изготовление и продажа копий картины, репродукций, печать изображения на предметах одежды (например, на футболках).

– Трансляции изображения в электронных СМИ в виде заставки, части рекламы и др.

– Плагиат – случаи, когда иное лицо осуществляет попытку выдать чужое произведение искусства за свое.

Как доказать свое авторство?

Оптимальным вариантом, но самым трудоемким будет надлежащее юридическое оформление авторских прав на произведение искусства. Сама процедура не прописана досконально законодателем, поэтому из предложенных ниже способов, вы можете выбрать любой наиболее приемлемый.

Часть первая: специализированные организации

1.

«АРТРЕЕСТР» – единый реестр авторов и сертифицированных произведений искусства, созданный и зарегистрированный в соответствии с действующим законодательством РФ. Вся фиксирующаяся информация о правообладателях и авторах произведений искусства хранится в специальной базе данных и отражается на Интернет ресурсе.

«АРТРЕЕСТР» обеспечивает необходимую идентификацию зарегистрированных произведений изобразительного искусства и их авторов. Каждый автор получает специальный сертификат, соответствующую запись в реестре.

Членство в реестре, кроме правовой защиты произведений, сопровождается рядом преимуществ в виде содействия в получении дохода за счет продажи, экспонирования или тиражирования картины.

Основные преимущества фиксации права посредством «АРТРЕЕСТРА»:

  • Наличие нескольких тарифных планов, позволяющих минимизировать расходы на официальную регистрацию права для начинающих художников.
  • Членство в реестре предоставляет прекрасную возможность для художников представить свои творческие работы как на российском, так и на мировом художественных рынках. Для реализации этих возможностей «АРТРЕЕСТР» в 2012 году заключил необходимое партнерское соглашение с «Всемирным реестром произведений искусства» – GLOBAL FAR и является эксклюзивным представителем этой организации в Российской Федерации и странах СНГ. Впрочем, во время изучения информации о GLOBAL FAR я выяснил, что этой организации уже не существует.
  • «АРТРЕЕСТР» предоставляет возможность общения художников с потенциальными покупателями без посредников и выплаты комиссионных за продажу картины, обязательных для большинства иных подобных Интернет ресурсов.

2. НП «УПРАВИС».

 Аналогичным способом защиты своих прав на произведение может быть внесение картины в официальную базу НП «УПРАВИС» – еще одной организации, аккредитованной постановлением Правительства Российской Федерации по управлению правами на коллективной основе. Некоммерческое партнерство «УПРАВИС» создавалось специалистами в сфере искусства в целях защиты финансовых интересов художников и их законных наследников.

Основные преимущества фиксации права посредством НП «УПРАВИС»:

  • Сравнительно невысокий процент за пользование услугами организации;
  • Проработанный механизм контроля за правом следования.

Это далеко не исчерпывающий перечень организаций по управлению правами на коллективной основе аккредитованных постановлением Правительства РФ.

Основополагающим моментом при принятии решения о сотрудничестве с подобными организациями является возможность использования системы коллективного управления для реализации права следования.

Суть права следования заключается в том, чтобы после продажи или дарения произведения, автор мог получать определенные процентные вознаграждения при последующих публичных перепродажах картины.

Право следования распространяется не только на самого художника, но и на его наследников и действует в течение 70 лет после смерти самого автора. Самостоятельно отслеживать публичные перепродажи весьма затруднительно, особенно если сделки происходят за пределами РФ.

Организации, созданные для управления правами на коллективной основе в состоянии обеспечить художнику полноценную реализацию его интеллектуального права.

Часть вторая: самостоятельное оформление авторства

Авторские права можно зафиксировать самостоятельно. Ниже представлены три более-менее распространенных способа фиксации авторства.

1.

Достаточно простым и надежным вариантом фиксации права на картину является нотариальное хранение предмета интеллектуальной деятельности и удостоверение времени предъявления, от этого зависит вопрос о приоритете создания, что может иметь важные юридические последствия при возникшей необходимости доказывания авторства. Следует заметить, что нотариальное заверение обычно стоит недешево.

2. Публичная продажа через галерею, магазин с составлением договора купли-продажи. Договор будет служить доказательством, так как в нем фиксируется дата осуществления сделки.

3. Размещение в печатном издании, имеющем дату публикации. Точно такой же вариант, как предыдущий. Важно зафиксировать дату, которая покажет что именно Вы автор, впервые опубликовавший картину.

Резюме

Несмотря на очевидность авторства при фиксации права способами, исключающими помощь специализированных организаций, при нарушении интеллектуальных прав восстанавливать их посредством судебного разбирательства придется самостоятельно. В этом случае большую помощь окажут сохраненные эскизы и наброски произведения.

Разумеется, самостоятельное реализация авторских прав на картину при соблюдении всей процедуры, определенной законодательством, не такая уж неисполнимая задача, но, тем не менее, если есть сомнения в собственных силах, доверьте это занятие профессионалам.

А какие способы защиты авторских прав знаете Вы? Пожалуйста, поделитесь опытом! Буду очень рад обратной связи.

Источник: https://masterkrasok.ru/posts/profi/kak-zashchitit-avtorstvo-na-svoyu-kartinu

Ответы адвоката
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: