Вопрос по 44 фз

Содержание
  1. Некоторые вопросы закупок по 44-ФЗ для начинающих | Контур.Закупки
  2. Что можно и что нельзя включать в описание закупки
  3. Дополнительные требования к объекту закупки
  4. Условия контракта
  5. Цена
  6. Ответственность
  7. Какие еще условия включаются в контракт
  8. Применение типовых форм
  9. 44-ФЗ для начинающих. Все о госзакупках простыми словами
  10. Кто может участвовать в госзакупках
  11. Дополнительные требования к участникам госзакупок
  12. Преференции участникам
  13. Виды закупок
  14. Где проводят госзакупки
  15. Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств
  16. Снижение начальной цены контракта на 25%
  17. Реестр недобросовестных поставщиков
  18. Закупки по 44-ФЗ: как проходят и кто может участвовать?
  19. Кто выбирает поставщиков по 44-ФЗ?
  20. Кто может стать поставщиком государства?
  21. Где искать госзакупки?
  22. Как подготовиться к закупке по 44-ФЗ?
  23. Как подавать заявку на участие  в закупке? 
  24. Чем обеспечение заявки отличается от банковской гарантии?
  25. Как заказчик рассматривает заявку?
  26. Можно ли не подписывать контракт?
  27. Что делать после исполнения контракта?
  28. 44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки
  29. Какие закупки регулирует 44-ФЗ?
  30. Как организована контрактная система
  31. Какими способами осуществляются госзакупки
  32. Электронный аукцион
  33. Открытый конкурс
  34. Запрос котировок
  35. Закупка у единственного поставщика
  36. Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок
  37. Принципы и понятия единой контрактной системы
  38. Требования к поставщикам и условия участия в закупках
  39. Подробнее о конкурентных закупках
  40. Заключение контракта

Некоторые вопросы закупок по 44-ФЗ для начинающих | Контур.Закупки

Вопрос по 44 фз

Заказчикам и поставщикам, которые только пытаются разобраться в законе 44-ФЗ, зачастую это дается непросто. В статье доступно и на примерах объяснено, чего не должно быть в описании закупки, и какие моменты госконтракта являются ключевыми.

Что можно и что нельзя включать в описание закупки

Чтобы приобрести именно то, что необходимо, в документации заказчик указывает характеристики и требования, которым должны соответствовать закупаемые объекты — товары, работы или услуги. Эти требования могут быть как общими, которые применяются ко всем объектам, так и специальными.

В техническом задании заказчик перечисляет характеристики — качественные, технические, функциональные, эксплуатационные — которым должен соответствовать объект закупки.

Например, закупая медицинскую аппаратуру, он указывает ее размеры, потребляемую мощность, режимы, в которых она может работать, какими дополнительными элементами должна быть укомплектована эта техника, гарантийный срок использования, а также условия эксплуатации, например, температурный режим.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Заказчику запрещено указывать конкретные модели или производителя, а также прочие параметры, которые ограничивают конкуренцию. Например, в описании объекта закупки нельзя указывать:

  • товарный знак, фирменное наименование, название бренда (копировальный аппарат Xerox, принтер HP, автомобиль Opel);
  • знак обслуживания (мобильная связь «Билайн»);
  • номера и наименования патентов, промышленных образцов и моделей (патент РФ на промышленный образец № 12345);
  • наименование местности, откуда произошел товар или к которой относится его производитель (тульский самовар).

Однако бывают случаи, когда упомянутые выше характеристики все же указать можно:

  • если закупаются запчасти к уже имеющемуся оборудованию;
  • если аналоги объекта закупки от других производителей несовместимы с предметами, которые уже имеются у заказчика;
  • если закупаемые объекты будут применяться в ходе исполнения контракта, но сами они не являются объектом закупки (допустимо при наличии формулировки «или эквивалент»).

Что еще допустимо/необходимо включить в описание объекта:

  • планы, спецификации, эскизы, фотографии, результаты тестов, которым должен соответствовать объект закупки (в соответствии с ГК РФ и техническим регламентом);
  • конкретное изображение объекта, если он должен ему соответствовать;
  • если товар должен соответствовать определенному макету — место, время и порядок осмотра этого макета.

Помимо характеристик, заказчику необходимо обратить внимание на следующий нюансы описания закупки:

  • чтобы использовались термины и обозначения из действующих техрегламентов (применение другой терминологии придется обосновать);
  • чтобы в описании товара было указано, что он должен быть не восстановленным и не отремонтированным, а новым, то есть не бывшим в употреблении;
  • если закупаются медицинские препараты, нужно указывать их непатентованное международное название.

Дополнительные требования к объекту закупки

Законом предусмотрены случаи, когда заказчик может установить дополнительные требования к закупаемым товарам, работам и услугам.

Это могут быть требования к качествам, потребительским свойствам и характеристикам объекта, деловой репутации исполнителя, наличию специального оборудования, владению технологиями, квалификации персонала, опыту исполнения подобного рода задач, наличию разных ресурсов — финансовых, трудовых или иных — если они необходимы для исполнения контракта.

https://www.youtube.com/watch?v=RpVBkS0foNU

Если объектом закупки является техника, оборудование или механизмы, обязательно следует включить требования к гарантийному сроку. По своему усмотрению заказчик может включить требование о том, что поставщик обязан обучить персонал работе с оборудованием.

Условия контракта

Условия контракта перед его заключением изменять нельзя — он должен быть заключен в том виде, в котором присутствует в закупочной документации. Можно поправить лишь неточности, которые вкрались при внесении конкретных данных исполнителя, либо изменить положения, которые не соответствуют закупочной документации. Для этого необходимо подписать протокол разногласий.

Когда контракт заключен, менять его условия можно всего лишь в нескольких случаях. Все они перечислены в статье 95 закона 44-ФЗ. Это ситуации, когда заказчик в результате изменения условий получает выгоду. Например, если поставщик решил поставить тот же товар по более низкой цене или предложил за ту же цену товар с лучшими характеристиками.

Кроме того, можно изменить положение контракта в части объема закупки, если у заказчика сократилось финансирование или он решил закупить у единственного поставщика немного больше либо меньше товара (отклонение не должно быть более 10% от первоначального объема).

Также предусмотрены и некоторые другие основания изменения контракта, например, если после закупки лечения за границей изменилась его стоимость.

Цена

Важно помнить, что цена контракта неизменна на весь срок его исполнения. В некоторых случаях, перечень которых установлен правительством, вместо конкретной цифры можно указать формулу расчета, максимальную или ориентировочную цену.

Ответственность

В контакте должны присутствовать условия об ответственности сторон за его неисполнение или ненадлежащее исполнение. Ответственность существует в виде пеней и штрафов. Пени назначаются только при просрочке исполнения своих обязательств какой-либо из сторон.

Например, поставщик не поставил вовремя товар или заказчик затягивает сроки оплаты. В первом случае пени рассчитываются от суммы контракта, уменьшенной на стоимость поставленных товаров или услуг, выполненных работ. В случае с неоплатой заказчиком пени исчисляются от невыплаченной суммы.

Ставка одинакова для обоих случаев и составляет 1/300 ставки рефинансирования.

Если нарушение не связано с просрочкой, то в качестве меры наказания назначаются штрафы.

Какие еще условия включаются в контракт

В контракте также должны присутствовать сроки оплаты — по закону это не более 30 дней с момента приемки результатов его исполнения, а для малого бизнеса — не более 15 рабочих дней. Важным условием контракта являются правила, по которым будет осуществляться приемка товаров, работ или услуг.

Существует ряд дополнительных условий, которые могут либо должны быть в контракте в определенных случаях. Например:

  • о возможности его расторжения в одностороннем порядке;
  • о праве заказчика по согласованию с участником увеличить количество закупаемого товара (окончательная стоимость не должна превышать НМЦК);
  • для контрактов стоимостью более 100 млн рублей, заключенных на срок свыше 3 лет, необходимо добавить график исполнения;
  • для дорогостоящих контрактов (НМЦК более определенной суммы, установленной правительством) — о предоставлении данных о субподрядчиках, цена договора с которыми более 10% от стоимости контракта.

Применение типовых форм

На поставку некоторых объектов закупок разработаны типовые формы контрактов, найти которые можно в ЕИС. Если закупаются именно такие объекты, то контракт необходимо заключать по типовой форме. В прочих случаях подойдет любая форма, разрешенная Гражданским кодексом.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/nekotorye-voprosy-zakupok-po-44-fz-dlya-nachinayushhix/

44-ФЗ для начинающих. Все о госзакупках простыми словами

Вопрос по 44 фз

Государственные закупки — крупный рынок  для поставщиков. В 2018 году в Единой информационной системе закупок были опубликованы госзакупки общим объемом более 8 трлн руб., из которых более 1 трлн руб. отдано малому бизнесу.

Проведение госзакупок регулирует федеральный закон № 44 «О контрактной системе». В нем прописаны все правила проведения закупочной процедуры: от ее планирования, размещения в ЕИС до выполнения всех обязательств по контракту.

Кто может участвовать в госзакупках

В закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели. 

Участвовать в закупках не могут организации, ИП или физлица, которые: 

  • Находятся в процессе ликвидации, на стадии банкротства или конкурсного производства.
  • Имеют задолженность более 25% от балансовой стоимости активов.
  • Имеют судимость за экономические преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ.
  • Привлечены к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (дача взятки) в течение двух лет до момента подачи заявки.
  • Имеют конфликт интересов с заказчиком или другим участником закупки (близкие родственные связи).
  • Являются офшорной компанией.
  • Входят в реестр недобросовестных поставщиков.
  • Подпадают под ограничения для участия в закупках, которые установило Правительство РФ.

Участник должен подтверждить, что может участвовать в госзакупке и не относится ни к одному из требований выше, на каждой электронной торговой площадке (ЭТП), где участвует в закупках.

Дополнительные требования к участникам госзакупок

Заказчики могут предъявить дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию.

Такие требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительству объекта капитального строительства, ремонту автодорог и других работ из перечня Правительства РФ №99.

Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку — прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.

Заказчик может потребовать, чтобы участник закупки соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и тд. 

Участник должен иметь патент, лицензионный договор или другое подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности.

Требования не устанавливается, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.

Преференции участникам

Некоторым участникам госзкакупок предоставляются льготы или приоритет при рассмотрении заявок. Например, госзаказчики обязаны проводить 15% от всего объема закупок среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Кроме СМП и СОНКО, преференции в госзакупках предоставляются: 

  • учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы,
  • организациям инвалидов,
  • поставщикам товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).

Виды закупок

Госзаказчики могут закупить товар, работу или услуги 7 способами:

  • открытый конкурс
  • конкурс с ограниченным участием
  • двухэтапный конкурс
  • электронный аукцион
  • запрос предложений
  • запрос котировок
  • закупка у единственного поставщика (проводится в ограниченных законом случаях). 

В зависимости от вида закупки победителя определяют одним из двух способов:

  1. По минимальной цене, предложенной в ходе закупки — аукцион, запрос котировок.
  2. По лучшему сочетанию цены и условий исполнения контракта, предложенным в заявках или окончательных предложениях — в конкурсах и запросах предложений.
Что нужно для победыКак участвовать
АукционНаименьшая ценаПодать заявку без ошибок, снижать цену на онлайн-аукционе. 
Конкурс Лучшее сочетание цены и условий исполненияНаправить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами.
Запрос котировокНаименьшая ценаОтправить заявку, в которой согласиться с условиями исполнения контракта, описать товар и предложить цену.
Запрос предложенийЛучшее сочетание цены и условий исполненияНаправить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами. Условия можно улучшить один раз после вскрытия всех заявок.

Также заказчики по 44-ФЗ могут провести закрытые конкурсы и аукционы, чтобы закупить товары, связанные с гостайной и обеспечением безопасности страны, услуги для Госфонда драгоценных металлов и камней, приставов и судей. Информация о таких закупках не публикуется в открытом доступе, а заказчик направляет приглашения для участия потенциальным поставщикам.

Где проводят госзакупки

Все закупки по 44-ФЗ проводят в электронной форме. Они проходят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): ЕЭТП, РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, ЗаказРФ, НЭП, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг.

Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Она дает доступ к госзакупкам на восьми федеральных ЭТП, а также к закупкам по капремонту по 615-ПП и торгам по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса. Регистрация в ЕИС бесплатная и действует три года. 

Поскольку закупки проводятся в электронной форме, то для участия в них необходимо наличие усиленной квалифицированной подписи. Она понадобится для регистрации в ЕИС, отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.

Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств

При подаче заявки на закупку по 44-ФЗ участник должен предоставить обеспечение заявки. Так он подтвердит свое намерение участвовать в тендере. Размер обеспечения заявки зависит от размера начальной максимальной цены контракта (НМЦК): 

  • если НМЦК от 0 до 20 млн руб., то обеспечение заявки от 0,5 до 1% НМЦК
  • если НМЦК больше 20 млн руб., то обеспечение — от 0,5 до 5% НМЦК.

Обеспечение можно предоставить деньгами или банковской гарантией. Его вернут всем участникам после того, как определится победитель.

Победитель закупки при подписании контракта должен предоставить обеспечение исполнения контракта. Так он подтверждает, что исполнит свои обязательства по контракту.

Размер обеспечения контракта составляет от 10 до 30% от НМЦК. Предоставить его можно деньгами на счет заказчика или банковской гарантией.

Обеспечение заказчик полностью вернет, если поставщик выполнит все обязательства по контракту.

Также госзаказчик может потребовать обеспечения гарантийных обязательств. Если в закупке установлено такое требование, то заказчик может подписать акт о приемке только после предоставления обеспечения. Размер обеспечения гарантийных обязательств — не более 10% НМЦК.

Снижение начальной цены контракта на 25%

Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:

  1. В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
  2. В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.

Кроме того, при снижении НМЦК на 25% и больше победитель не получит аванс, если он был предусмотрен в закупке. 

Реестр недобросовестных поставщиков

Если компания попала в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), то она не сможет участвовать в закупках по 44-ФЗ и других закупках, если заказчик установит соответствующее требование.

Причины, почему победитель закупки может попасть в РНП по 44-ФЗ:

  • Если он победил в закупке (или стал единственным допущенным участником закупки) и отказался заключать договор с заказчиком.
  • Компания победила в закупке, но подписала контракт позже необходимых сроков.
  • Победитель не предоставил обеспечение контракта, предоставил его поздно или с ошибкой.
  • Если контракт расторгнут по решению суда, потому что победитель серьезно нарушил обязательства по контракту.
  • Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

При этом, если договор расторгнут по соглашению сторон, то компанию не включат в РНП. Включение в РНП можно оспорить в суде.

Закон 44-ФЗ подробно объясняет участникам госзакупок правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя, обязывает заказчика заключить контракт с победителем и оплатить товар в срок.

Поэтому он подходит начинающим участникам.

Но нужно помнить, что нарушение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки, влечет штрафы для заказчика, а участнику грозит занесением организации в реестр недобросовестных поставщиков.

Источник: https://is-zakupki.ru/material/detail/44-fz-dlya-novychkov

Закупки по 44-ФЗ: как проходят и кто может участвовать?

Вопрос по 44 фз

Контракт с госзаказчиком — это отличная возможность расширить пул надежных клиентов в нестабильной экономической ситуации. Но получить его можно только по строгим правилам, которые прописаны в Законе № 44-ФЗ «О контрактной системе».

Руководитель департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center и преподаватель нескольких образовательных курсов по закупкам Дмитрий Казанцев рассказывает про особенности взаимодействия поставщиков и государственных заказчиков.

Кто выбирает поставщиков по 44-ФЗ?

Главный принцип — по Закону № 44-ФЗ проходят закупки за счет федерального, региональных и муниципальных бюджетов. Поэтому по нему закупаются три вида заказчиков:

  • Органы власти: парламент, министерства, суды, мэрии и т.д.
  • Внебюджетные фонды. Например, ПФР.
  • Бюджетные учреждения: школы, больницы, детские сады, санатории и т.д.

Кто может стать поставщиком государства?

В госзакупках могут участвовать любые физические и юридические лица. Конечно, 95% победителей закупок по 44-ФЗ — это юридические лица, но среди них есть и индивидуальные предприниматели, и даже обычные физлица. Например, в статье 93 закона говорится, что услуги гидов, переводчиков, экскурсоводов можно закупать у обычных людей.  

Где искать госзакупки?

Информацию о всех закупках по 44-ФЗ, кроме секретных, заказчики публикуют в Единой информационной системе в сфере закупок. Это обязательное условие, которое прописано в законе. Если заказчик этого не сделает, то его закупку могут отменить.

В ЕИС можно найти план закупок каждого заказчика, в который он включает все свои потребности на год вперед. Извещение с параметрами конкретной закупки содержит следующую информацию: что закупается, в какие сроки и в каком объеме.

Сами торги в большинстве случаев проходят в электронном виде на 8 специальных площадках:

  • ЕЭТП
  • РТС-тендер
  • Сбербанк-АСТ
  • НЭП
  • ZakazRF
  • РАД
  • ТЭК-Торг
  • ЭТП ГПБ

Уже в электронной закупке заказчик размещает документацию с основными требованиями к поставщикам и закупаемой продукции, а также правилами выбора победителя. Как правило, победителя в большинстве госзакупок выбирают по самой низкой цене.

Кроме этого, в закупке размещается проект госконтракта со всеми условиями поставки и санкциями за невыполнение условий.

Как подготовиться к закупке по 44-ФЗ?

Для начала нужно оценить риски работы с конкретным заказчиком. Свяжитесь с ним и задайте уточняющие вопросы. Если в ответах будут намеки, что вы вряд ли справитесь с контрактом или у вашей компании недостаточно опыта, то, скорее всего, заказчик сделает все возможное, чтобы выбрать своего поставщика. Подумайте, стоит ли бороться за такой контракт?

Дополнительно изучите информацию о заказчике и его закупках в ЕИС и других открытых источниках. Посмотрите, с кем заключались контракты, были ли судебные разбирательства, проанализируйте отношения заказчика с его поставщиками.

Кроме этого, есть чисто технические действия:

  • Откройте спецсчет в аккредитованном банке;
  • Получите усиленную квалифицированную подпись;
  • Зарегистрируйтесь в ЕИС;
  • Освойте функциональность ЭТП, на которой проходит закупка;
  • Приготовьте деньги для обеспечения вашей заявки и выполнения контракта;
  • Внимательно изучите закупочную документацию и опишите свою продукцию так, как требует заказчик.

Как подавать заявку на участие  в закупке? 

Каждый участник подает заявку по форме, которая закреплена в законе. Она состоит из трех частей.

  • Описание поставляемой продукции. Товарный знак, цвет, размер и т. д. В этой части заявки нельзя указывать название своей компании, использовать брендированные бланки и любые сведения, по которым поставщика можно идентифицировать. Это защита от недобросовестных заказчиков, которые хотят выбрать «своих»  поставщиков. Название компании заказчик узнает только после выбора победителя. Если вы нарушите это условие, то вас отстранят от закупки. 
  • Сведения о поставщике. Название компании, координаты для связи, декларация, что компания не банкрот и нет задолженностей по налогам. Эта часть заявки раскрывается в конце закупки.
  • Сведения о цене. В аукционе и конкурсе на ЭТП есть специальное окно в интерфейсе для указания цены. Цена указывается с НДС, но если поставщик на УСН, то сумма пишется без НДС. 

Вся информация загружается отдельными файлами, а цена записывается в отдельном окне на площадке. Заявку подписывают усиленной квалифицированной подписью. Нужно уложиться в отведенный  срок. После дедлайна документы не примут.

Кроме этого, придется внести обеспечение заявки. Это можно сделать двумя способами:

  • Предоставить электронную банковскую гарантию, которую внесут в реестр гарантий на ЕИС.
  • Внести деньги на спецсчет в аккредитованном банке. Площадка автоматически заблокирует нужную сумму до конца закупки.

Чем обеспечение заявки отличается от банковской гарантии?

Обеспечение заявки или исполнения контракта — это деньги поставщика, которыми он гарантирует серьезность своих намерений. Поставщик кладет деньги на спецсчет в банке, где они автоматически блокируются до момента исполнения обязательств поставщика. 

Банковская гарантия — это платный финансовый инструмент. Деньги за неё поставщику не возвращаются, но если он нарушит свои обязательства, то платить будет банк. 

Как заказчик рассматривает заявку?

Сначала заказчик рассматривает часть заявки с описанием продукции. Если она не соответствуют закупочной документации, то заявку отклоняют. 

Дальше зависит от способа закупки, который выбрал заказчик.

  • В рамках конкурса заказчик сравнит заявки и выберет подходящую с самым лучшим сочетанием условий. То, как именно будет определяться лучшее сочетание цены и качества, заказчик обязан указать с помощью понятных формул в самом конкурсной документации в момент объявления закупки.
  • В рамках аукциона поставщики будут торговаться в режиме реального времени на ЭТП, т.е. предлагать свои цены за исполнение контракта. Потенциальным победителем становится тот, кто уронит цену ниже всех. Время начала аукциона сообщается заранее всем участникам.

Почему победитель потенциальный? Потому что далее заказчик смотрит вторую часть заявки. Если с компанией все нормально и нет противоречий, то она становится победителем. Если обнаружится, что поставщик не платит налоги или на грани банкротства, то заказчик переходит к следующему поставщику с низкой ценой. Пока не найдет подходящего.

Дальше реквизиты заказчика и цена вписываются в проект договора. Этот договор отправляют поставщику на подпись. У него есть 5 дней, чтобы подписать контракт или направить заказчику протокол разногласий.

Можно ли не подписывать контракт?

В рамках госзаказа есть серьезное ограничение. Победитель закупки может не подписывать контракт, если условия контракта отличаются от закупочной документации. В остальных случаях поставщик обязан заключить договор. Например, изменение курса валют не дает права отказаться от контракта.

https://www.youtube.com/watch?v=RpVBkS0foNU

Если поставщик откажется подписывать контракт, то потеряет обеспечение заявки. Деньги уйдут заказчику. Но это не все. Заказчик внесет компанию в реестр недобросовестных поставщиков, которые отказались исполнять контракт или не смогли выполнить условия. После этого поставщик получает дисквалификацию и 2 года не сможет принимать участие в закупках по законам №№ 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Включение в реестр можно избежать. Например, экономическая ситуация резко изменилась и контракт стал невыгодным. В этом случае можно попытаться провести переговоры с заказчиком и объяснить ситуацию.

После этого можно заключить контракт, но сразу же подписать дополнительное соглашение о его расторжении.

Скорее всего, часть денег поставщик потеряет, но у заказчика появится повод не включать его в реестр.

Что делать после исполнения контракта?

После исполнения контракта важно выполнить формальности и подписать все документы. Это не только акты приема и передачи товара, но и положительная экспертиза от заказчика. Ее делают в течение 15 дней после окончания работ. Как только экспертиза готова, можно ждать оплаты за работу.

Если хотите разобраться в тонкостях закупочных правил, то рекомендуем пройти дистанционный курс “Академия эффективного поставщика”.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b61c5aee9151400a9f492fa/zakupki-po-44fz-kak-prohodiat-i-kto-mojet-uchastvovat-5ea152c32517bd2ed0b44319

44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки

Вопрос по 44 фз

Государственные и муниципальные учреждения приобретают товары, работы или услуги для собственных нужд через систему госзакупок (иначе — контрактная система, торги по госзакупкам).

Отношения в этой сфере регулирует Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. Разобраться в нем — непростая задача для новичков.

Мы попробуем рассказать об основных положениях этого закона более простым языком.

Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Закон № 44-ФЗ предъявляет к поставщикам ряд требований:

  • отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  • поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;
  • поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.

Дополнительно заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Какие закупки регулирует 44-ФЗ?

Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.

ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:

  • закупки услуг у международных финансовых организаций;
  • закупки услуг по государственной защите;
  • закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
  • закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
  • закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • вопросы взимания платы за участие в закупках.

Как организована контрактная система

Общая схема проста. Госзаказчики заранее составляют планы закупок для собственных нужд и публикуют извещения о предстоящих торгах на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru. Доступ к информации на ЕИС — бесплатный.

Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться. Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.

В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, то заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.

ВАЖНО. В момент подачи заявки необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если претендент проигрывает торги, данную сумму ему вернут.

По итогам торгов выявляется победитель, который предложил самые выгодные условия. С ним заключается контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком для той или иной госструктуры.

Какими способами осуществляются госзакупки

Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:

  • Агентство по государственному заказу Республики Татарстан;
  • Единая электронная торговая площадка;
  • Российский аукционный дом;
  • ТЭК — Торг;
  • Электронные торговые системы;
  • Сбербанк — Автоматизированная система торгов;
  • РТС — тендер;
  • Электронная торговая площадка ГПБ.

Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Электронный аукцион

До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.

До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Открытый конкурс

Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44-ФЗ и 223-ФЗ в онлайн-режиме

Запрос котировок

Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 500 000 руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. рублей. С 1 марта 2019 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см. «Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).

Есть и другие способы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но они используются гораздо реже.

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/goszakupki/2019/10/15107

Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок

Вопрос по 44 фз

Правила госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Его положениями руководствуются при проведении торгов и заключении контрактов все органы власти, государственные и муниципальные учреждения — от федеральных министерств и ведомств до местных школ, больниц и библиотек.

Федеральный закон № 44-ФЗ:

  • закрепляет принципы единой (федеральной) контрактной системы;
  • даёт определение терминам, которые используются в законодательстве и практике госзакупок;
  • регулирует процессы планирования закупок заказчиками;
  • устанавливает способы закупок, правила их проведения, требования к участникам, порядок выбора исполнителя (поставщика, подрядчика) и заключения контрактов;
  • определяет процедуры мониторинга, аудита, контроля и обжалования в сфере госзакупок.

Принципы и понятия единой контрактной системы

Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:

  1. Открытость и прозрачность информации — свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
  2. Обеспечение конкуренции — равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
  3. Профессионализм заказчика — его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
  4. Стимулирование инноваций — приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
  5. Единство контрактной системы — единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
  6. Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок — необходимость достижения заданных результатов.

Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:

  • контрактной системы;
  • процедуры определения поставщика;
  • закупки товаров, работ и услуг;
  • участника закупки;
  • государственного и муниципального заказчика;
  • государственного и муниципального контракта;
  • органов, которые занимаются регулированием и контролем в сфере закупок;
  • эксперта и экспертной организации в сфере закупок;
  • совокупного годового объёма закупок;
  • электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.

Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.

Требования к поставщикам и условия участия в закупках

Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:

  1. Официальная регистрация в России, непринадлежность к офшорной компании.
  2. Ненахождение в состоянии ликвидации или банкротства.
  3. Наличие лицензии и (или) членство в саморегулируемой организации (СРО), если исполнение контракта предполагает соблюдение этих условий.
  4. Отсутствие действующей дисквалификации (приостановки деятельности) за совершение административного правонарушения.
  5. Отсутствие непогашенных долгов по обязательным платежам (налоги, сборы, взносы и т.п.).
  6. Отсутствие у руководства и у главного бухгалтера судимости за совершение экономического или коррупционного преступления.
  7. Отсутствие аффилированности и конфликта интересов с заказчиком.
  8. Отсутствие у юридического лица в последние два года административного наказания за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ).
  9. Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием закупки.
  10. Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он должен быть передан заказчику по контракту, кроме произведений искусства и литературы, контрактов финансирования проката или показа российского фильма.
  11. Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.

К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.

Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить.

Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае — к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.

Обязательное условие участия в закупках — регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных электронных торговых площадках. После регистрации в ЕИС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в течение рабочего дня.

Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.

Можно выделить два основных вида закупок:

  1. Закупку у единственного поставщика. Это единственный способ закупки в условиях предельно ограниченной конкуренции — заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить контракт. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть проведены у единственного поставщика, указан в статье 93. Таким способом может быть проведена любая закупка на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждениями культуры, искусства, спорта, науки и организациями для детей-сирот — на сумму до 600 тысяч рублей.
  2. Конкурентные способы закупки — к ним относятся все остальные виды госзакупок.

Подробнее о конкурентных закупках

Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.

Основные способы конкурентных закупок — конкурс и аукцион.

Конкурсы проводятся:

  1. В открытой форме. Доступ к закупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями, исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и отдаёт победу тому, кто предложил наилучшие условия среди всех участников.
  2. С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Первоначально он похож на открытый конкурс: закупка доступна неограниченному кругу лиц, и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Первично заявки участников проходят предквалификационный отбор, часть отсеивается, и только среди остальных (ограниченный круг участников) в итоге будет определён победитель.
  3. В двухэтапной форме. В рамках двухэтапного конкурса первично оцениваются заявки участников по всем параметрам, кроме цены (она не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая и становится предметом оценки для выявления победителя. Такие закупки, как правило, проводятся, когда приоритетны качество, инновационность и высокотехнологичность, а цена, хоть и важна, но вторична.
  4. В закрытой форме. Закрытый конкурс отличается от открытого ограниченным кругом допущенных к закупке поставщиков. Участники должны отвечать общим и дополнительным требованиям, оценив которые, заказчик направляет выбранным поставщикам приглашение на участие в конкурсе.
  5. В закрытой форме с ограниченным участием. Этот способ совмещает особенности закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В закупке участвует только определённый круг поставщиков, которые проходят предквалификационный отбор. Из прошедших отбор выбирается победитель.
  6. В закрытой двухэтапной форме. Способ совмещает особенности закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. К конкурсу допускается ограниченный круг поставщиков. На первом этапе они формируют предложение без указания цены. Тот, кто проходит в следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая и становится определяющим обстоятельством для победы.

Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону.

Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов.

Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений — гарантия заключения контракта.

Отличия закрытого аукциона от открытого:

  • аукционная документация не публикуется в СМИ и не размещается в ЕИС;
  • заказчик рассылает приглашения для участия в аукционе, и только приглашённые участники получают доступ к документации;
  • электронные торги проводятся на специализированных ЭТП;
  • заявки подаются в запечатанном конверте;
  • закрытые аукционы зачастую проводятся, если закупка связана с товарами, работами или услугами, сведения о которых составляют государственную тайну.

Другие способы конкурентных закупок:

  1. Запрос котировок. При такой закупке заказчика интересует, прежде всего, цена. Побеждает тот, кто соответствует единым для всех участников требованиям и предложит наименьшую цену. Все поступившие заявки оцениваются одновременно. Закупки таким способом могут проводиться только при начальной (максимальной) цене контракта в пределах 500 тысяч рублей.
  2. Запрос предложений. Относительно редкий способ проведения закупок из-за имеющихся ограничений. Обычно он используется в случаях признания несостоявшимися повторных конкурсов или аукционов. Кроме того, способ позволяет оперативно решить вопросы закупки лекарственных препаратов, а также обеспечения юридической помощи для защиты интересов государства за рубежом. В отличие от запроса котировок, запрос предложений — это оценка каждой поступившей заявки в целом. В приоритете — лучшее по всем параметрам предложение, а не только и не столько предложенная цена.

Заключение контракта

Процедуру заключения контракта по итогам электронной процедуры регулирует статья 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.

Документооборот ведётся в ЕИС и на площадке, где размещена закупка и проходят торги.

Контракт заключается с победителем процедуры, но если он уклоняется от заключения контракта или есть другие законные основания — с иным участником торгов, заявка которого удовлетворяет требованиям закупки.

Проект контракта готовится заказчиком, размещается в ЕИС и на ЭТП: первично — вместе с документацией (извещением) о закупке, а затем — в итоговом виде, скорректированном по итогам процедуры.

Поставщик подписывает контракт с использованием усиленной электронной подписи и ответно размещает его в подписанном виде в ЕИС и на ЭТП. При несогласии с условиями контракта поставщик готовит протокол разногласий и размещает его вместо подписанного контракта.

Заказчик подписывает контракт только после его подписания поставщиком и, если требуется, выполнения им условий об обеспечении исполнения контракта.

Мониторинг и контроль в сфере госзакупок — задача государственного уровня. В основном этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Кроме того, осуществляется ведомственный контроль: вышестоящие инстанции отслеживают закупки нижестоящих инстанций.

Контролировать исполнение контракта — обязанность государственного или муниципального заказчика, в том числе если подрядчик привлекает субподрядчиков.

Финансовые проверки (аудит) — компетенция Счётной палаты, региональных и местных контрольно-счётных органов в зависимости от статуса заказчика. Основные задачи аудита — анализ и оценка результатов закупок, их эффективности.

Законодательство позволяет обжаловать действия, решения и бездействие каждого из участников контрактной системы. Основной объём работы по рассмотрению жалоб приходится на ФАС. Жалоба также может быть направлена в суд. Порядок обжалования регулируется статьей 105 Федерального закона № 44-ФЗ и нормами процессуального законодательства.

Эта статья была полезной?

Получить сертификат электронной подписи

Получить сертификат электронной подписи

Источник: https://iitrust.ru/articles/article/chto-nujno-znat-o-44-fz-pervye-shagi-v-sfere-goszakupok/

Ответы адвоката
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: