В соответствии с правом какого государства данное литературное произведение будет охраняться в России? Будет ли предоставлена охрана правам автора данного произведения на территории Латвии?

Содержание
  1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений
  2. 1. История Бернской конвенции (принятие и пересмотры)
  3. 2. Произведения, охраняемые Бернской конвенцией 1886 г.
  4. 3. Основные нормы и принципы Бернской конвенции
  5. 4. Участники Бернской конвенции (территория действия конвенции)
  6. 5. Бернская конвенция 1886 и национальное право стран-участниц
  7. 6. Бернская конвенция в системе международных договоров по авторскому праву
  8. Международно-правовая охрана авторских прав
  9. Общие правила и принципы
  10. Как реализуется система охраны авторских прав
  11. Пять вопросов об авторском праве, в которых важно разобраться — Промо на vc.ru
  12. Сотрудник, работающий по найму, сохраняет права на свои произведения?
  13. Какие права возникают у автора произведения?
  14. Исключительное имущественное право на произведение — принадлежит работодателю
  15. Право авторства и право автора на имя — принадлежат сотруднику
  16. Право на неприкосновенность произведения — принадлежит сотруднику
  17. Право на обнародование произведения — принадлежит работодателю
  18. Как можно подтвердить наличие авторских прав?
  19. Какую функцию выполняет знак копирайта — ©?
  20. Допускается ли редактирование чужих произведений? Например, обработка фотографии с помощью нейросети
  21. Действие исключительного права на произведения науки, литературы и искусства
  22. На что распространяются исключительные права
  23. Право на обнародование и его практическая реализация
  24. Срок действия исключительных прав на произведения на территории РФ
  25. Срок действия исключительных прав
  26. На какие произведения в России распространяются исключительные права?
  27. Какие произведения будут считаться обнародованными на территории РФ?
  28. Как предоставляется в РФ правовая охрана произведениям, в соответствии с международными договорами?
  29. С какого момента исключительным правам в рф на произведение предоставляется правовая охрана?

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений

В соответствии с правом какого государства данное литературное произведение будет охраняться в России? Будет ли предоставлена охрана правам автора данного произведения на территории Латвии?

Первым и по настоящий момент важнейшим универсальным международным договором в области авторского права является Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (далее – Бернская конвенция). Бернская конвенция защищает интересы авторов по всему миру и, кроме того, устанавливает минимальные стандарты защиты авторских прав, которые обязательны для соблюдения всеми государствами-участниками.

Здесь можно найти текст Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений В настоящей главе Библиотеки Sum IP Вы узнаете о принципах, положенных в основу конвенции, ее истории и основных положениях. Информация будет полезна как авторам, так и пользователям произведений.

1. История Бернской конвенции (принятие и пересмотры)

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений – международный договор, регулирующий обязательства государств по защите на своей территории авторских прав иностранных граждан.

Конвенция об охране литературных и художественных произведений была принята в 1886 году в швейцарском городе Берн, получив по месту принятия более распространенное и короткое название – Бернская конвенция. Перед разработчиками стояла цель преодолеть территориальный характер действия авторских прав, сделать возможным защиту авторских прав в других странах.

И эта цель была достигнута уже в первой редакции конвенции. Но Бернская конвенция продолжала развиваться. На схеме представлены изменения, которым подверглась Бернская конвенция в разные периоды времени.

Можно выделить два основных направления развития Бернской конвенции 1886 года:

1) Расширение перечня охраняемых произведений.

Первоначально Бернская конвенция распространялась только на опубликованные произведения в области науки и искусства. Но практически с каждой редакцией этот перечень дополнялся и уточнялся. В первую очередь это было связано с развитием техники и появлением новых форм творчества.

Так, со временем Бернская конвенция начала охранять аудиовизуальные произведения. Довольно долго страны не могли договорить насчет охраны фотографий. В результате фотографии стали объектом охраны по Бернской конвенции только в 1908 году.

Однако вплоть до 1996 года срок охраны фотографий был меньше, чем для других литературных и художественных произведений.

2) Повышение требований к международно-правовой охране литературных и художественных произведений, в частности, продление срока охраны, расширение объема авторских прав.

Что касается срока охраны авторских прав, то первоначально Бернская конвенция 1886 г. требовала предоставлять авторские права не менее чем на срок жизни автора и 25 лет после его смерти.

Затем в результате пересмотра срок действия авторских прав был увеличен до 50 лет после смерти автора.

Расширение объема авторских прав было отчасти связано с развитием техники, а отчасти с влиянием отдельных стран на текст Конвенции по охране литературных и художественных произведений.

Последний раз Бернская конвенция об авторском праве была пересмотрена в 1967 году в Стокгольме, но в 1971 и 1979 годах на дипломатических конференциях в Париже в нее вносили изменения. В дальнейшем конвенция будет рассматриваться в действующей редакции.

2. Произведения, охраняемые Бернской конвенцией 1886 г.

Вопрос о произведениях, охраняемых Бернской конвенцией на самом деле включает два подвопроса. Во-первых, какие виды объектов авторского права охраняются конвенцией. Во-вторых, каковы условия предоставления правовой охраны на территории иностранного государства.

В самом общем виде Бернская конвенция 1886 г. охраняет литературные и художественные произведения.

Но что конкретно включает это понятие? Оно охватывает любую продукцию в области литературы, науки и искусства, включая книги, лекции, драматические,  хореографические произведения, музыкальные сочинения, кинематографические произведения, произведения живописи, архитектуры, фотографии, произведения прикладного искусства, карты, планы. Однако приведенный перечень является открытым. Таким образом, Бернская конвенция распространяется на любые произведения, созданные в результате творческого труда.

Правовая охрана произведения за рубежом может истребоваться при наличии хотя бы одного из условий, которые сформулированы в ст.3 Бернской конвенции 1886 года:

  • автор произведения является гражданином государства-участника конвенции;
  • произведение было впервые опубликовано в стране-участнице Бернской конвенции 1886 г. Опубликование в смысле конвенции – это выпуск в обращение с согласия автора экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики. При этом к первому опубликованию приравниваются случаи опубликования в пределах 30 дней с момента фактически первого опубликования.

3. Основные нормы и принципы Бернской конвенции

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений базируется на следующих принципах:

  • предоставление гражданам одного государства на территории других стран национального режима. Национальный режим означает, что иностранцы в вопросах защиты авторских прав приравниваются в правах и обязанностях к своим гражданам.
  • объем авторских прав и способы их защиты регулируется правом государства, в котором истребуется правовая охрана. Например, произведения российского автора будут охраняться в США в соответствии с национальным правом США, а не России.
  • Бернская конвенция 1886 г. устанавливает минимальные гарантии международно-правовой охраны авторских прав, что не препятствует государствам установить более высокий уровень охраны. Например, в России срок действия авторских прав равен периоду жизни автора и 70 годам после его смерти вместо 50 лет по конвенции.

Указанные принципы составляют смысловое ядро Конвенции по охране литературных и художественных произведений, они практически не изменялись с момента ее принятия в 1886 году. Вместе с тем Бернская конвенция включает и ряд специальных норм по защите авторских прав. Остановимся на наиболее значимых:

  • срок действия авторских прав составляет период жизни автора и 50 лет после его смерти. Но это общее правило знает исключения, касающиеся кинематографических и фотографических произведений, а также произведений, созданных анонимно или под псевдонимом. Кстати, создание анонимных произведений допускается ввиду наличия права автора на имя.
  • в объем авторских прав Бернская конвенция включает право на воспроизведение, распространение, переработку, перевод, передачу в эфир, публичное чтение произведения, право на защиту репутации автора, а также право следования. Подробнее о содержании этих прав можно прочитать в главе Основы авторского права Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP.
  • авторские права, признаваемые конвенцией, знают целый ряд исключений в зависимости от вида права и вида произведения. Кроме того, некоторые права предоставляются только в случае, если они предусмотрены законодательством государства-участника Бернской конвенции 1886. Например, право следования сейчас признается в России, но признается в США (см. новости интеллектуальной собственности на нашем сайте)

4. Участники Бернской конвенции (территория действия конвенции)

Сегодня участниками Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведения являются 167 государств мира.

Это позволяет сказать, что авторские права признаются и охраняются практически по всему миру, т.к. каждое из государств приняло обязательства по охране авторских прав граждан других участников.

Таким образом, Бернская конвенция является универсальным международным договором по авторскому праву.

В файле по ссылке доступен полный список участников Бернской конвенции. Кроме того, этот список доступен на сайте ВОИС (WIPO) , где также указана дата присоединения к конвенции и дополнительная информация.

На территории России Бернская конвенция вступила в силу 13 марта 1995 года. Напомню, что Советский союз к конвенции не присоединился ввиду особого подхода к регулированию авторских прав. Подробнее об этом Вы можете прочитать в главе История авторского права Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP.

5. Бернская конвенция 1886 и национальное право стран-участниц

Бернская конвенция, являясь международным договором, имеет приоритет над национальным правом государств-участников. Это означает, что при противоречии норм Бернской конвенции и норм национального законодательства применяться должны конвенционные нормы. Из этого правила есть некоторые исключения:

  • национальное право может устанавливать более высокий уровень охраны авторских прав, чем Бернская конвенция. В этом случае применяются нормы национального права;
  • некоторые положения Бернской конвенции сами допускают возможность отступления от них. Например, срок охраны кинематографических произведений может быть сокращен до 50 лет с момента сообщения для всеобщего сведения, либо с момента создания, если фильм не стал доступным для всеобщего сведения;
  • некоторые авторские права, о которых упоминает Бернская конвенция, действуют, только если прямо предусмотрены законодательством государства-участника. Например, право следования (resale royalties, droit de suite).

6. Бернская конвенция в системе международных договоров по авторскому праву

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений является не единственным международным договором, регулирующим международно-правовую охрану интересов авторов.

Иные универсальные международные договоры в области авторского права описаны в теме Международное авторское право.

И так как одни и те же страны могут быть участницами нескольких международных договоров, возникает вопрос, как соотносятся нормы таких международных договоров? Статья 20 Бернской конвенции гласит:

Правительства стран Союза оставляют за собой право вступать между собой в специальные соглашения, которые предоставляют авторам более широкие права по сравнению с настоящей Конвенцией или содержат другие положения, не противоречащие настоящей Конвенции. Продолжают применяться положения действующих соглашений, удовлетворяющие этим требованиям.

Таким образом, Бернская конвенция допускает участие государств в других международных договорах по авторскому праву, однако нормы таких договоров не должны противоречить Бернской конвенции 1886 г. В случае коллизии применению подлежат именно нормы Конвенции об охране литературных и художественных произведений.

Россия одновременно участвует во Всемирной конвенции по авторскому праву 1952 года, Договоре ВОИС по авторскому праву 1996 года, Соглашении ТРИПС 1994 года, а также международных договорах в рамках СНГ. Во всех случаях авторам должны предоставляться гарантии защиты не меньшие, чем предоставляет Бернская конвенция.

Полезные ссылки по теме “Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года”:

1) Интересная статья про конвенцию на другом сайте.

2) Статья в Википедии о конвенции об охране авторских прав.

3) Реферат по теме Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений.

4) Юридическая консультация по авторскому праву юридической фирмы “ЭрГрэинпат”

Источник: https://sumip.ru/biblioteka/avtorskoye-pravo/mezhdunarodnoe-avtorskoe-pravo/bernskaya-konvenciya/

Международно-правовая охрана авторских прав

В соответствии с правом какого государства данное литературное произведение будет охраняться в России? Будет ли предоставлена охрана правам автора данного произведения на территории Латвии?

Признание и защита авторских прав осуществляется на национальном и международном уровне.

Для этого используются принципы и правила, зафиксированные в международных соглашениях и актах, и подтвержденные законодательством отдельных государств.

В этом материале разберем, по каким направлениям происходит такая защита на международном уровне, и какие инстанции осуществляют контроль за соблюдением авторских прав.

Общие правила и принципы

Регулирование авторских прав на международном уровне осуществляется на основании соглашений, актов и конвенций, ратифицированных государствами. Кроме того, решения и распорядительные акты вправе издавать международные структуры, созданные на межправительственном или частном уровне. Международное авторское право базируется на следующих актах:

  • основополагающим документом является Бернская конвенция, действующая с 1886 года в отношении литературных и художественных произведений;
  • с 1952 года действует Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская конвенция), которая распространяется на все объекты творческого труда;
  • соглашение ТРИПС, действующее с 1994 года, которое распространяется на любые результаты творческого и интеллектуального труда;
  • после образования Евросоюза, исполнительные органы ЕС неоднократно издавали нормативные акты в сфере защиты авторских прав (например, Директива ЕС № 2001/29/ЕС регламентирует общие правила защиты в информационной сети интернет);
  • двусторонние и многосторонние соглашения между несколькими государствами.

Действие указанных актов распространяется на государства-участники по мере ратификации. Россия является правопреемником СССР в качестве участника международных соглашений.

Распространяются ли нормы международных актов на рядовых авторов или для этого требуется их воспроизведение в национальном законодательстве? В полном объеме будет предоставлена защита субъектам, находящимся под юрисдикцией государства, ратифицировавшего Бернскую и/или Женевскую конвенцию. Выделим ключевые моменты, связанные с возникновением прав на такую защиту:

  • авторство возникает непосредственно с момента создания произведения или иного результата творческого труда;
  • обязательная регистрация авторских прав на международном и национальном уровне не предусмотрена, однако в отдельных государствах она может проводиться в добровольном порядке (например, через Библиотеку Конгресса США свои права может зарегистрировать резидент или иностранный гражданин);
  • для граждан, проживающих или пребывающих под юрисдикцией страны–участницы международных соглашений, признание авторства происходит автоматически во всех остальных государствах, ратифицировавших конвенции;
  • правовую защиту получат и иностранные граждане, чье государство не присоединилось к конвенции, опубликовавшие свое произведение на территории стран-участниц.

Перечисленные правила позволяют каждому автору рассчитывать на правовую защиту, вне зависимости от места и времени публикации своего произведения. Права будет защищены даже для неопубликованного произведения, однако в этом случае создателю предстоит доказывать свое авторство при возникновении возможных споров.

Система международных актов позволяет определить и общепринятый перечень объектов, на которые будет распространяться защита. К ним относятся произведения литературы, науки и искусства, изображения, архитектурные проекты и т.д.

Законодательство отдельных стран может содержать и исключения из общих правил. Например, в большинстве государств программа ЭВМ относится к объектам авторского права и рассматривается как литературное произведение.

Однако в США программные продукты могут регистрироваться как изобретения с выдачей патента.

Как реализуется система охраны авторских прав

Необходимость в защите имущественных и неимущественных прав автора возникает при различных нарушениях – присвоении авторства, плагиате или выпуске контрафактной продукции, несоблюдении лицензионных договоров.

Можно ли использовать нормы международного права напрямую или придется руководствоваться только национальным законодательством? Для этого нужно учитывать два варианта регулирования авторских прав на международном уровне:

  • материально-правовой метод реализуется путем прямого применения норм конвенций и соглашений – например, к таким нормам прямого действия относится срок правовой охраны авторских прав;
  • коллизионный метод – предусматривает только общий порядок разрешение спора, тогда как конкретные ситуации будут разрешаться по нормам национального законодательства.

Таким образом, в зависимости от характера нарушения и предмета спора, правообладатель сможет ссылаться на нормы прямого действия международного права или национальное законодательство.

Контроль за исполнением соглашений и конвенций возложен на различные международные структуры, Прежде всего, при ООН функционирует Всемирная организация по интеллектуальной собственности (WIPO или ВОИС).

Данная структура осуществляет координирование действий и мероприятий в сфере авторского и патентного права, занимается разработкой международных актов, осуществляет сбор и систематизацию сведений об охраняемых объектах и правообладателях.

Разрешением конкретных споров в сфере защиты авторского права занимаются национальные судебные структуры. В России судебная защита резидентам и иностранным правообладателям предоставляется через арбитраж или Суд по интеллектуальным правам.

авторство, за рубежом, зарубежный

Источник: https://xn--80akjtbgbzcw.xn--p1ai/%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2

Пять вопросов об авторском праве, в которых важно разобраться — Промо на vc.ru

В соответствии с правом какого государства данное литературное произведение будет охраняться в России? Будет ли предоставлена охрана правам автора данного произведения на территории Латвии?

Кому принадлежат права — работодателю или сотруднику, как подтвердить авторство и зачем нужен знак ©.

Материал подготовлен при поддержке n'RIS

Наброски Ф. М. Достоевского к роману «Бесы» Российская государственная библиотека

Авторское право распространяется на любые произведения науки, литературы и искусства, выраженные в объективной форме. Например, в виде текста, аудиозаписи или изображения. Назначение и качество исполнения значения не имеют.

Изначально права на произведение возникают у физического лица — автора произведения. Имущественные и неимущественные права на него он автоматически получает в момент создания, даже если не обнародовал своё творение.

Основные тонкости авторского права прояснила Алина Акиншина, генеральный директор компании «Онлайн Патент».

Сотрудник, работающий по найму, сохраняет права на свои произведения?

Если сотрудник создал произведение в рамках своих трудовых обязанностей, то имущественные права на него принадлежат работодателю. Это типичная история, скажем, для контент-менеджера. Подготовка текстов для SEO сайта — его непосредственная обязанность, и имущественные права на них менеджер не сохраняет.

Если создание произведения выходит за рамки трудовых обязанностей, оно не является служебным, и права на него принадлежат работнику. То же относится к произведениям, созданным по служебному заданию, но не в пределах трудовых обязанностей.

К примеру, программист разработал страницу для сайта компании и самостоятельно написал продающие тексты к ней. Поскольку создание текстов не входит в должностные обязанности программиста, права на тексты принадлежат ему.

При сотрудничестве с фрилансерами распределение прав зависит от условий договора. Поэтому для обеих сторон важно заранее определить свою позицию по этому вопросу и зафиксировать в документе.

Какие права возникают у автора произведения?

Изначально автору принадлежат все права на произведение — имущественные и неимущественные. А именно:

  • Исключительное имущественное право на произведение.
  • Право авторства.
  • Право автора на имя.
  • Право на неприкосновенность произведения.
  • Право на обнародование произведения.

При этом исключительное имущественное право может быть предметом дальнейшего распоряжения. А право авторства и другие личные неимущественные права неотчуждаемы.

Разберём на примере. Сотрудник консалтинговой компании подготовил аналитическую статью, это входит в его трудовые обязанности. Работодатель в тот же день разместил её на сайте. Права в таком случае распределяются следующим образом.

Исключительное имущественное право на произведение — принадлежит работодателю

Работодатель начал использование статьи до истечения трёх лет с того момента, как получил её в своё распоряжение. Следовательно, нет оснований для возврата прав сотруднику. Однако автор имеет право на вознаграждение в соответствии с трудовым договором.

Право авторства и право автора на имя — принадлежат сотруднику

Охрана авторства невозможна без охраны имени. Это позволяет предотвратить, например, публикацию статьи без указания имени автора. При этом работодатель может добавить к публикации своё наименование, поскольку речь идёт о служебном произведении.

Право на неприкосновенность произведения — принадлежит сотруднику

Сотрудник имеет право запретить внесение каких-либо правок в текст, если они противоречат авторскому замыслу.

Право на обнародование произведения — принадлежит работодателю

Компания реализовала это право, опубликовав статью на сайте.

Как можно подтвердить наличие авторских прав?

По закону для защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение других формальностей. Но на практике авторам иногда приходится доказывать авторство, в том числе в суде.

Есть несколько способов, как получить доказательства авторства. Например, издать произведение малым тиражом, хотя бы в одном экземпляре, или отправить его самому себе по почте. Правда, эти методы подходят далеко не для всех видов произведений, а доказательства со временем можно потерять или испортить.

Более надёжный и универсальный способ — депонирование. Это инструмент фиксации своих авторских прав в базе данных. Онлайн-сервис «Депонирование», входящий в экосистему n’RIS, работает на технологии блокчейна. Пользователи вносят данные об авторстве через распределённый реестр, после чего исправить информацию невозможно.

Исходные экземпляры произведений хранятся в специальной защищённой ячейке. Размещение на сервисе n’RIS позволяет выкладывать свои работы на внутренней B2B-витрине, а также получить прямой доступ к ведущим мировым B2C-витринам без участия организаций-посредников

n’RIS – международная площадка для учета, хранения и оборота прав на объекты интеллектуальной собственности, содержащая актуальные сведения об авторах и правообладателях.

Используя технологию блокчейна, инфраструктура n’RIS предоставляет правообладателям инструменты для защиты идеи и подтверждения авторства, механизмы для правовой защиты и охраны объектов интеллектуальной собственности в интернете, а также служит площадкой для заключения смарт-контрактов между правообладателями и пользователями.

Какую функцию выполняет знак копирайта — ©?

Знак охраны авторского права сообщает третьим лицам, что правообладатель владеет исключительными правами на произведение, и его незаконное использование повлечёт за собой ответственность.

При этом отсутствие знака копирайта не даёт права использовать произведения без согласия правообладателя. Автор может указывать не только знак ©, но и другие знаки, позволяющие идентифицировать его как правообладателя произведения. Например, название сайта в углу фотографии или в подписи к статье.

Допускается ли редактирование чужих произведений? Например, обработка фотографии с помощью нейросети

Любая переработка произведения считается его использованием и возможна только с разрешения правообладателя. Исключительное имущественное право действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти. При этом авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

Иногда бывает, что люди ненамеренно нарушают чьи-то авторские права. Такое может произойти, например, с музыкантом: он уверен, что сам сочинил композицию, хотя на самом деле когда-то раньше услышал мелодию и неосознанно её воспроизвёл.

Для проверки произведений на уникальность можно использовать «умный» сервис, который скоро появится в n’RIS, а сейчас находится на стадии финального тестирования. Он сравнивает аудио, видео, изображения и тексты с материалами, размещёнными в обширной базе данных.

Источник: https://vc.ru/promo/69902-avtorskoe-pravo

Действие исключительного права на произведения науки, литературы и искусства

В соответствии с правом какого государства данное литературное произведение будет охраняться в России? Будет ли предоставлена охрана правам автора данного произведения на территории Латвии?

Исключительными правами признаётся совокупность прав правообладателя на использование результатов интеллектуальной деятельности в пределах, не противоречащих закону.

Правообладатель может публиковать, тиражировать или прекращать публикацию (осуществлять отзыв) и использовать любым другим путём художественные произведения, результаты научного труда, запрещать или разрешать делать тоже самое другим лицам.

При этом не важно — приносит использование объекта защиты авторских интеллектуальных прав коммерческую выгоду или не приносит.

В сущности исключительные права являются легальной монополией правообладателя на те объекты, которые находятся под охраной авторских прав. Аспекты соотношения прав правообладателя и юрисдикции России регулируют положения ст. 1256 ГК РФ.

На что распространяются исключительные права

Правила ст. 1256 ГК РФ устанавливают, что исключительные права распространяются на произведения, обнародованные на территории РФ или имеющие какую-то объективную форму и находящиеся на территории РФ, и признаются за авторами и правопреемниками.

При этом гражданство автора значение не имеет. Это вовсе не означает, что если гражданин другой страны опубликует в РФ какое-то произведение, то он потеряет авторское право в своей стране.

Как раз наоборот, законодательство РФ призвано закрепить права за ним, в силу того, что обнародование произошло в России.

Если же гражданин РФ обнародует какое-то произведение находясь в другой стране, то российское законодательство будет направлено на защиту его (и его правопреемников) авторских прав. В соответствии с международными соглашениями, в РФ охраняются и права иностранных граждан, если результаты их интеллектуальной деятельности были опубликованы за пределами России.

Устанавливает ст. 1256 ГК РФ и положение о том, что к числу произведений, опубликованный в России, относятся и все те, которые впервые были обнародованы за её пределами, но в течение 30 дней после этого произошла публикация на территории РФ.

Право на обнародование и его практическая реализация

Само право на обнародование закрепляется ст.

1268 ГК РФ и выражается в виде действия или согласие на действие, которое сделает произведение, или любой другой результат интеллектуальной деятельности, доступным для широкой аудитории.

Подлежит охране на территории РФ право правообладателя уже в силу того, что произведение находится в России или с помощью технической базы, имеющей отношение к РФ, производятся его показы.

Понятие же объективной формы выражения объекта защиты авторских прав раскрывается п. 3 ст. 1259 ГК РФ. Согласно его содержанию, таковой может быть признана письменная, устная форма, изображение, звуковая или видеозапись, объемно-пространственная форма.

Таким образом, если любое лицо напишет рассказ, посредством его набора на ноутбуке, потом прочитает и запишет прочтение с помощью видеокамеры, затем разместит результат в Интернете, то уже этого будет достаточно для того, чтобы у него возникло исключительное право автора на своё произведение.

Не важно, что сервер будет находиться за рубежом, а в качестве средства публикации будет выбран зарубежный видеохостинг. Главное в том, что произведение приобрело объективную форму в России.

В этом же примере она безусловна объективная, поскольку автор набирал текст, а потом записал видео, предназначенное для публичного доступа.

Такие авторские исключительные права защищаются на территории РФ, а это означает, что автор может подать в суд, если его произведение будет использовано так, что он получит основания считать, что ему либо нанесён материальный ущерб, либо причинён моральный вред.

Бремя доказательства при этом равным образом распределится между истцом и ответчиком.

Истец должен доказывать, что права принадлежат ему, как и всё то, что он станет утверждать в исковом заявлении, а ответчик, что действовал правомерно или всё то, что будет соответствовать его интересам.

Гражданство же в таких делах становится не первичным, а вторичным критерием.

Произведения авторов, являющихся гражданами РФ, охраняются вне зависимости от их нахождения и места, где появилось в объективной форме произведение.

Для того чтобы произведение охранялось только международными законами, которые тем не менее актуальны и для России, нужно чтобы оно было опубликовано за пределами РФ или не обнародовано, но находилось в объективной форме, а правообладателем был бы гражданин РФ или юридическое лицо, зарегистрированное в РФ.

Защита же авторских прав нерезидентов России на основании международного права происходит автоматически, просто по той причине, что международное законодательство имеет силу в нашей стране. РФ предоставляет охрану на базе нескольких международных договоров. К ним относятся:

  • бернская конвенция по охране литературной и художественной собственности, самая старая в мире, действующая с 9 сентября 1886 г., но ныне в редакции 1971 г.;
  • женевская Всемирная конвенция об авторском праве;
  • Соглашение 1993 г. о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, подписанное в Москве 24 сентября 1993 г.

В результате получается ситуация, когда права правообладателей охраняются на основе одновременного применения положений международных соглашений и российского законодательства. При этом приоритет остаётся за международными соглашениями.

Так, срок действия защиты авторского права составляют, в соответствии со ст. 1281 ГК РФ, срок жизни автора и 70 лет после его смерти.

Однако для граждан Испании он меньше на 10 лет, поэтому срок охраны на территории РФ не будет превышать 60 лет.

Снята в настоящий момент и оговорка, которая имела силу при присоединении РФ к Бернской конвенции и появилась в 1994 году. Она не допускала охрану произведений, которые уже были в РФ общественным достоянием. Впоследствии это ограничение было отменено.

Позиция ВС РФ в отношении злоупотребления защитой исключительных прав

Источник: https://zen.yandex.ru/media/rulaws/deistvie-iskliuchitelnogo-prava-na-proizvedeniia-nauki-literatury-i-iskusstva-5dee5d301febd40bebfde793

Срок действия исключительных прав на произведения на территории РФ

В соответствии с правом какого государства данное литературное произведение будет охраняться в России? Будет ли предоставлена охрана правам автора данного произведения на территории Латвии?

Исключительные права на произведения представляют собой имущественные правомочия, связанные с использованием и распоряжением объектами авторских прав.

Исключительные правомочия в отличие от личных неимущественных правомочий в отношении объектов авторского права, могут отчуждаться от автора или передаваться в пользование третьим лицам по лицензионным договорам или иным гражданско-правовым сделкам.

Кроме того, в силу некоторых причин, например при создании произведений по договору авторского заказа или в ходе исполнения работником компании своих трудовых функций, исключительные права могут уже с самого начала принадлежать не автору произведения, а его заказчику или работодателю.

Таким образом, оборот исключительных прав на произведения предполагает определенную динамику, в связи с чем, становится весьма актуальным вопрос о сроке действия исключительных правомочий.

Срок действия исключительных прав

В Российской Федерации признаются исключительные права на произведения не только за гражданами России, но также и за всеми иными авторами или правообладателями произведений, имеющими иностранное гражданство и лицами без гражданства.

При этом, общий срок охраны исключительных прав составляет семьдесят лет, следующих за смертью автора или последнего из соавторов произведения. По истечению этого срока, правовая охрана автоматически прекращается, а бывший объект авторских прав передается в общественное достояние.

На какие произведения в России распространяются исключительные права?

В соответствии со статьей 1256 Гражданского Кодекса, исключительные права возникают на следующие произведения:

  1. Обнародованные на территории России, независимо от гражданства их правообладателей,
  2. Необнародованные, но существующие в объективной форме в РФ, независимо от гражданства их правообладателей,
  3. Обнародованные за пределами РФ, если правообладатели являются гражданами РФ,
  4. Необнародованными, но существующими в объективной форме за пределами РФ, если правообладатели являются гражданами РФ,
  5. Обнародованными за пределами РФ, если правообладатели не являются гражданами РФ, но у России существуют соответствующие международные договора,
  6. Необнародованными за пределами РФ и существующие в объективной форме, если правообладатели не являются гражданами РФ, но у России существуют соответствующие международные договора,

Какие произведения будут считаться обнародованными на территории РФ?

Согласно нормам статьи 1256 Гражданского Кодекса, произведения будут признаваться обнародованными на территории России, если они были опубликованы на российской территории в течение тридцати дней с момента их первичного опубликования в иностранном государстве.

Как предоставляется в РФ правовая охрана произведениям, в соответствии с международными договорами?

Российский законодатель предоставляет правовую охрану по международным договорам произведениям только для тех правообладателей, которые были признаны таковыми по законам соответствующего иностранного государства.

Также, следует отметить, что российский законодатель предоставляет правовую охрану произведениям на территории РФ при наличии соответствующего международного договора, только при условии, что на данный момент времени это произведение еще не перешло в общественное достояние в иностранном государстве, в котором оно было создано. При этом, следует учитывать, что срок действия исключительных правомочий на такое произведение не может превышать срок действия исключительных прав на это произведение на территории зарубежного государства, в котором оно было создано.

С какого момента исключительным правам в рф на произведение предоставляется правовая охрана?

Согласно действующему гражданскому законодательству, правовая охрана на территории РФ для произведений, создаваемых на ее территории, предоставляется с момента создания произведения в объективной форме. Это означает, что охраняться произведения начинают уже непосредственно с момента их фактического создания.

При этом, госрегистрация для произведений в патентном ведомстве РФ не обязательна и не предусмотрена, за исключением приравненных к литературным произведениям компьютерным программам, программным комплексам и базам данных. В отношении компьютерных программ и баз данных законодатель допускает госрегистрацию, но обязательной для предоставления правовой охраны госрегистрация в данном случае не является.

Источник: https://1patent.ru/blog/r0/srok-deystviya-isklyuchitelnyh-prav-na-proizvedeniya-na-territorii-rf.html

Ответы адвоката
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: