Уполномоченные органы по 44 ФЗ

Содержание
  1. Централизованные закупки и особенности их проведения
  2. Централизованные закупки по 44-ФЗ
  3. Централизованные закупки по 223-ФЗ
  4. Взаимодействие заказчиков со специализированной организацией
  5. После этого формируется проект извещения
  6. Следующий этап – размещение документов в ЕИС и на электронной площадке, а также разъяснение запросов участников тендера
  7. Взаимодействие специализированной организации и заказчиков при проведении процедуры и подведение итогов
  8. Преимущества и недостатки централизованных закупок
  9. Кто что контролирует в сфере закупок | Контур.Закупки
  10. Правовое регулирование
  11. Кого и как контролируют?
  12. Проведение проверок
  13. Контроль со стороны Антимонопольной службы
  14. Контроль Федерального казначейства
  15. Контроль ведомств
  16. Контроль общественности
  17. Контроль в оборонном заказе
  18. 44‑ФЗ простым языком. Часть 1
  19. Заказчик
  20. Что регулирует 44-ФЗ?
  21. Что не регулирует 44-ФЗ?
  22. Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?
  23. Важные определения
  24. Сейчас содержит
  25. Появится в 2020 году
  26. Организация ЭДО
  27. Национальный режим
  28. Способы проведения закупок 
  29. Планирование
  30. Начальная цена контракта
  31. Уполномоченный орган по 44-ФЗ: ответственность, функционал, полномочия, порядок назначения
  32. Понятие и назначение уполномоченного органа
  33. Функции и полномочия
  34. Ответственность за нарушение законодательства
  35. Органы контроля в сфере закупок по 44-ФЗ: уровни и полномочия
  36. Ступени контроля в сфере закупок по 44-ФЗ
  37. 3 вида контроля в сфере закупок по 44-ФЗ
  38. Этапы контроля по 44-ФЗ разными ведомствами

Централизованные закупки и особенности их проведения

Уполномоченные органы по 44 ФЗ

Централизованные закупки — это способ проведения торгов, который предусматривает определение подрядчика не заказчиком непосредственно, а специальным уполномоченным органом или специализированной организацией, которая наделяется рядом полномочий заказчика.

Встречаются ситуации, когда для обеспечения нужд определенной группы государственных заказчиков необходимо приобрести однотипные товары, работы или услуги. К таким организациям закон относит органы государственной власти, государственные и муниципальные бюджетные учреждения, органы местной власти и казенные учреждения.

Централизованное осуществление закупок возможно, как в рамках 44 Федерального закона, так и 223-ФЗ. Рассмотрим нюансы этой процедуры по каждому из законов.

Централизованные закупки по 44-ФЗ

Порядок и условия осуществления централизованных закупок регламентирует ст. 26 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере…”.

Для выполнения этих действий создается государственный или муниципальный  орган, который берет на себя полномочия по определению поставщика для ряда соответствующих заказчиков.

Имущество заказчиков, которые планируют осуществить общую централизованную закупку, должно находиться на одном уровне субъектов РФ: федеральном, региональном или муниципальном.

Заказчики могут делегировать свои полномочия по определению поставщика на специализированный орган в различных объемах:

  1. Согласно ч.1 ст. 26 44-ФЗ, уполномоченный орган отвечает за выбор подрядчика, но определение условий контракта, НМЦК и подписание госконтракта остается за заказчиками.

  2. Ч. 2-3 ст. 26 44-ФЗ расширяет полномочия данных органов. Помимо действий по выбору контрагента, уполномоченный орган также вправе осуществлять планирование закупок, выбор контрагента, заключение контракта и отвечать за исполнение контракта.

При формировании уполномоченным органом тендерной комиссии, при проведении централизованных закупок, могут быть привлечены представители заказчиков. Это зависит от законодательных актов и постановлений, которые действуют в определенном субъекте.

Централизованные закупки по 223-ФЗ

В тендерах для обеспечения нужд государственных корпораций, регулируемых 223 Федеральным законом, также можно применить способ централизации закупок.

В отличие от 44 Федерального закона, в 223-ФЗ нет формулировки, как осуществляются такие торги. Они могут применяться как на уровне субъекта РФ (региона), так и отдельными корпорациями.

На данный момент используется 3 самых распространенных “шаблона” для проведения централизованных закупок:

  1. создается типовое положение о ЦЗ на уровне региона;

  2. применяются правила по аналогии с 44-ФЗ;

  3. устанавливаются единые правила для основных частей положения о закупке.

Самым распространенным является применение единого положения на уровне региона или субъекта и выбор уполномоченной организации.

Пример: в Воронежской области уполномоченной организацией для проведения централизованных закупок в рамках 223-ФЗ является Бюджетное учреждение Воронежской области “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Остановимся подробнее на этом вопросе и подробно рассмотрим на примере Воронежской области функционирование специализированной организации и порядок осуществления централизованных закупок в рамках 223-ФЗ.

Взаимодействие заказчиков со специализированной организацией

Как уже говорилось выше, в Воронежской области функции специализированной организации осуществляет БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Каждый заказчик, желающий принять участие в совместных торгах формирует заявку.

Она подготавливается исходя из плана закупок и должна содержать:

  1. техническое задание;

  2. рекомендуемая форма обоснования НМЦК;

  3. проект договора;

  4. типовая форма проведения тендера.

Далее, не позднее 10 рабочих дней до публикации извещения о проведении тендера, все заказчики подают заявки в БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Специализированная организация проводит анализ этих заявок:

  1. соответствие планам закупок;

  2. проверка комплектности документов;

  3. наличие в документах необходимых сведений;

  4. соответствие требованиям НПА, Положению о закупке.

После этого формируется проект извещения

Специализированной организацией в течение 1 рабочего дня подготавливается Проект документации о проведении тендера и отправляется на согласование и подтверждение заказчикам.

Если замечания отсутствуют, то направляется информация о кандидатурах для включения в Комиссию по проведению закупки.

В случае, если специализированная организация выявляет замечания в заявках, то она вправе либо вернуть заявку, либо направить рекомендации по их устранению. После этого у заказчиков есть 2 варианта, в течение 3-х дней с даты замечаний необходимо:

  1. принять рекомендации и внести изменения в заявку

  2. или продолжить процедуру без изменений.

В случае принятия рекомендаций по устранению замечаний, время на разработку закупочной документации увеличивается до 2-х рабочих дней.

Во втором же случае, если заказчик отказывается вносить изменения в заявку, то процедура приобретения товаров, работ или услуг продолжается без изменений.

Следующий этап – размещение документов в ЕИС и на электронной площадке, а также разъяснение запросов участников тендера

Очень важно, чтобы специализированной организации был предоставлен доступ в качестве представителя заказчика на электронной площадке и в ЕИС.

БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области” размещает извещение и документацию о проведении централизованной закупки в ЕИС и на электронной площадке (в случае электронных процедур).

После этого участник может подать запрос на разъяснение на ЭТП. В течение 1 рабочего дня с даты поступления запроса об этом сообщается уполномоченной организации и заказчикам. Разъяснение также должно быть предоставлено в течение 1 рабочего дня с момента его получения.

Взаимодействие специализированной организации и заказчиков при проведении процедуры и подведение итогов

Рассмотрение заявок участников проводит комиссия по закупкам, состоящая из представителей заказчиков и специализированной организации.

После этой процедуры публикуется протокол рассмотрения заявок участников в ЕИС и на ЭТП и начинается непосредственное проведение тендера. По его окончанию комиссией подводятся итоги и представители уполномоченной организации публикуют протокол подведения итогов как в ЕИС, так и на ЭТП.

Преимущества и недостатки централизованных закупок

У подобного вида тендера есть очевидные преимущества, из-за которых этот метод и применяется на практике:

  1. во-первых, применение централизованных закупок упрощается для заказчика процесс определения поставщика т.к. часть нагрузки уходит на уполномоченный орган (а в некоторых случаях и весь процесс выбора подрядчика);

  2. во-вторых, при приобретении более крупных объемов товара уполномоченным органом, поставщик может предложить более выгодную цен, чем при приобретении продукции только одним заказчиком. Это способствует экономии бюджетных средств;

  3. в-третьих, контрактный управляющий уполномоченного органа является квалифицированным специалистом, что позволяет провести тендер без нарушений законодательства со стороны организатора и получить максимальную выгоду от процедуры.

Но есть и отрицательные моменты в применении централизованных закупок:

  1. При приобретении работ или услуг в рамках централизованных закупок возникает ситуация с увеличением срока исполнения контракта, т.к. объемы приобретаемых товаров или услуг значительно больше, чем при проведении обычного тендера. Это не всегда удобно для заказчика, несмотря на экономию средств.

  2. Не все потенциальные подрядчики могут позволить себе взять большой заказ. В связи с этим уменьшается конкуренция, т.к. небольшие компании просто не в состоянии исполнить контракты, которые заключаются подобным способом.

Во многих моментах организация и проведение централизованных закупок совпадает с таким видом приобретения товаров, как совместные закупки.

44 Федеральный закон предусматривает только совместные конкурсы и аукционы. Главным отличием от централизованных торгов является то, что при совместных закупках в роли организатора может выступать один из заказчиков, что неприемлемо в другом варианте, где организатором выступает только уполномоченный орган или учреждение.

©ООО МКК “РусТендер” 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника – tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Централизованные закупки

Закупки у субъектов малого предпринимательства

Особенности участия в электронном аукционе

Поделитесь ссылкой на эту статью

Источник: https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/centralizovannye-zakupki

Кто что контролирует в сфере закупок | Контур.Закупки

Уполномоченные органы по 44 ФЗ

Цель системы закупок в государственном секторе — обеспечить прозрачность и экономное расходование бюджетных средств. Этого невозможно добиться без эффективной системы контроля. Поэтому госзакупки контролируются сразу несколькими органами. Кроме того, существует общественный контроль, а также контроль, который должны осуществлять сами заказчики.

Правовое регулирование

Контролю в закупках посвящена глава 5 закона 44-ФЗ. Из нее следует, что в контролирующую систему входят:

Кого и как контролируют?

Уполномоченные органы и организации осуществляют контроль за заказчиками, их контрактными службами и управляющими, членами закупочных комиссий. Однако в системе закупок есть и другие участники:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • операторы электронных площадок;
  • уполномоченные органы;
  • специализированные организации.

Действия этих участников также контролируются.

Если говорить о том, что именно подлежит контролю, то это каждый этап закупки:

  • планирование процедуры;
  • проведение закупки вне зависимости от способа;
  • исполнение контракта или каждого его этапа;
  • отчетность заказчика и дальнейшее использование закупленных товаров, работ, услуг.

Проведение проверок

Основным механизмом осуществления контроля является проверка, которая может быть как плановой, так и внеплановой. По плану заказчик не может быть проверен чаще, чем один раз в полгода.

Но это лишь общий случай — в зависимости от субъекта контроля периодичность меняется.

Так, если проверяется закупочная комиссия или специализированная организация, то частота проверок составляет не более одного раза за каждую закупочную процедуру.

А вот что касается проверок незапланированных, то тут никакой периодичности нет. Другое дело, что проводить их без веских оснований неправомерно. Поводом для внеплановой проверки являются поступившие сведения и жалобы, поданные от заинтересованного лица или того, чьи права были нарушены.

Контроль со стороны Антимонопольной службы

ФАС является федеральным органом исполнительной власти, на который с 2013 года возложена контрольная функция в системе закупок. Служба контролирует соблюдение требований закона в обычных процедурах, а также в торгах по гособоронзаказу. Информация о проверках ФАС публикуется в ЕИС.

В ходе контрольных мероприятий представители Антимонопольной службы могут:

Проверяемый субъект должен предоставить специалистам ФАС беспрепятственный доступ в помещение, а также выдавать по их запросам нужные документы.

При этом в отношении определенных решений специалистов заказчика плановая либо внеплановая проверка проводиться не может. К ним относятся:

  1. Характеристики товары — качественные, экологические, функциональные.
  2. Квалификация участников и их работников.
  3. Наличие у участника ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
  4. Репутация.
  5. Опыт работы.

При несогласии участника с выводами ФАС он вправе обратиться в суд для обжалования решения службы.

Также Антимонопольная служба контролирует работу ЭТП. Периодичность проведения проверок планового характера — один раз в полгода, внеплановых — по необходимости.

Контроль Федерального казначейства

На Казначейство возложена функция контролировать финансовую сторону закупок. ФК проверяет:

  1. Правильно ли в плане закупок отражен объем финансового обеспечения.
  2. Корректно ли отображается идентификационный код закупки и объем финобеспечения в плановых документах, извещении, документации, контракте и прочих документах, которые сопровождают закупку.

Наряду с Казначейством, такими же полномочиями наделены органы управления государственными внебюджетными фондами, а также региональные финансовые органы.

Контроль ведомств

Государственные органы, органы муниципальной власти и управления внебюджетными фондами, а также госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» выполняют контрольные функции в сфере закупок. При этом они контролируют заказчиков, которые им подведомственны.

Контроль общественности

Контроль может осуществляться и со стороны общественности. Причем это не только какие-то конкретные общественные организации, но и обычные физические лица. Подразумевается проведение обязательной процедуры общественного обсуждения закупок, начальная цена которых более 1 млрд рублей.

В ходе осуществления своих контрольных функций общественность может:

  • дать независимую оценку итогам закупки;
  • запрашивать у заказчика сведения (но не документы) о том, как исполняется контракт;
  • если выявлены нарушения — обращаться в контролирующие организации или суд.

Кроме того, у представителей общественности есть право подготовить и передать в госорганы свои предложения по изменению законодательства с целью его улучшения.

Обратите внимание! В ходе общественного контроля у заказчика разрешено затребовать только информацию о том, как проходит закупка либо исполняется контракт. А вот документы может требовать только контролирующий орган!

Контроль в оборонном заказе

В рамках гособоронзаказа все проверки проводит ФАС.

При этом она контролирует каждый этап в проведении процедуры: обоснование, нормирование, расчет начальной цены, правильность ведения документов, соблюдение заказчиком правил и порядка привлечения к ответственности нарушителей, то, насколько итог контракта соответствует требованиям заказчика и закона, а также насколько использование товараа соответствует цели закупки.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/kto-chto-kontroliruet-v-sfere-zakupok/

44‑ФЗ простым языком. Часть 1

Уполномоченные органы по 44 ФЗ

Статья актуальна на 7 июля 2020

Если вы — начинающий поставщик, участвуйте в закупках по 44-ФЗ. Он подробно объясняет участникам правила работы, рассказывает, как выбрать победителя. Закон написан сложным юридическим языком. Мы упростили текст и вот что вышло.

Заказчик

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения

Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП и самозанятые), которое:

  • не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.

15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков. 
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках. 

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,  

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги. 

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация. 

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ. 

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки. 

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке. 

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики, 
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).
  • Независимый регистратор: система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Появится в 2020 году

  • Электронное актирование и приемка. 
  • Подача жалоб.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС. Для участия в закупках по 44-ФЗ и в закупках у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ нужно пройти регистрацию в ЕИС. 

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью: 

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках.  С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре. 

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали. 

Способы проведения закупок 

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Основной документ заказчика план-график. Нельзя провести закупку, не включенную в план-график. Документ формируется на 3 года. Вступает в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета. Публикуется в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны. 

Объявить закупку можно через 1 день после изменения плана-графика.

В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам, 
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать любую закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.  

Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ. 

Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС. 

Начальная цена контракта

Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить исполненные без штрафов госконтракты. Подробнее об этих мерах мы писали здесь. 

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: 

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11. 

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1142-44-fz-1

Уполномоченный орган по 44-ФЗ: ответственность, функционал, полномочия, порядок назначения

Уполномоченные органы по 44 ФЗ

Уполномоченный орган – это государственное или муниципальное учреждение, на которое возлагаются функции и полномочия по ст. 26 44-ФЗ. Данное определение приведено с учетом положений п. 10 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ, где указаны участники закупочной отрасли.

Понятие и назначение уполномоченного органа

Уполномоченные органы в контрактной системе формируются в целях оптимизации и централизации закупочной отрасли на основании правил, указанных в 44-ФЗ. Они могут функционировать в статусе государственного или муниципального органа либо казенного учреждения.

Привлечение уполномоченного органа к процессу определения поставщика связано с тем, что возлагать эти функции на само учреждение в статусе заказчика нецелесообразно по следующим причинам:

  1. Объем закупок у данного заказчика в течение года небольшой. Это значит, что заказчикам надо оптимизировать издержки на расходы по выплате зарплаты, обучению членов аукционной комиссии и иным процессам, связанным с закупочной деятельностью.
  2. Отсутствие или нехватка квалифицированного персонала для надлежащего исполнения обязанностей по определению поставщиков. Так, для осуществления закупок в рамках контрактной системы заказчик должен назначить контрактного управляющего или сформировать контрактную службу, а это требует немалых затрат на оплату труда персонала.
  3. Повышение эффективности по контролю и надзору в области закупок по 44-ФЗ. Контролирующим инстанциям проще контролировать соблюдение требований законодательства со стороны одной уполномоченной организации, чем множества разрозненных заказчиков.
  4. Упрощается и общественный контроль за ведением процедуры выбора поставщика для бюджетной организации.
  5. Повышается качество проведения процедуры из-за высокой квалификации специалистов уполномоченного органа или специализированной организации по торгам.

Закупки через уполномоченные органы получили название централизованных закупок. В целом создание уполномоченного органа является правом, а не обязанностью органов исполнительной власти. Они могут прийти к выводу, что оптимальными являются самостоятельные закупки независимыми заказчиками. Но если региональные или федеральные власти решат, что целесообразно создание уполномоченного органа, то издаются специальные нормативно-правовые акты, закрепляющие права и обязанности уполномоченных органов.

Полномочия уполномоченного органа могут перейти к уже функционирующему на текущий момент органу исполнительной власти.

Функции и полномочия

Уполномоченные органы вправе проводить процедуры определения поставщиков (в частности, публиковать и готовить аукционную документацию и проводить торги). Такие закупки они проводят для тех категорий заказчиков, которые им подведомственны.

Полномочия специального органа не распространяются на подписание контракта с победителем, расчет и обоснование цены контракта по 44-ФЗ. Данные функции возлагаются напрямую на заказчика.

Требования к объекту закупки так же определяются из собственных потребностей заказчика.

В некоторых случаях по инициативе органов исполнительной власти уполномоченные органы могут не только исполнять функции организации, подбирающей поставщиков и подрядчиков, но и заниматься приемкой результатов работ или подписанием госконтрактов. Таким образом, вопрос наделения уполномоченных органов определенными полномочиями решается на уровне региональных или федеральных властей.

Уполномоченному органу дается право на привлечение к процессу подготовки закупочной документации и определения поставщика специализированной организации по проведению торгов при соблюдении требований 44-ФЗ.

При проведении закупочных процедур по 44-ФЗ уполномоченные органы имеют право привлечь специализированную организацию для оказания услуг по тендерному сопровождению по аналогии с той процедурой, которая действует для муниципальных и государственных заказчиков. Различают несколько распространенных способов отбора специализированной организации по сопровождению:

  1. Через подписание контракта на тендерное сопровождение с использованием специального государственного портала, на котором данная организация должна быть аккредитована.
  2. Через отбор специализированной торговой организации через проведение запроса котировок, электронного аукциона с дальнейшим подписанием государственного контракта с подходящей организацией.

Ответственность за нарушение законодательства

Должностные лица уполномоченных органов несут ответственность за нарушение законодательства в сфере госзакупок (на основании ч. 1 ст. 107 44-ФЗ). Они могут быть привлечены к таким видам наказаний, как уголовная, административная ответственность, а также к дисциплинарному взысканию.

На основании ст. 2.4 КоАП лица, которые берут полномочия по обеспечению государственных и муниципальных нужд, могут приравниваться к должностным лицам. На основании ч. 11 ст.

26 44-ФЗ к деятельности уполномоченных инстанций могут применяться положения этого закона, регулирующие права и обязанности заказчика, а также его контрольную и мониторинговую деятельность в сфере госзакупок.

По вопросу включения в извещение о закупках необоснованных требований со стороны уполномоченного органа на сегодня не сложилось однозначной практики.

С жалобой на действия уполномоченного органа может обратиться любой участник закупки, чьи права и законные интересы были нарушены. По результатам рассмотрения жалобы территориальное подразделение ФАС может вынести предписание об устранении нарушений или принять решение о привлечении уполномоченного органа к административной ответственности.

Таким образом, на основании ч. 1 ст. 26 44-ФЗ заказчик вправе передать определенные полномочия по закупке необходимых товаров, работ и услуг в адрес уполномоченного органа. Такой орган может быть создан в виде муниципального органа, казенного учреждения и государственного органа власти.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/upolnomochennui-organ.html

Органы контроля в сфере закупок по 44-ФЗ: уровни и полномочия

Уполномоченные органы по 44 ФЗ

Из этой статьи вы узнаете:

  • Ступени контроля в сфере закупок по 44-ФЗ
  • 3 вида контроля в сфере закупок по 44-ФЗ
  • Этапы контроля по 44-ФЗ разными ведомствами

Органы контроля в сфере закупок по 44-ФЗ обязаны обеспечивать максимальную прозрачность и экономное расходование средств бюджета. Сложность и многоуровневость системы закупок определяет необходимость контроля на каждом этапе: от подачи заявки до непосредственного приема ТРУ заказчиком.

Вся закупочная деятельность контролируется сразу несколькими органами. При этом не отменяется необходимость и в контроле со стороны самого заказчика. Какие же эти контролирующие органы? Как провести закупку так, чтобы она была максимально прозрачной и понятной, чтобы не возникали вопросы и претензии? Давайте разбираться.

Ступени контроля в сфере закупок по 44-ФЗ

В системе государственных закупок большое внимание уделяется контролю на разных стадиях процессов. Эта деятельность направлена на повышение эффективности распределения бюджетных средств. Кроме того, задачей органов контроля в сфере закупок по 44-ФЗ является обеспечение прозрачности всей системы.

Вопросы надзора освещены в самом законе 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» от 2013 года, а именно изложены функции, задачи и способы работы контролирующих инстанций.

Закон ФЗ-44 предоставляет полномочия по надзору не только органам власти. За некоторыми процессами могут наблюдать общественные организации, а также обычные граждане.

В целом надзор за механизмом госзакупок осуществляется на 3 уровнях – местном, региональном и федеральном. Данное положение прописано в ст. 99 44-ФЗ, там же обозначено, какими полномочиями обладают конкретные инстанции, на какой стадии закупок реализуются их функции, деятельность каких специалистов и служб подлежит контролю.

Ниже мы остановимся более подробно на деятельности данных органов в части контроля в сфере закупок по 44-ФЗ.

Надзор на региональном и местном уровне осуществляется на основании нормативно-правовых актов, которые издают соответствующие властные структуры.

3 вида контроля в сфере закупок по 44-ФЗ

В зависимости от того, кто осуществляет надзорную деятельность, контроль бывает трех видов:

  • ведомственный (по ст. 100 44-ФЗ);
  • общественный (по ст. 102 44-ФЗ);
  • со стороны заказчика, или внутренний (по ст. 101 44-ФЗ).

Соответственно, у каждого из этих видов контроля будут свои задачи и функции.

Цель ведомственного контроля – обеспечение соблюдения законодательства в ходе деятельности подчиненных структур государственных органов и корпораций (в частности, таких как «Росатом», «Роскосмос»).

Заказчики, со своей стороны, также контролируют проведение закупок. Они должны в ходе исполнения контракта следить за тем, как подрядчики и субподрядчики в государственных и муниципальных закупках выполняют свои обязательства.

Под общественным контролем понимают полномочия негосударственных и некоммерческих структур – юридических лиц и обычных граждан – получать информацию о ходе проведения торгов в сфере государственных и муниципальных заказов и реагировать на нее. Общественные объединения и частные лица вправе запрашивать сведения у заказчиков относительно тендеров, подавать обращения в соответствующие инстанции вплоть до судебных при выявлении нарушений закона.

Далее подробнее расскажем о каждом из видов контроля.

Заказчик отслеживает, каким образом подрядчики и субподрядчики выполняют работу по контракту, с целью соблюдения положений закона (ст. 101 44-ФЗ).

Какие конкретно действия должны предпринимать организаторы закупки, нормативные акты не устанавливают. Поэтому заказчики самостоятельно организуют работу по контролю исполнения контракта. Если обнаруживаются случаи отклонения от законодательных норм, то они являются основанием для расторжения договора (15 ст. 95 44-ФЗ).

Одной из составляющих внутреннего контроля является отслеживание заказчиком собственных действий на предмет их соответствия требованиям закона.

Данная функция реализуется через разработку внутренней локальной документации, в которой прописываются правила проведения закупок и составляются шаблоны документов, используемых в заказах: контракты, технические задания и пр.

Все это позволяет в достаточной степени автоматизировать закупочные процессы и использовать определенные стандарты.

Одним из принципов сферы госзаказов является прозрачность закупок. Наличие общественного контроля позволяет сделать эту часть экономики максимально открытой.

Полномочия по общественному контролю в соответствии со ст. 102 44-ФЗ передаются гражданам, общественным организациям, объединениям юридических лиц. В их задачи входит надзор за соблюдением законодательства в сфере госзаказов с целью ее развития.

В качестве одного из методов общественного контроля можно назвать общественные обсуждения госзакупок. При проведении таких обсуждений учитываются не только нормы закона 44-ФЗ, но и 212-ФЗ. Мероприятия реализуются на специальных площадках в Интернете.

Участники обсуждений и иные органы общественного контроля в сфере закупок по 44-ФЗ имеют право направлять заказчикам запросы и получать доступ к конкурсной документации. На основании этих сведений проводится анализ закупочных процедур и делается вывод об их эффективности.

При обнаружении фактов нарушения закона информация передается на другой уровень – вышестоящим органам контроля в сфере закупок по 44-ФЗ либо в суд.

Вопросам организации ведомственного надзора посвящена ст. 100 44-ФЗ. Соответствующие органы контроля в сфере закупок по 44-ФЗ имеются в Федеральном казначействе, в структурах власти государственного и муниципального уровней, в корпорациях «Росатом», «Роскосмос».

Указанные надзорные подразделения обеспечивают мониторинг законности действий при проведении государственных/муниципальных закупок. А именно контролируются следующие вопросы:

  1. Соблюдение ограничений и запретов.
  2. Корректность расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
  3. Соблюдение положения о нормировании закупок, обоснование объекта контракта.
  4. Соблюдение положений закона в части заключения сделок с субъектами СМП.
  5. Выполнение законодательных норм при выборе процедуры определения поставщика.

На ведомственный контроль также возлагается задача по соблюдению норм финансирования, корректному отражению идентификационных кодов закупок, отслеживанию результатов по исполненным контрактам и ведению отчетности.

Этапы контроля по 44-ФЗ разными ведомствами

  • Федеральная антимонопольная служба

С момента выхода Федерального закона о контрактной системе № 44-ФЗ был определен государственный орган исполнительной власти, на который возложены основные контрольные функции в сфере государственных заказов.

Им стала Федеральная антимонопольная служба, именно она надзирает за соблюдением законности проведения закупочных процедур различными заказчиками, в том числе в оборонной отрасли.

По итогам контролирующей деятельности ФАС оформляет отчеты и размещает их в ЕИС.

Сотрудники ФАС имеют право запрашивать необходимую информацию и документы у субъектов проверки, посещать занимаемые ими помещения, а подконтрольные организации обязаны содействовать в этой деятельности.

Но спектр полномочий специалистов антимонопольной службы ограничен. В частности, они не могут в плановом либо внеплановом порядке контролировать следующие аспекты закупочной деятельности:

  • параметры объектов закупки: качественные, экологические, функциональные;
  • профессиональный уровень специалистов потенциальных исполнителей;
  • наличие у исполнителя материальных и финансовых возможностей для выполнения работ по контракту;
  • имидж участников;
  • наличие опыта.

По итогам разбирательств ФАС выносит решение. Если одна из сторон закупки не согласна с ним, она может отстаивать свои интересы в судебном порядке.

В сферу надзорной деятельности антимонопольной службы попадают и электронные торговые площадки. Их деятельность контролируется по плану два раза в год, по особым случаям могут проводиться внеплановые проверки.

Этот орган контроля в сфере закупок по 44-ФЗ осуществляет надзор за расходованием денежных средств. А именно:

  • корректность отражения закупочных сумм в плане;
  • корректность отражения идентификационного кода закупки и цены контракта в аукционной (конкурсной) документации, извещении, тексте контракта и пр.

Проверять данные аспекты могут и другие органы контроля в сфере закупок по 44-ФЗ: соответствующие службы государственных внебюджетных фондов и финансовых управлений региональных властных структур.

Закупки, проводимые бюджетными организациями и учреждениями, контролируются вышестоящими инстанциями, которым непосредственно подчиняются заказчики. То есть государственные и муниципальные органы власти осуществляют контроль в сфере закупок по 44-ФЗ. Ведомственная надзорная система также действует в корпорациях «Росатом» и «Роскосмос».

С целью обеспечения прозрачности сферы государственных закупок законом предусмотрена возможность ее контроля со стороны общественных объединений и частных физических лиц. Если стоимость сделки превышает 1 млрд рублей, то она подлежит обязательному общественному обсуждению.

Общественным структурам и частным лицам закон дает следующие полномочия:

  • получать от заказчика на основании запросов информацию относительно исполнения контракта, при этом документы инициатор закупки предоставлять не обязан;
  • оценивать итоги закупок;
  • при обнаружении фактов неисполнения закона подавать жалобы в органы контроля в сфере закупок по 44-ФЗ и в суд.

Общественные организации и частные лица имеют право вносить предложения по корректировке законодательных актов для их улучшения.

Важно! Общественные структуры и физические лица не могут требовать от заказчика предоставлять им какие-либо документы по закупке. Заказчик лишь информирует их о ходе исполнения контракта, если поступает запрос. А документация передается только официальным органам контроля в сфере закупок по 44-ФЗ.

Если сделка осуществляется в сфере гособоронзаказа, то ФАС контролирует все ее этапы.

Специалисты антимонопольной службы проверяют, насколько правильно выполнено обоснование предмета закупки и НМЦК, учтены ли принципы нормирования, верно ли составлена документация, соблюдает ли заказчик все требования закона, в том числе относительно привлечения к ответственности исполнителя за нелегитимные действия. Предметом контроля со стороны ФАС будут и результаты контракта – соответствуют ли они требованиям, изначально предъявляемым заказчиком, а также нормам закона; достигнута ли цель закупки.

У официальных органов контроля в сфере закупок по 44-ФЗ есть полномочия вмешиваться в процедуру закупки на стадии заключения контракта, приостанавливая ее, если поступает жалоба (ч. 7 ст. 106).

Специалист официального органа контроля в сфере закупок по 44-ФЗ по факту выявленных нарушений имеет право на следующие действия (ч. 22 ст. 99):

  • оформление протокола об административных правонарушениях;
  • рассмотрение дел и принятие соответствующих мер для устранения нарушений;
  • выдача предписаний по ликвидации нарушений, обязательных для исполнения сторонами госзаказа;
  • отмена закупочной процедуры;
  • подача исковых заявлений в арбитражный суд о признании закупки недействительной.

В сфере государственных закупок контролю уделяется большое значение.

Правильно организованная и четко реализуемая надзорная система призвана обеспечить рациональное расходование бюджетных денег и проведение честных торгов.

Ввиду важности этих задач законодатели возложили надзорные функции на большое число органов контроля в сфере закупок по 44-ФЗ. Но среди них первая скрипка принадлежит, безусловно, Федеральной антимонопольной службе.

Но не следует недооценивать эффективность общественного контроля. Объединениям граждан и частным лицам закон также дает большие полномочия и возможность влияния на проведение закупок, в том числе через обращение в судебные инстанции. Данные меры участники закупок могут использовать для защиты своих прав и для предотвращения коррупции в сфере госзаказов.

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/organy-kontrolya-v-sfere-zakupok-po-44-fz/

Ответы адвоката
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: