Рабочее время учителя общеобразовательной школы

Содержание
  1. Сколько должен работать учитель?
  2. Продолжительность рабочего времени для педагогов
  3. Оформление документов для работы по внутреннему совместительству
  4. Рабочее и нерабочее время педагога: в каком режиме работает учитель?
  5. 36 часов в неделю или ненормированный день?
  6. Почему учитель работает 36 часов в и более в неделю:
  7. Пятидневка и шестидневка в школе: есть ли у учителя выходные?
  8. Что такое методический день у учителя?
  9. Окна в расписании
  10. Каникулярное время и карантин, актированные дни
  11. Выйти на больничный учителю
  12. Единственная радость учителя
  13. Тем, кто решит отстаивать свои трудовые права
  14. Рабочее время педагога: основные проблемы
  15. Является ли выходным методический день?
  16. А как на практике?
  17. Опасные заблуждения ваших кадровиков о режиме работы и отдыха учителей
  18. «Учитель должен оставаться в школе после уроков»
  19. Вопрос. Должен ли учитель за две ставки работать 72 часа в неделю?
  20. «Только директор может разрешить учителям не приходить в школу, когда у них нет уроков»
  21. «Когда в школе нет занятий, учителям надо уменьшить рабочее время»
  22. Что грозит
  23. «Заму, который еще и преподает, нельзя установить нагрузку в 36 часов в неделю»
  24. «Дни, когда педагог участвовал в ГИА, надо включить в его рабочее время»
  25. «Рабочее время и часы учебной нагрузки – одно и то же»
  26. «Педагогу нельзя работать больше 36 часов»

Сколько должен работать учитель?

Рабочее время учителя общеобразовательной школы

Статьи

Внеурочная деятельность

Сколько часов должен работать педагог в образовательном учреждении? На этот вопрос существует два ответа. Первым (правильным) ответом является установленный временной норматив для педагогических работников согласно Трудовому кодексу Российской Федерации. Вторым (реальным) оказывается действительное положение дел в той или иной школе.

04 марта 2019

Единственно верной является продолжительность рабочих часов, определённая Законом РФ. На Закон мы и будем опираться.

Итак, Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) п. 1 ст. 333 утверждает, что «для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю».

Также немаловажной является следующая часть этой же статьи: «в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

Продолжительность рабочего времени для педагогов

Далее возьмём другой документ — Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г.

№ 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

Приказ Минобрнауки России № 1601 определяет конкретную продолжительность рабочего времени для разных категорий преподавательского состава. Так, например, вышеуказанные 36 рабочих часов в неделю (максимум) устанавливаются:

  • педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу;
  • старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
  • педагогам-психологам;
  • социальным педагогам;
  • педагогам-организаторам;
  • мастерам производственного обучения;
  • старшим вожатым;
  • инструкторам по труду;
  • педагогам-библиотекарям;
  • методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
  • руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
  • преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;
  • инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Отдельные пункты посвящены педагогическим работникам с продолжительностью в восемнадцать, двадцать, двадцать четыре и тридцать рабочих часов.

Любая работа свыше положенных тридцати шести часов является сверхурочной и осуществляется в рамках внутреннего совместительства (регулярная работа в свободное от своей основной работы время в одной и той же организации) — ст. 282 ТК РФ. Соответственно, педагогическим работникам, работающим более 36 часов, следует подписать необходимые документы о совместительстве, согласии на сверхурочную нагрузку и т.д.

#ADVERTISING_INSERT#

Оформление документов для работы по внутреннему совместительству

Для оформления документов по внутреннему совместительству, чаще всего, не требуется подавать дополнительные документы, так как у работодателя уже есть все необходимые сведения о работнике.

Дополнительные документы подаются педагогом лишь в том случае, когда преподаватель должен обладать особыми знаниями (другими, отличающимися от знаний и умений его основной деятельности в учреждении) для выполнения работы по внутреннему совместительству.

В этом случае учитель должен предоставить документ об образовании, отражающем должную квалификацию.

Тем не менее, Трудовой кодекс РФ (ст. 282) обязывает составлять отдельный трудовой договор с указанием на конкретную работу по совместительству. Кроме основного документа, например срочного трудового договора, работодателем должен быть издан указ о приёме педагога на работу — ст. 68 ТК РФ.

Продолжительность работы по совместительству также определяется Трудовым кодексом РФ. Так, часть 1 статьи 284 утверждает, что «продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день.

В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену).

В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников». Соответственно, необходимо отслеживать продолжительность работы как основной, так и по совместительству.

Работа по внутреннему совместительству записывается в трудовую книжку по желанию работника на основании документа, подтверждающего эту самую работу (ч. 5 ст. 66 ТК РФ).

Таким образом, в зависимости от своей должности и специальности педагогический работник может определить собственную норму педагогической работы в часах согласно Трудовому кодексу Российской Федерации.

Если же преподаватель по личному желанию (или настоятельным рекомендациям со стороны администрации учреждения) перерабатывает, то ему следует заключить дополнительный договор о работе по внутреннему совместительству.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/skolko-dolzhen-rabotat-uchitel/

Рабочее и нерабочее время педагога: в каком режиме работает учитель?

Рабочее время учителя общеобразовательной школы

Обновление от 12.03.2017 в связи с выходом нового нормативного акта взамен утратившего силу.

Данная статья поможет многим учителям, которые приходят в школу и не знают, по какому режиму они должны работать. Ведь кроме расписания уроков временных рамок в их рабочем дне нет, отсюда и вопросы. Постараемся на них ответить.

Заодно лишний раз посвятим родителей в рабочие будни учителя (как мы это делали в статьях «Чем занимается учитель» и «Права и обязанности учителя»).

Для законного обоснования многих пунктов данной статьи будем использовать

Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

36 часов в неделю или ненормированный день?

Заглянув в свою должностную инструкцию учителя, я видела в графе «Продолжительность рабочего времени» — 36 часов в неделю. Что входит в эти часы?— ваша ставка (сколько уроков вы даете – должно быть не менее 18 часов);

— «другая часть педагогической работы» — проверка тетрадей, консультации, исправление работа с учениками, родительские собрания, дежурства в школе, участие в педсоветах, школьных мероприятиях и т.д. и не забудем про самую сложную часть (так как она творческая) – подготовка уроков.

Согласно вышеупомянутому приказу №536, ч. II, п. 2.1.

К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее — другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

То есть, если ваша ставка 18 часов, то вся остальная педагогическая работа должна уложиться в остальные 18 часов. Но это идеал. В условиях, когда современный учитель вынужден отрабатывать 27, 30, а то и все 36 часов только в уроках, его рабочий день превращается в ненормированный.

Почему учитель работает 36 часов в и более в неделю:

1) Как примерно сказал на одной из конференций с журналистами В.В. Путин «С одной ставкой жить не на что, с двумя – некогда».Учителя часто вынуждены брать гораздо больше положенных 18 часов, чтобы просто выжить. К сожалению, часто это плохо влияет на качество даваемых знаний.

2) Политика администрации школы.

Некоторые завучи или директора считают, что раз они всю свою жизнь посвящают школе, то и другие работники должны делать то же самое. И, как нарочно, не берут других учителей на свободные ставки, загружая до полного предела работающих. В одной школе моего города завуч считает нормальным загружать даже только пришедших учителей нагрузкой в 36 часов с классным руководством. Какие знания получат дети и какое здоровье будет у этих учителей, думаю, озвучивать не обязательно, и так понятно.

Пятидневка и шестидневка в школе: есть ли у учителя выходные?

Учителя, работающие пять дней в неделю – вы везунчики! Как я завидовала, таким как вы, работая буквально на износ 6 дней в неделю.
Да, чисто теоретически при такой рабочей неделе дается один выходной день – воскресенье.

Но! Этот «выходной день» тратится на подготовку уроков к следующей неделе, проверку тетрадей и прочую педагогическую работу.

В итоге долгожданный «выходной» остается таким только в теории, а на практике выходит так: у учителя выходных нет и отдыхать ему просто некогда.

Что такое методический день у учителя?

В этот день учитель не ведёт свои уроки (хотя вполне может заменить другого педагога, болеющего или уехавшего). Вот и всё, чем отличается этот день от других рабочих.

К большому сожалению для учителей, отсутствие своих уроков в расписании не означает, что вы не обязаны находиться на работе. Вас имеют право вызвать на замену, на проведение мероприятий и т.д. и вы не вправе отказать. Методический день – не выходной день.

Проверяйте тетради, готовьте уроки, посетите врача или сделайте другие школьные дела, на которые в обычные дни у вас нет времени и сил.

Хотя, если вас никуда не привлекли и не ждут в школе, вы в принципе можете остаться дома и заниматься своими делами даже в методический день. Я так и делала, когда меня никуда не «припахивали», главное не качать права, что вас куда-то зовут, а у вас «методический день», будете не правы.

Что об этом говорится в приказе министерства образования и науки (п. 2.4.)

В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.

При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования

Окна в расписании

Часто бывает, что посреди рабочего дня у учителя бывает окно — нет урока. Данный простой в работе дополнительно не оплачивается. Это время можно назвать «методическим часом», наподобие методического дня. Проверяете тетради, обедаете, беседуете с родителями или просто отдыхаете — вам решать как провести это время. Хотя если вам поставят в это время замену — тогда и денежку заработаете.

Если вас это по каким-то причинам не устраивает наличие окон в вашем рабочем графике — обговорите с завучем, наверняка вам пойдут навстречу. Нет — занимайтесь своими делами.

П. 3.1.

При составлении графиков работы педагогических и иных работников перерывы в рабочем времени, составляющие более двух часов подряд, не связанные с их отдыхом и приемом пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Особенностями.

При составлении расписаний занятий организация обязана исключить нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием, которые для них рабочим временем не являются в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся.

Длительные перерывы между занятиями при составлении расписания допускаются только по письменному заявлению работников, ведущих преподавательскую работу.

Согласно закону, окон быть не должно. Но в школе может не хватать кабинетов, так как количество учащихся очень велико и окна становятся вынужденными. Отнеситесь к этому с пониманием и занимайтесь проверкой тетрадей или другой работой.

Каникулярное время и карантин, актированные дни

Снова повторяться на тему, что должен делать учитель во время каникул или карантина, не буду. Этому я посвятила целую статью, которую вы можете прочитать здесь.

Но законную основу вам предложу и здесь для ознакомления.

Во время каникул (Ч. IV, п. 4.1.):

Периоды каникулярного времени, установленные для обучающихся организации и не совпадающие для педагогических работников и иных работников с установленными им соответственно ежегодными основными удлиненными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, ежегодными основными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками (далее соответственно — каникулярное время и отпуск), являются для них рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во время карантина и актированных дней ( Ч. V, п. 5.1):

Периоды отмены (приостановки) занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических работников и иных работников.

Выйти на больничный учителю

Если вы заболели – вызывайте врача или идите в поликлинику и предупредите директора или завуча, что вы заболели до начала уроков.

Не стоит переносить болезнь на ногах только потому, что вас ждут дети или не хочется перегружать других учителей (у них же методический день!).

Вам это не даст ничего, кроме осложнений в здоровье (ведь работа учителя очень нервная и напряжённая) и сохранения зарплаты.

Здоровье дороже, школа без вас не развалится.

Единственная радость учителя

Один из немногих плюсов работы учителя – это большой отпуск (от 56 дней до 80 дней в северных районах (Крайний север и приравненные к нему местности).

В отличие от других работ, где его бы разделили на несколько частей, учитель «пашет» весь год и в каникулы, и в методические дни, и в выходные, чтобы в итоге насладиться своим большим отпуском.

Главное, успеть в это время отдохнуть.

Тем, кто решит отстаивать свои трудовые права

Напоследок, напутствие тем учителям, которые по каким-то причинам захотят отстаивать свои трудовые права в инспекции по труду, судах и т.д.

Если оно того стоит и по-другому никак (у вас огромные перенагрузки более 18 часов в неделю, вам дают ту работу, которой вы не обязаны заниматься и пр.), тогда обращайтесь.
Но помните, что, несмотря на нормы (18 часов уроков и 18 часов на др. пед.

работу), школа всё же предполагает ненормированный рабочий день. Вам придется участвовать в педсоветах, затяжных собраниях и т.д.

В городских школах нет возможности работать в рамках, установленных трудовым кодексом (государство у нас такое). Жаловаться можно, но это вряд ли поможет отстоять ваши трудовые права, только испортит отношения с администрацией. Проще поискать другую школу с более сговорчивым руководством или даже сменить стезю, если вы не готовы смириться с нынешним рабочим графиком учителя.

Если я упустила какие-то вопросы или вы что-то не нашли для себя – пишите в комментарии.
Не стесняйтесь задавать вопросы, ведь благодаря вам сайт будет наполняться новыми интересными статьями с ответами на них. Жду вас снова, всех вам благ!

Источник: https://shkola-i-my.ru/%E2%80%9C/uchitelyu/rabochee-i-nerabochee-vremya-pedagoga-v-kakom-rezhime-rabotaet-uchitel

Рабочее время педагога: основные проблемы

Рабочее время учителя общеобразовательной школы
Sep 21, 2017 · 5 min readФото с сайта Optiosolutions.com

Рабочий процесс педагога регулируется:

Итак, разберем по порядку основные аспекты.
Согласно статье 37 Конституции РФ «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду…; принудительный труд запрещен».

Трудовой кодекс дает четкое определение рабочему времени, а именно, — «время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законодательством относятся к рабочему времени».

Отметим, что работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником, и отражать его в табеле учета рабочего времени.

Согласно ст. 106 ТК РФ время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, и которое он может использовать по своему усмотрению.

Затем п. 1.1. Приказа № 536 говорит нам о том, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников образования устанавливают правила регулирования такого времени педагогов, замещающих должности, поименованные в номенклатуре должностей педагогических работников организаций.

Что же включается в рабочее время педагога?

В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается:

  • учебная (преподавательская) и воспитательная работа;
  • практическая подготовка обучающихся;
  • индивидуальная работа с обучающимися;
  • научная, творческая и исследовательская работа;
  • другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга и др.)

Важно отметить, что законодательно нормы рабочего времени установлены только для выполнения педагогами работы, связанной с учебной (преподавательской) деятельностью, которая выражается в фактическом объеме их учебной нагрузки (нормируемая часть педагогической работы).

К другой части педагогической работы работников, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

Таким образом, педагог выполняет два вида работы:

  • нормированная часть (преподавание);
  • другая часть педагогической работы.

Если с первой частью все понятно, то вторая требует уточнений.

Итак, другая часть педагогической работы требует затрат рабочего времени и регулируется:

  • педагогическими работниками самостоятельно (подготовка к осуществлению образовательной деятельности; участие в разработке рабочих программ);
  • правилами внутреннего трудового распорядка(ведение журнала и дневников обучающихся; организация и проведение методической и диагностической помощи родителям (законным представителям) обучающихся);
  • локальными нормативными актами (выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических и методических советов (объединений); выполнение индивидуальной работы с обучающимися);
  • трудовым договором (выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами)).

Внимание! В дни недели, когда организация функционирует, а педагог не занят преподавательской работой, свободен от выполнения иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется (п. 2.4. Приказа № 536).

Что нужно знать педагогам, чтобы воспользоваться своим правом, не нарушив, никаких правил и норм?

Одним из основных трудовых прав педагогических работников является их право на сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК РФ).

При этом согласно Приказу № 1601 в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника ему может быть установлена или продолжительность рабочего времени в неделю, или норма часов педагогической работы за ставку зарплаты (педагогам-психологам, старшим воспитателям дошкольных учреждений — 36 часов в неделю, старшим воспитателям других учреждений — 30 часов в неделю, учителям-дефектологам и учителям-логопедам — 20 часов в неделю и т.д.).

Внимание! Верхний предел учебной нагрузки обозначен только для отдельных категорий педагогов, которым установлена годовая норма часов учебной работы за ставку заработной платы (например, 720 часов в год за ставку заработной платы установлена преподавателям организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам СПО и ОППО).

Соотношение учебной и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года должно определяться соответствующим локальным нормативным актом организации с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Однако не определено, какими именно локальными нормативными актами необходимо регламентировать следующие направления деятельности:

  • выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;
  • выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися;
  • участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях;
  • периодические кратковременные дежурства в период осуществления образовательного процесса.

Поэтому ОО самостоятельно должно определять, какими конкретно ЛНА будет регулироваться такая деятельность. Например, это могут быть «Порядок участия педагогических работников в работе методических советов», «Должностная инструкция дежурного администратора» и др.

Конечно, совсем без регламентации ненормируемой части рабочего времени не всегда можно обойтись, поэтому локальными нормативными актами следует регулировать лишь ту часть ненормируемого рабочего времени, в пределах которой педагогические работники обязательно должны выполнять работу непосредственно в ОО. А какое конкретно количество часов следует отвести на выполнение такой работы, руководитель должен определить самостоятельно, исходя из особенностей своей организации, с учетом контингента обучающихся и их законных представителей, кадрового состава, материально-технического оснащения и т.п.

Внимание! Режим рабочего времени педагогов, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, без дополнительной оплаты, в частности занятиями в группе продленного дня, кружковой работой.

Отметим, что педагогам, а особенно работающим в учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), могут быть установлены любые режимы рабочего времени, как пятидневка, так и сменный или гибкий графики.

Является ли выходным методический день?

Нет, поскольку такие дни предоставляются с определенной «рабочей» целью. Даже если педагог в этот день находиться вне организации, выходным днем со всеми вытекающими последствиями он считаться не может, а также не подлежит двойной оплате, если работодатель вызовет сотрудника в этот день на работу.

Если же методический день локальными актами учреждения не установлен, но согласно графикам и расписаниям у педагога оказывается свободным целый день, он может быть привлечен к учебно-воспитательной, методической или организационной работе в пределах нормируемой части рабочего времени.

А как на практике?

На практике порядок выполнения должностных обязанностей за рамками нормы учебной нагрузки, то есть ненормированной части работы, не всегда четко прописывается в локальных актах, графиках или планах. Поэтому часто между работниками и работодателем возникают споры по поводу оплаты отработанного времени: работники считают, что трудятся больше, чем им положено.

Сегодня законодательно регулируются только случаи переработки либо недоработки нормируемой части работы.

Например, за педагогическую или учебную работу, выполняемую педагогом с его письменного согласия сверх либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится пропорционально фактически определенному объему педагогической или учебной работы (п. 4 приложения 1 к Приказу № 1601).

Таким образом, пока не внесены изменения либо дополнения в нормативные акты, регламентирующие учет рабочего времени педагогов в части ненормируемой педагогической работы, вопросы будут возникать. Работодателю необходимо минимизировать такие переработки, учитывая рабочее время, распределяя нормируемую часть так, чтобы у работников в каникулярное время были свободные дни.

Еще больше материалов, а также образцы необходимых документов как для школы, так и для ДОУ, вы найдете в нашей системе «Директория».Здесь вы можете увидеть вопросы ваших коллег с ответами юриста, а также задать интересующие вас вопросы в специальной форме.“,”author”:”Алина Ульянова”,”date_published”:”2017-09-22T05:22:53.971Z”,”lead_image_url”:”https://miro.medium.com/max/1200/1*6aley_zEMJwJvan6nv6UYQ.jpeg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://medium.com/direktoria-online/the-working-time-of-the-teacher-2f3a21644420″,”domain”:”medium.com”,”excerpt”:”Режим дня и отдыха педагога на практике вызывает немало трудностей. Что нужно знать об организации времени? Сколько часов максимально может…”,”word_count”:1081,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://medium.com/direktoria-online/the-working-time-of-the-teacher-2f3a21644420

Опасные заблуждения ваших кадровиков о режиме работы и отдыха учителей

Рабочее время учителя общеобразовательной школы

Даже у опытных кадровиков есть заблуждения по поводу режима работы и нагрузки у педагогов. Это может привести к неверным решениям, трудовым спорам и жалобам работников в инспекцию труда и суд. А отвечать за все придется директору. Поэтому проверьте, нет ли у вашего кадровика опасных заблуждений, которые не соответствуют требованиям закона. 

Чтобы не выплачивать штрафы и избежать конфликтов с учителями, развейте семь заблуждений о режиме работы и отдыха педагогов.

Статья поможет урегулировать спорные вопросы и объяснить работникам сложные моменты. Для этого вы можете выдать им памятки.

А шпаргалка подскажет, какую работу вы вправе поручить педагогам за основную зарплату, а за какую придется заплатить отдельно и получить их письменное согласие.

«Учитель должен оставаться в школе после уроков»

Учитель вправе выполнять свои трудовые обязанности не только в школе. Например, он может проверять тетради или готовить материалы к уроку как в школе, так и дома.

Продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю – это максимум, который нельзя превышать. Потому отрабатывать в школе именно 36 часов в неделю учитель не обязан. Рабочее время педагога может быть меньше, и это не будет нарушением (пп. 2.1–2.7 ч. 1 ст. 333 ТК). Тем более если учитель проводит мероприятие вне школы, его продолжительность заранее трудно определить.

Нормированная часть рабочего времени учителей составляет 18 часов (п. 2.8.1 приложения № 1, утв. приказом Минобрнауки № 1601). Она может увеличиваться и уменьшаться, но продолжительность работы педагога останется прежней – не больше 36 часов. Смотрите таблицу 1, каким работникам школы установить норму часов педработы за ставку зарплаты.

Вопрос. Должен ли учитель за две ставки работать 72 часа в неделю?

Нет, не должен. Есть мнение, что чем больше нагрузка по нормированной части, тем больше должен работать учитель. Например, за две ставки в 36 часов уроков он обязан отработать 72 часа в неделю. Но это ошибка.

Сколько бы часов уроков у педагога ни было, недельная продолжительность рабочего времени останется неизменной. Когда указывают 18 часов за ставку – это базовая гарантия педагогам, при которой есть время и на подготовку к урокам, и на преподавание.

Таблица 1. Кому установить норму часов педработы за ставку зарплаты

«Только директор может разрешить учителям не приходить в школу, когда у них нет уроков»

В те дни, когда у учителя нет уроков, он вправе не приходить в школу. Но при условии, что его присутствие не требуется для другой ненормируемой работы.

Например, если на этот день по графикам школы не запланировали педсовет или заседание методического объединения. Тогда педагогу не нужно получать разрешение директора.

Более того, если директор или его заместитель обяжут педагога присутствовать в школе полный день, их могут привлечь к административной ответственности за нарушение норм трудового права.

Есть риск, что школу обяжут выплатить 50 тыс. руб. по жалобе учителя, если вы заставите его отрабатывать в школе 36 часов и приходить в дни, когда у него нет уроков (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Если поручаете ответственным работникам составлять расписание или графики, попросите предусматривать для учителей свободные дни, когда у них нет уроков и иной работы в школе.

Так учителя получат время, чтобы заняться дополнительным профессиональным образованием, самообразованием, смогут уделить больше внимания подготовке к занятиям.

Что нужно учесть, чтобы распланировать рабочее время педагогов, смотрите в таблице 2.

Чтобы учителя каждый раз не спрашивали, могут ли они поработать дома, когда у них нет уроков, вы можете закрепить разрешение на это в локальных актах школы. Например, прописать его в ПВТР или другом локально-нормативном акте о режиме занятий. Но даже если вы не сделаете этого, то право на это у педагогов будет (абз. 9 п. 2.3, п. 2.4 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Пример формулировки. В локально-нормативном акте о режиме занятий.

В дни недели (иной период времени), свободный от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в школе иных должностных обязанностей, педагогическому работнику может быть по согласованию с ним предоставлен свободный день для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

В дни отсутствия учебных (тренировочных) занятий по расписанию педагогические работники могут посещать школу только на время, необходимое для выполнения иных должностных обязанностей и дополнительной работы по трудовому договору.

Таблица 2. Как планировать рабочее время педагогов

«Когда в школе нет занятий, учителям надо уменьшить рабочее время»

Если в школе карантин или каникулы – это не повод освобождать учителей от работы. В этот период нет оснований сокращать и продолжительность рабочего времени. Педагогам можно поручить выполнять методическую и организационную работу, которая связана с реализацией образовательной программы. Также они могут заполнять журналы и электронные дневники.

Что грозит

Директора могут уволить и возбудить уголовное дело, если заподозрят мошенническую схему

Режим рабочего времени всех работников в дни, когда в школе не проходят занятия, нужно урегулировать локально-нормативными актами школы и графиками работ. Если педагогу не нужно находиться в школе, чтобы выполнять свои трудовые обязанности, он вправе работать и дома (пп. 4.1–5.2 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

«Заму, который еще и преподает, нельзя установить нагрузку в 36 часов в неделю»

Прямых ограничений на объем учебной нагрузки для совместителей нет. Если в школе заместитель директора проводит уроки, значит, он выполняет дополнительную работу и совмещает профессии.

Ведь его трудовые обязанности включают в себя функции разных должностей (ч. 2 ст. 60.2 ТК). В этом случае заместитель преподает в течение рабочего дня наряду с основной работой.

Чтобы закрепить срок выполнения дополнительной работы, ее содержание и объем, школа должна получить письменное согласие работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК).

«Дни, когда педагог участвовал в ГИА, надо включить в его рабочее время»

Ошибочно учитывать дни, в которые учитель участвовал в проведении ГИА, как рабочие дни в школе. Ведь на экзаменах он выполнял не те обязанности, которые закрепили в трудовом договоре. Если вы учтете такие дни как рабочие, может возникнуть двойная оплата за работу, которую учитель не делал.

«Рабочее время и часы учебной нагрузки – одно и то же»

Часы учебной нагрузки – это лишь часть рабочего времени педагога. Оно состоит из нормируемой части, которую конкретизируют определенным количеством часов, и ненормируемой, продолжительность которой не определяют (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2.1 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

«Педагогу нельзя работать больше 36 часов»

Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.

Если педагог работает по совместительству, его рабочее время также может фактически – по основной работе и по совместительству -превышать 36 часов (ст. 60.1, 282, 284 ТК).

Это касается и внешнего совместительства – когда ваш учитель трудится еще и у другого работодателя, и внутреннего – когда он совмещает несколько должностей в вашей школе. Рабочее время для совместителя рассчитывают по отдельности – для основной и дополнительной работы.

Еще один случай, когда педагог может работать больше часов, – сверхурочка. Если причины, по которым вы привлекаете учителя к такой работе, не связаны с катастрофами и авариями, то вам понадобится письменное согласие работника.

Ответы адвоката
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: