Оформление ТОРГ 12, транзитные поставки

Содержание
  1. Сроки хранения товарных накладных в организации
  2. Товарная накладная или товарный чек
  3. Акт оказанных услуг (выполненных работ)
  4. Счет-фактура
  5. Сколько хранить товарные накладные. Сроки хранения счетов-фактур на предприятии
  6. Документы по отдельным вопросам и видам деятельности
  7. Что нового в корректировочном счете-фактуре
  8. Форма товарно-транспортной накладной
  9. Ттн при транзитной поставке
  10. Если право на вычет использовано позже
  11. Если с/ф получен позже, чем товар с накладной
  12. Грузополучатель в торг 12 при самовывозе
  13. Выборка товаров
  14. Товар доставляет продавец
  15. Когда товар доставляет перевозчик
  16. Как и в каких случаях оформляется товарно транспортная накладная
  17. Общее о ТТН
  18. Кто оформляет
  19. Когда оформлять
  20. Структура ТТН
  21. Порядок оформления
  22. Товарный раздел
  23. Транспортный раздел
  24. Заключение
  25. Оформляем документы при транзитной доставке товара
  26. Накладная по форме ТОРГ-12
  27. Поставщик реализует товар оптовику
  28. Оптовик реализует товар конечному покупателю
  29. Альтернативный вариант заполнения накладной ТОРГ-12
  30. Товарно-транспортная накладная
  31. Первый вариант: перевыставить 1-Т
  32. Второй вариант: не указывать цены

Сроки хранения товарных накладных в организации

Оформление ТОРГ 12, транзитные поставки

Заключается при осуществлении сделки. В нем прописываются детали предстоящих операций: порядок расчетов, отгрузка товара, сроки выполнения работ или условия оказания услуг. Договор оформляется в двух экземплярах с подписями каждой из сторон.

Для некоторых сделок письменная форма договора не требуется. Например, договор купли-продажи с момента получения покупателем кассового или товарного чека является заключенным.

Эти документы позволяют подтвердить факт оплаты приобретаемых товаров или услуг.

К этой группе платежных документов также относятся платежные требования и поручения. Поручение покупатель может получить в банке, осуществив оплату безналичным платежом.

Товарная накладная или товарный чек

Накладные используются преимущественно организациями для оформления отпуска/продажи товаров или товарно-материальных ценностей и дальнейшего оприходования их клиентом.

Оформлять накладную следует в двух экземплярах. Лицо, отпускающее товар, должно поставить в накладной свою подпись и печать организации. Сторона, принимающая товар, также обязана поставить роспись и заверить ее печатью в товарной накладной.

Акт оказанных услуг (выполненных работ)

Акт — это двусторонний первичный документ, который подтверждает факт свершения сделки, стоимость и сроки выполнения услуг или работ.

Акт выдается исполнителем своему клиенту по итогу оказания услуг или выполненных работ. Этот первичный документ подтверждает соответствие оказанных услуг (выполненных работ) условиям заключенного договора.

Счет-фактура

Счет-фактура контролирует движение НДС. Счета-фактуры обычно оформляются в пару к товарным накладным или актам.

Счет-фактура — это основание для принятия предъявленных сумм НДС к вычету. Его обязаны выписывать все предприятия-плательщики НДС.

Таким образом, чтобы не быть наказанными за нарушение правил, установленных Законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, храните накладные как минимум пять лет.

Согласно данному письму срок хранения первичных учетных документов и приложений к ним, зафиксировавших факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей, подлежат хранению не менее 5 лет.

Однако закон гласит, что коммерсанты обязаны обеспечить сохранность архивных документов в течение сроков их хранения (ч. 1 ст. 17 закона «Об архивном деле в РФ» от 22.10.2004 № 125-ФЗ) — иначе их могут наказать по ст. 13.20 или 13.25 КоАП РФ.

Хранящиеся документы по истечении срока архивирования можно утилизировать: сжечь или порезать на специальном оборудовании. Однако будьте предельно осторожны, чтобы случайно не уничтожить еще действующие или требующие хранения данные.

Изменились ли сроки хранения счетов-фактур с 1 октября 2017 года? Как организовать хранение электронных счетов-фактур? Обязательно хранить копии? Где должны храниться документы? Давайте разбираться.

Сколько хранить товарные накладные. Сроки хранения счетов-фактур на предприятии

Продолжим пример. Степанова П. А., ранее работавшая главбухом у ИП Рябинина К.Н., нашла аналогичную работу во вновь открывшейся компании ООО «Возрождение». Помня упущения предыдущего работодателя по обеспечению сохранности счетов-фактур и иных документов, она решила взять этот вопрос в новой компании под свой контроль.

В соответствии со статьей 362 Перечня первичные документы бухгалтерского учета и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей, хранятся 5 лет.

Как узнать кадастровую стоимость участка или дома? Поможет карта ГОСБТИ:

  • найти участок по кадастровому номеру или адресу с характеристиками из РосРеестра,
  • посмотреть расположение и план участка с подложкой спутниковой съемки или схемы,
  • получить справки и выписки по данным, актуальным на

Также постановлением Правительства от 19.08.2017 № 981 уточняется, что с 1 октября 2017 года в течение 4-х лет нужно хранить и некоторых другие «бухгалтерские» документы по различным операциям. Приведем сроки хранения в таблице.

Документы по отдельным вопросам и видам деятельности

Однако, помимо этого, были внесены в поправки также в нормы, которые касаются хранения счетов-фактур. Расскажем о них подробнее.

Помимо этого ТТН (форма № 1-Т) является документом, предназначенным для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Поэтому, если покупатель одновременно выступает заказчиком перевозки товаров, наличие у него товарно-транспортной накладной (формы № 1-Т) необходимо (письмо ФНС России от 18 августа 2009 г.

№ ШС-20-3/1195).

Если организация имеет небольшой объем документов, то хранение осуществляется силами организации, а документы обычно хранятся в бухгалтерии. Если же организация обладает значительным документооборотом, то имеет смысл создать архив как самостоятельное структурное подразделение.

Если доставка груза осуществляется транспортной организацией (автомобильным транспортом), выписывается ТТН по форме № 1-Т. При перевозках собственным автотранспортом продавец также выписывает товарно-транспортную накладную. Этот документ может служить основанием для отражения поступивших товаров в бухучете покупателя.

Компания в сентябре 2012 г. приобрела товарно-материальные ценности, предназначенные для дальнейшей реализации. По этой сделке продавец выписал товарную накладную и выставил счет-фактуру от 18.09.2012. Оплата произведена через банк. Определим сроки хранения документов.

Оканчивается течение таких сроков в соответствующие месяц и число последнего года срока. При прямом прочтении норм указанной статьи получается, что течение срока хранения документа начинается со дня, следующего за днем его составления.

Личные дела и карточки работников, трудовые договоры с сотрудниками, документы об увольнении и принятии на работу должны храниться 75 лет.

Рассмотрим пример. ИП Рябинин К.

Н. принял решение прекратить коммерческую деятельность.

Так как арендодатели срочно требовали освободить помещение, все документы коммерсант перевез к себе домой и разместил на свободной площади в хозяйственном помещении. Счета-фактуры занимали немалый объем, так как реализация товара производилась мелкими партиями в адрес многочисленных контрагентов.

При несоблюдении данных требований к хранению документов в случае их утраты к организации может быть применена ответственность за совершение налоговых правонарушений. На основании п.6.8 Положения в случае пропажи или гибели документов руководитель организации должен назначить приказом комиссию по расследованию причин утраты документов.

Сколько лет хранятся бухгалтерские документы? В среднем 5 лет, но продолжительность хранения зависит от типа документа. Точные сроки указаны в Налоговом кодексе и новом приказе Росархива, который вступил в силу 18.02.2020.

Опираясь на упомянутые выше законодательные акты, организуйте хранение бухгалтерских документов в организации.

Мы расскажем о последних новостях и публикациях. Читайте нас, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!

Храните электронные документы в Диадоке — это безопаснее, чем на личном компьютере. Все документы хранятся в нескольких экземплярах на разных серверах, что делает невозможным потерю информации. Оцените возможности Диадока бесплатно по акции «Безлимит на 2 месяца».

Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность, если они не указаны в Перечне сроков хранения, храним пять лет (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ) .

Сроки хранения счетов-фактур на предприятии Какой срок хранения товаротранспортных накладный при перевозке грузов в юридическом лице, таким как Общество с ограниченной ответственностью? Вопрос №2. Вообще обязательны ли ТТН, если допустим уже выписываются путевые листы?3. Вопрос №3.

Что нового в корректировочном счете-фактуре

Бухгалтерские документы, данные налогового учета, любая документация по полученным доходам и расходам, необходимым для исчисления налогов, а также документы, подтверждающие уже осуществленные налоговые выплаты, должны храниться не менее 4 лет.

Заявление в энергосбыт о смене собственника образец. Как написать жалобу в прокуратуру на энергосбыт образец.

На практике может возникнуть ситуация, когда уничтожаются счета-фактуры по причинам, независящим от воли организации, например, вследствие пожара или хищения.

Товарно-транспортная накладная (ТТН) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.

Форма товарно-транспортной накладной

Согласно п. 1.2. Постановления Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 автотранспортные организации при перевозке грузов должны оформлять товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т.

Форма товарно-транспортной накладной состоит из двух разделов:

1. Товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей.

2. Транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями — владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями — владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Ттн при транзитной поставке

Транзитная торговля представляет собой две независимые друг от друга сделки: торговая компания заключает договор купли-продажи товара с поставщиком, на основании которого обязуется оплатить приобретенный товар, а поставщик — отгрузить товар на тот склад, который укажет торговая организация, и отдельный договор с покупателем товара, в рамках которого обязуется поставить за плату товар.

При этом торговая компания в первом договоре будет выступать покупателем товара, а во втором — его продавцом.

В этом случае строки товарно-транспортной заполняются следующим образом.

В строке «Плательщик» указывается торговая компания.

Кого поставить в строку «Грузоотправитель», зависит от момента перехода права собственности.

Если в момент отправки товара его собственником стала торговая компания, то она и будет указана в данной строке. Если после отправки владельцем остался поставщик, то в строке «Грузоотправитель» будет значиться поставщик.

Заполнение строки «Грузополучатель» зависит от того, кто фактически принимает товар на складе конечного покупателя.

Если этим занимается сам покупатель, то указать нужно именно его.

Если же разгрузку производит представитель торговой компании, то в качестве грузополучателя следует указать название, адрес и телефон торговой компании.

В любом случае в поле «Пункт погрузки» должен стоять адрес поставщика, а в поле «Пункт разгрузки» – адрес конечного покупателя.

Если право на вычет использовано позже

Право на вычет налога актуально на протяжении трех лет после завершения периода получения счета-фактуры. Если компания решила воспользоваться своим правом позже, то сроки хранения сдвигаются, так как четырехлетний период хранения с/ф начинает отсчитываться, начиная с момента завершения периода, в котором включен возмещаемый НДС в декларацию.

Например, если компания получила товары во IIкв. 2016г., а НДС по ним приняла к вычету во IIкв. 2017г., то начало срока хранения с/ф и накладных в налоговых целях сдвигается на один год.

Если с/ф получен позже, чем товар с накладной

Если товарные ценности с сопроводительной накладной получены в одном периоде, а счет-фактура по ним позже в другом периоде, то срок хранения сдвигается. Причем сдвигается не только период хранения с/ф, но и накладной, используемой в качестве основания для подтверждения принятия к учету ценностей.

Следующая

Источник: https://SudVoronezh.ru/tovarno-transportnaya-nakladnaya-ttn-forma-1-t/

Грузополучатель в торг 12 при самовывозе

Оформление ТОРГ 12, транзитные поставки

Обязанность доставить товар покупателю по общему правилу лежит на поставщике. Сделать это он может сам или с помощью транспортной компании.

Исключение — выборка ценностей, когда покупатель получает товар в месте нахождения поставщика и сам организует его вывоз.

Рассмотрим, какие накладные необходимо оформить в каждом из этих случаев, чтобы принять в налоговом учете расходы на приобретение товара и на его доставку автомобильным транспортом, а также зачесть НДС.

многих компаний расходы на покупку и доставку товаров на склад составляют значительные суммы. Поэтому важно, чтобы понесенные фирмой затраты были не только экономически обоснованы, но и документально подтверждены(*1).

Иначе проблем во время налоговой проверки не избежать.

Так, товарную накладную по форме N ТОРГ-12(*2) составляют во всех случаях реализации товара.

Она подтверждает отпуск товаров поставщиком и является основанием для оприходования этих ценностей покупателем.

В качестве сопроводительного транспортного документа при перевозке грузов автомобильным транспортом применяют форму N 1-Т «Товарно-транспортная накладная»(*3). Все юридические лица, которые эксплуатируют автотранспортные средства и являются отправителями и получателями грузов, перевозимых этим видом транспорта, обязаны использовать этот документ(*4).

Согласно Гражданскому кодексу(*5), а также Уставу автомобильного транспорта(*6) заключение договора перевозки подтверждается составлением транспортной накладной.

Однако при этом форма N 1-Т предназначена не только для расчетов продавца (грузоотправителя) с перевозчиками за услуги по автомобильной транспортировке грузов. В этой накладной есть также и другой раз-
дел — товарный.

На основании имеющихся в нем данных в учете грузоотправителя отражается передача товарно-материальных ценностей перевозчику, а грузополучателя — их получение. Принятие к учету товаров на основании ТТН предусмотрено Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов(*7).

А согласно инструкции «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» ТТН вообще является единственным документом, служащим для этой цели (а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета)(*8).

В соответствии с другим пунктом этой инструкции(*9) перевозка грузов автомобильным транспортом осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной, оформленной по унифицированной форме N 1-Т. Тем самым, наличие ТТН, подтверждающей факт совершения операции и затраты по перевозке, обязательно как для отправителя груза, так и для его получателя.

Насколько правомерны подобные требования? Давайте разберемся. Отдельно рассмотрим такие ситуации:

  • товар со склада продавца покупатель доставляет собственным транспортом (самовывоз, выборка товаров);
  • товар на склад покупателя доставляет продавец своим транспортом;
  • товар на склад покупателя доставляет перевозчик (специализированная транспортная компания).

Выборка товаров

Даже если покупатель доставляет товары на свой склад на условиях самовывоза, инспекторы уверены: товарно-транспортная накладная необходима(*11). При этом налоговики ссылаются на соответствующий пункт инструкции 1983 года(*12).

В нем написано, что предприятия, организации и учреждения, которые осуществляют перевозки грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные по форме N 1-Т.

Поэтому при доставке товаров со склада поставщика собственным транспортом ТТН должна быть оформлена.

Правда, в подобной ситуации претензии налоговых инспекторов касаются в основ-ном расходов на доставку. Сам факт оприходования товаров и вычет по ним «входного» НДС в этом случае контролеры оспаривают гораздо реже.

Ведь право собственности на приобретаемые товары в данном случае переходит к покупателю на складе поставщика. И ему достаточно составить только товарную накладную по форме N ТОРГ-12.

А оформление сопроводительных документов по перевозке груза в этой ситуации является обязанностью покупателя.

Тем не менее, по нашему мнению, такая позиция чиновников не обоснована. Действительно, если договор поставки (купли-продажи) не предусматривает доставку (перевозку) товара поставщиком в адрес покупателя, то для принятия к учету приобретенного покупателем товара вполне достаточно и товарной накладной.

А транспортные расходы при этом можно подтвердить путевым листом автомобиля. Аналогичные выводы в ситуации, когда доставка осуществляется покупателем самостоятельно, содержат и некоторые судебные постановления (см. таблицу на стр. 41).

В частности, судьи указали, что составление ТТН обязательно только при условии, что товар передается покупателю от продавца через перевозчика.

Как следует из указаний по заполнению товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т), ее применяют в случаях транспортировки грузов специализированными организациями-перевозчиками.

Это правило соответствует пункту 2 статьи 785 Гражданского кодекса и пункту 47 Устава автомобильного транспорта РСФСР, согласно которым ТТН оформляют именно при наличии договоров перевозки.
Очевидно, что при вывозе товара покупателем со склада продавца собственным транспортом договоры перевозки не заключаются.

Суды неоднократно указывали, что товарно-транспортные накладные в подобных ситуациях оформляться не должны. Например, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 10 апреля 2007 года N А12-16215/2006-С33 сказано, что при самовывозе достаточно оформления накладной по форме N ТОРГ-12.

А в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30 января 2007 года N 13219/06 отмечено, что экспорт товара в Белоруссию подтверждается товарной накладной, а не ТТН, если белорусы вывезли товар сами.

Товар доставляет продавец

Как свидетельствует практика аудиторских проверок, позиция инспекторов в этом случае еще более категорична. Они убеждены: когда перевозку груза осуществляет сам продавец, составлять товарно-транспортную накладную по форме N 1-Т необходимо.

Основание — все тот же пункт 2 инструкции от 30 ноября 1983 года, устанавливающий обязательное наличие ТТН для осуществления перевозок груза автомобильным транспортом. Если отсутствует товарно-транспортная накладная, то расходы по доставке товара до склада покупателя нельзя считать подтвержденными.

Следовательно, такие затраты нельзя учесть при определении базы по налогу на прибыль.

Более того, контролеры в большинстве своем считают, что без транспортной накладной, оформленной по форме N 1-Т, у покупателя нет оснований для оприходования покупного товара и применения по нему вычета «входного» НДС.

Читайте так же:  Как поступить в вуз на бюджетной основе

На наш взгляд, такая позиция более чем спорна. Действительно, одним из условий, необходимых для вычета НДС, является наличие первичных документов, подтверждающих факт приобретения и оприходования товара(*13).

Однако Налоговый кодекс ничего не говорит о том, какой именно документ должен быть у покупателя МПЗ для того, чтобы их оприходовать. Правила же бухгалтерского учета определяют, что хозяйственные операции, в частности поступление товара на склад покупателя, должны подтверждаться оправдательными документами(*14).

Это могут быть унифицированные формы или же документы, содержащие обязательные реквизиты. И если у покупателя есть комплект документов, подтверждающих реальность совершенных операций (договор, товарная накладная, счет-фактура, приходный ордер, документы складского учета и т. п.

), то у него есть все шансы выиграть спор относительно необходимости оформлять товарно-транспортную накладную. Суд будет принимать решение о понесенных расходах на основании всех представленных документов.

Кроме того, при рассмотрении дела в суде компании может помочь то, что:

  • доказывать отсутствие документального подтверждения произведенных расходов на приобретение товаров придется инспекторам;
  • все противоречия и неясности законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика(*15).

И действительно, при рассмотрении арбитражных дел судьи, как правило, принимают сторону компаний. Последовательность их рассуждений в основном сводится к следующему. Если согласно договору местом передачи товара является место нахождения покупателя и он не участвует в отношениях по перевозке груза, то отсутствие ТТН как оправдательного документа для него не имеет значения. При этом оприходование товара на баланс покупателя подтверждается накладной по форме N ТОРГ-12. Такие выводы судьи делают из анализа 2 основных документов, один из которых регулирует применение (заполнение) форм по учету работ в автомобильном транспорте(*16), а другой — порядок расчета за перевозку грузов этим же видом транспорта(*17).

Как мы видим, арбитражная практика по данному вопросу — в основном на стороне организаций (см. таблицу ниже). Однако тем фирмам, которые не хотят рисковать, все-таки лучше получить товарно-транспортную накладную.

Когда товар доставляет перевозчик

Налоговый кодекс определяет, что те затраты организации, которые относятся к доставке товаров от поставщиков к покупателям автомобильным транспортом, включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией. Конечно, если они соответствующим образом документально оформлены(*18).

Согласно позиции специалистов главного финансового ведомства(*19) и налоговой службы(*20) компания, привлекающая стороннего перевозчика, не может уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму расходов по доставке товаров, если они не подтверждены ТТН. Эту точку зрения поддерживают и арбитражные судьи.

В качестве характерного примера можно привести постановление ФАС Волго-Вятского округа(*21). Несмотря на то что компания представила в суд другие документы, которыми она обосновывала транспортные расходы, доказать факт перевозки она не смогла.

Правда, тут на руку инспекторам сыграло и то обстоятельство, что не все сведения, указанные в документах, были достоверными.

Однако есть примеры и противоположных судебных решений(*22).

Изложенная в них позиция уже была нами рассмотрена: отсутствие товарно-транспортной накладной (при наличии путевых листов и других подтверждающих перевозку документов) не означает, что транспортные расходы организация не может учесть в целях налогообложения прибыли.

Мы, в свою очередь, все же рекомендуем оформлять обе накладные в случае, когда груз доставляет перевозчик. Ведь ТТН утверждена как форма учета работ в автомобильном транспорте и не заменяет первичный документ, принятый для учета операций по реализации товаров по форме N ТОРГ-12. Одной же товарной накладной в данной ситуации, на наш взгляд, также недостаточно.

При самовывозе правомерно оформлять передачу товара накладными по форме N ТОРГ-12

Источник: https://luhterdl.ru/gruzopoluchatel-v-torg-12-pri-samovyvoze/

Как и в каких случаях оформляется товарно транспортная накладная

Оформление ТОРГ 12, транзитные поставки

Транспортировка грузов выполняется повсюду в самых разных объемах. И, конечно, сопровождается весь процесс необходимой документацией.

Независимо от типа используемого транспорта на каждую поездку оформляется товарно-транспортная накладная. Этот документ для контролирующих органов является главным среди прочих.

По этой причине стоит уделить внимание оформлению данной бумаги, что и будет сделано далее.

Общее о ТТН

Товарно-транспортная накладная (ТТН) — документ первичного учета и контроля взаимодействия организаций, необходимый при оформлении доставки и/или проведении расчетов. К составлению ТТН требуется подходить внимательно, так как мелкий недочет может привести к серьезным проблемам и штрафам за ненадлежащее заполнение сопроводительной документации.

Оформляется ТТН по форме 1-Т, стандартный шаблон которой доступен бесплатно на просторах интернета. Форма № 1-Т является унифицированной для доказательства сотрудничества компаний как между собой, так и при использовании посреднических услуг. При заполнении бланка накладной обязательно учитывать важность документа и установленных правил и требований для корректного внесения информации.

Кто оформляет

В зависимости от того, каким способом выполняется доставка товара до получателя, товарно-транспортную накладную имеет право заполнить грузоотправитель, представитель транспортной организации и, конечно, получатель.

Грузоотправитель имеет право на составление ТТН в любом случае. Это утверждено в постановлении Правительства РФ 15.04.2011 № 272. Согласно данному документу, конкретно пункту № 6, отправитель груза имеет право вносить данные в ТТН и оформлять ее для перевозки.

Заполнение учетного документа представителем транспортной компании возможно лишь при перевозке товара через посредника. В таком случае с перевозчиком составляется договор на оказание услуг, который подписывают обе взаимодействующие стороны. Также перевозчик может заполнять и подписывать ТТН только при наличии соответствующего документа, разрешающего данное действие.

Получатель (часто он же и покупатель товара) получает возможность составления товарно-транспортной накладной в случае заключения договора с компанией-перевозчиком. То есть, если наймом транспорта занимается покупатель или получатель, то именно ему и придется заполнять пункты бланка.

Когда оформлять

ТТН составляется в обязательном порядке для подтверждения выполнения обязательств перевозки в трех случаях:

  1. При транзитной перевозке.
  2. Когда доставку выполняет посредник.
  3. Если несколько грузополучателей.

При выполнении доставки некоторые организации решают использовать для транспортировки аналогичных партий товара одну товарно-транспортную накладную.

Это делать категорически запрещено! Подобные махинации также недопустимы при транспортировке груза в несколько мест (когда получатель не один). Это невозможно потому, что при найме перевозчика каждая организация будет проводить расчет на основании предоставленной ТТН.

Если этот документ не оформить по правилам, возникнут проблемы с оплатой услуг, возможно даже судебное разбирательство.

Для того чтобы предотвратить неприятные ситуации, необходимо помнить, что на каждую отдельную партию товара составляется новая ТТН.

Однако, имеется вариант, когда оформлять накладную не обязательно. Это возможно, если осуществляется самовывоз товара покупателем. Для документального подтверждения самостоятельного прибытия покупателя на склад компании-отправителя достаточно оформить накладную по форме ТОРГ-12. Договор о грузоперевозках также можно не заключать в данном случае.

Структура ТТН

Прежде, чем начать внесение сведений в бланк товарно-транспортной накладной по форме 1-Т, необходимо ознакомиться со структурой документа. Чтобы предоставить нужную информацию в требуемых графах, рекомендуется найти и скачать оформленный без ошибок и недочетов образец для заполнения.

Скачать бланк товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т) в формате Excel

Скачать бланк товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т) в формате Word

В 2019 году, в унифицированную форму ТТН не было внесено никаких коррективов, поэтому шаблон прошлого года полностью пригоден для скачивания и заполнения. Для систематизации вписываемых данных учетный документ делят на два раздела. В первом указывается информация о:

  • наименовании груза;
  • габаритах поклажи;
  • качественных характеристиках;
  • компании, отправившей груз;
  • грузополучателе.

Так как указываемая информация касается непосредственно транспортируемого груза и его параметров, то раздел принято называть товарным. На основании сведений из товарной части ТТН отправитель может снять с баланса отправленный товар, а получатель подтвердить его поступление и оприходовать.

Второй раздел главного учетного документа содержит данные:

  • транспорта, на котором планируется транспортировка;
  • характеристики ТС (марка, грузовместимость, гос. номера и т. п.);
  • сведения о компании-перевозчике;
  • информация о водителе ТС;
  • маршруте поездки;
  • временных ограничениях;
  • пунктах доставки;
  • о выполняемом рейсе.

В связи с тем, что большая часть вносимых сведений касается используемого транспортного средства, то раздел называют транспортным. Именно опираясь на информацию из транспортной части документа, определяется общая и штучная (за единицу товара) стоимость транспортировки, а также выполняется расчет между взаимодействующими компаниями.

Порядок оформления

Систематизация данных в учетной документации подчиняется определенным требованиям, которые обязательно учитывать при заполнении ТТН.

Помимо товарной и транспортной частей существует общая информация, необходимая для всех участников перевозки:

  1. В шапке накладной четко прописывается номер документа. Для каждой поставки номер может отличаться, так как зависит он от количества акцептованных документов в документообороте компании, составившей ТТН.
  2. Указывается дата составления документа. Указанное число должно совпадать с датой отгрузки. Составление ТТН заранее запрещается.
  3. Информация о компании, ответственной за отправку груза со склада. Обязательно прописать полное наименование, юридический адрес организации, координаты фактического места расположения точки отгрузки, а также дополнительные контактные сведения.
  4. Данные о получателе груза. Также требуется указывать полное наименование фирмы, адрес юридический, фактический адрес пункта разгрузки (места доставки), контактные сведения (телефон, электронная почта, факс).
  5. Последовательно указывается информация об организации, оказывающей посреднические услуги (перевозку товара). Данные вносят при наличии подобных услуг.
  6. Следующим пунктом общей части является вписывание сведений о компании, которая будет проводить оплату услуг посредника. Указывается наименование организации, юридический адрес, платежные реквизиты.
  7. Обязательным моментом в алгоритме заполнения ТТН является отметка кода ОКПО (Общероссийский Классификатор Предприятий и Организаций) для каждого участника перевозки. Код присваивается при образовании организации и указывается во всей документации.

Общая информация в товарно-транспортной накладной должна быть вписана в соответствии с требованиями и стандартами по заполнению. Если обязательства по выписке накладной взяты впервые, но не удается правильно заполнить тот или иной пункт, лучше обратиться в фирму по оказанию услуг оформления документов.

Когда общие пункты содержат необходимые сведения, самое время приступить к заполнению двух главных разделов ТТН.

Как правильно оформить товарно — транспортную накладную ТТН.

Товарный раздел

Наименование раздела напрямую сообщает, какие сведения должны быть внесены в эту часть учетного документа. Так как всю информацию о перевозимой продукции знает отправитель, именно ему и предстоит заполнять столбцы этого раздела.

Рекомендуется вписывать данные последовательно, не допуская исправлений и не торопясь быстрее закончить. Наиболее пристально стоит отнестись к заполнению столбцов 1 — 4, так как указанные значения должны быть точными и проверенными.

В столбце №1 вписывают номера из внутреннего номенклатурного ряда организации, если такая классификация существует. В отсутствие подобной нумерации указывается порядковый номер загруженного наименования. Каждое наименование вписывается в отдельную строку.

Графы №2 и №3 предназначены для указания значений артикула и других значений, принятых для систематизации товара в компании-отправителе.

В столбец №4 вписываются значения о количестве единиц (штук) загруженного в транспортное средство товара. Для определенного артикула соответствующее количество. Во всех сопроводительных документах числовое значение для каждого вида груза должно совпадать.

Остальные столбцы равнозначны по степени важности, просто их заполнение не требует сильной сосредоточенности. В оставшиеся графы вносится информация о:

  • цене за штуку товара;
  • утвержденном в ассортиментном ряде названии;
  • количественных значениях (кг, литр и т. п.);
  • число предоставленных к перевозке грузовых (паллетных) мест;
  • общая стоимость всей партии;
  • тип используемой упаковки;
  • дополнительная нумерация (если имеется).

Указанные в разделе сведения должны соответствовать аналогичной информации в остальной сопроводительной документации. Количество грузовых мест в обязательном порядке указывается тоннажем, даже если партия одного вида имеет вес несколько килограммов.

При наличии приложений к ТТН (сертификаты на продукцию, сертификаты качества, лицензии и прочее), количество предоставленных документов указывается прописью в соответствующем пункте товарного раздела накладной — дополнительные листы. Далее прописью вписывается следующая информация:

  • сколько всего типов товаров загружено;
  • количество грузовых мест;
  • общая масса всей загруженной продукции;
  • объявленная суммарная стоимость всех типов отправляемого товара.

Другими словами, прописное обозначение всех количественных данных дублирует числовые значения из формы 1-Т.

Пустые строки и столбцы заполняются прочерками, чтобы не было по невнимательности внесено лишнее значение.

Следующей обязательной для заполнения частью после таблицы является проставление подписей и их расшифровок от полномочных лиц. Отправитель груза ставит свою личную подпись только в случае самостоятельной отгрузки товара со склада.

Во всех остальных случаях подпись и расшифровка должны соответствовать данным, предоставленным об уполномоченных к отгрузке и принятию товара лицах. Если перевозкой занимается посредническая организация, то автограф оставляет полномочный представитель.

Отсутствие какой-либо подписи в товарном разделе ТТН затрудняет проведение оплаты и контроль выполнения услуг перевозки.

Транспортный раздел

Наименование раздела указывает на то, что в эту часть товарно-транспортной накладной вносятся сведения о выполнении транспортировки.

Последовательно вписывается информация о:

  • временных рамках доставки;
  • предприятии, осуществляющем транспортировку (наименование, реквизиты, телефон);
  • выбранном для выполнения перемещения товара ТС (марка, гос номер);
  • присвоенных порядковых номерах документа (столбец справа);
  • компании, взявшей на себя роль плательщика (наименование, адрес, банковские реквизиты, контактные данные).

Не теряя последовательности, вписывается информация о лице, которому предстоит управлять выбранным транспортом — ФИО полностью и номер водительского документа. Допустимо вносить фамилию и инициалы. Обязательно указать тип транспортной услуги — коммерческая перевозка.

Следующая часть транспортного раздела должна содержать сведения о точке отправки груза и пункте разгрузки. В случае невозможности принятия ТС к разгрузке разрешено перенаправить автомобиль в другое место, указав адрес в строке переадресовки. Дополнительные данные о наличии прицепа, повреждении пломбы и т. п. Также указываются в соответствующих строках.

В расположенную ниже таблицу вносятся сведения о перевозимом грузе. Все значения должны быть идентичными указанным в товарном разделе. Приходуемый товар по весу не должен отличаться от загруженного в точке загрузки ТС. Сравнить значения массы можно при помощи контрольных весов. Полученный вес вписывается в соответствующую строку.

Если товар доставляется на доверительной основе (такое бывает), то взвешивание в момент приема не проводится. Об этом делается отметка в транспортном разделе.

В этой части ТТН также указываются дополнительные сопроводительные документы для груза — сертификаты качества, лицензии на продажу и пр.

Графы для подписей уполномоченных лиц должны быть заполнены четко с расшифровкой и без исправлений. В большинстве случаев подписи заверяются печатями предприятий.

И конечно, таблица для сведений о всех совершенных погрузках и разгрузках, а именно:

  • кто отправитель;
  • получатель;
  • тип погрузки (наливной, вручную, самосвалом или автоматизированный);
  • дата отправления ТС с грузом;
  • дата прибытия ТС в точку разгрузки;
  • подписи должностных лиц.

Пустые ячейки для информации отмечаются прочерками. Это обезопасит от лишней информации, которую могут вписать из-за невнимательности.

Для представителя перевозчика (обычно это водитель) имеется отдельная таблица. В эту таблицу шофер (экспедитор) вносит сведения о выполненном рейсе: километраж, вынужденный простой ТС, стоимость всей поездки. А также указывает информацию о незапланированных моментах перевозки, полученных штрафах и прочих расхождениях, возникших в течение транспортировки.

Самую последнюю внизу таблицу заполняет уже сотрудник отдела расчетов или бухгалтерии перевозчика. Именно здесь рассчитывается окончательная стоимость совершенной поездки и таксировка. Итоговым шагом является тщательная проверка ТТН на наличие подписей, печатей и достоверности информации. После чего рейс может быть оплачен.

Заключение

Несмотря на то, что вся сопровождающая груз документация важна, без товарно-транспортной накладной могут возникнуть серьезные проблемы.

Информация, которая содержится в ТТН, охватывает как перевозимый товар, так и используемое транспортное средство.

Данный учетный документ необходим для расчетов и контроля выполнения перевозки всем фирмам-участникам, поэтому грамотное заполнение приветствуется всегда.

Источник: https://gruz0perevozki.ru/kak-oformlyaetsya-tovarno-transportnaya-nakladnaya.html

Оформляем документы при транзитной доставке товара

Оформление ТОРГ 12, транзитные поставки

В сделке оптовой купли-продажи участвуют три стороны: поставщик, оптовик и конечный покупатель. Сама купля-продажа проходит в два этапа.

На первом этапе оптовик приобретает товар у поставщика, то есть право собственности переходит от поставщика к оптовику. На втором этапе оптовик продает товар покупателю, и право собственности переходит от оптовика к покупателю.

По сути два этапа – это две самостоятельные сделки, и на каждую нужно оформить свой комплект документов.

При этом нередко случается, что все участники находятся в разных городах или даже в разных регионах. Тогда товар чаще всего доставляется транзитом от поставщика к конечному покупателю, минуя склад оптовика. Соответственно, транспортировка оформляется единым документом.

В итоге получается, что операций по купле-продаже две, а операция по доставке одна. В связи с этим бухгалтеры часто путаются, как правильно заполнить «первичку» по транзитным операциям. Рассмотрим в отдельности каждый документ.

Накладная по форме ТОРГ-12

Таких накладных две: по одной поставщик реализует товар оптовику, по второй оптовик реализует товар конечному покупателю.

К сожалению, форма ТОРГ-12 (утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132) не предназначена для транзитных поставок. Поэтому нет единого мнения относительно того, как правильно заполнять ее в описанной ситуации. Мы предлагаем вариант, который не противоречит нормативам, и к тому же является наиболее удобным с точки зрения практического применения.

Поставщик реализует товар оптовику

Накладную ТОРГ-12 выписывает поставщик. Свое название, адрес и прочие реквизиты он помещает в строку «Поставщик». Адрес и реквизиты оптовика указывает в строке «Плательщик».

Кто будет значиться в троке «Грузоотправитель», зависит от условий договора между поставщиком и оптовиком. Если по условиям договора право собственности на товар в момент отправки не перешло к оптовику, то в качестве грузоотправителя поставщик указывает себя. Если с момента отправки владельцем груза стал оптовик, то грузоотправителем должен числиться оптовик.

В строке «Грузополучатель», по нашему мнению, должны стоять наименование и реквизиты оптовика. На первый взгляд это кажется не логичным, ведь пункт разгрузки товара – склад конечного покупателя, а не оптовика. Но поскольку конечный покупатель не является стороной сделки между поставщиком и оптовиком, его не нужно упоминать и в накладной ТОРГ-12.

В строке «Основание» следует отразить номер и дату договора, заключенного между поставщиком и оптовиком.

Оптовик реализует товар конечному покупателю

Накладную ТОРГ-12 выписывает оптовик. Свое наименование, адрес и реквизиты он указывает в строке «Поставщик», а название и реквизиты конечного покупателя – в строке «Плательщик».

В строке «Грузоотправитель» надо отразить сведения об оптовике, а в строке «Грузополучатель» – о конечном покупателе.

В строку «Основание» нужно занести дату и номер договора, подписанного оптовиком и конечным покупателем.

Альтернативный вариант заполнения накладной ТОРГ-12

Существует мнение, что в накладной, выписанной при реализации поставщиком оптовику, и в накладной, выставленной оптовиком конечному покупателю, сведения о грузоотправителе и грузополучателе должны совпадать. В обоих документах в качестве грузоотправителя нужно указать поставщика, а в качестве грузополучателя – конечного покупателя.

В полях «Отпуск груза разрешил» и «Отпуск груза произвел» в обеих накладных должны стоять отметки поставщика, а в графе «Груз получил грузополучатель» – отметка конечного покупателя.

Подобный способ вполне допустим, к тому же его одобряют некоторые суды (см, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.06.11 № А44-4370/2010). Однако на практике он вызывает сложности.

Во-первых, конечному покупателю приходится дважды ставить отметки о получении одного и того же груза, и он зачастую отказывается это делать. Во-вторых, конечный покупатель видит накладную, выписанную поставщиком на имя оптовика, и, как следствие, знает оптовые цены.

По понятным причинам такой вариант для оптовика неприемлем.

Товарно-транспортная накладная

Наибольшее количество проблем при транзитных поставках возникает из-за транспортных документов. Так как одним из самых распространенных способов перевозки является доставка автотранспортом, рассмотрим подробно, как оформляется «первичка» для этого варианта.

При автоперевозках необходимо составить товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т (утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78). К сожалению, данный бланк тоже слабо приспособлен к нюансам транзитных операций.

Если оформлять 1-Т по всем правилам, то строки заполняются следующим образом.

В строке «Плательщик» числится оптовик. Кого поставить в строку «Грузоотправитель», зависит от момента перехода права собственности. Если в момент отправки товара его собственником стал оптовик, то он и будет указан в данной строке. Если после отправки владельцем остался поставщик, то в строке «Грузоотправитель» будет значиться поставщик.

Заполнение строки «Грузополучатель» зависит от того, кто фактически принимает товар на складе конечного покупателя. Если этим занимается сам покупатель, то указать нужно именно его. Если же разгрузку производит представитель оптовика, то в качестве грузополучателя следует указать название, адрес и телефон оптовика.

В любом случае в поле «Пункт погрузки» должен стоять адрес поставщика, а в поле «Пункт разгрузки» – адрес конечного покупателя.

Однако многие оптовики отказываются от подобного способа оформления ТТН. Основная причина в том, что данный способ позволяет конечному покупателю ознакомиться с оптовыми ценами и без труда рассчитать, какую прибыль получил оптовик.

В жизни, как правило, практикуются два альтернативных варианта оформления 1-Т. Сразу оговоримся, что ни один из них нельзя назвать абсолютно законным и безопасным.

Первый вариант: перевыставить 1-Т

Суть в том, чтобы вместо одной товарно-транспортной накладной оформить две. Первую составляет поставщик и указывает в ней оптовые цены. Вторую заполняет оптовик, но вместо оптовых цен указывает отпускные. При этом сведения о пунктах погрузки и разгрузки, а также номере машины, оптовик переписывает из первой ТТН.

Затем в задачу поставщика входит сделать так, чтобы конечный покупатель получил не первую, а вторую накладную. Как правило, представитель компании-поставщика встречает машину и меняет документы.

У данного метода есть существенный недостаток. Если сотрудники ИФНС проведут встречную проверку, то от поставщика они получат первый вариант товарно-транспортной накладной, а конечный покупатель предъявит им другой вариант того же документа. Скорее всего, инспекторы сочтут это признаками налоговой схемы и не подтвердят расходы и вычеты НДС.

Второй вариант: не указывать цены

Некоторые оптовики договариваются с поставщиками, и в товарной части ТТН указывают только наименование и количество товара. При этом графы, предназначенные для цены и суммы, оставляют пустыми.

Такой вариант представляется нам менее рискованным, поскольку, в отличие от способа с заменой ТТН, не наводит на мысли о необоснованной налоговой выгоде. Однако и здесь есть свои недостатки, а именно отсутствие в первичном документе денежного измерителя хозяйственной операции. Вполне вероятно, что налоговики при проверке не оставят это без внимания и аннулируют расходы на доставку.

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/comments/2012/3/5814

Ответы адвоката
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: