Может ли перевозчик нанимать других перевозчиков?

Содержание
  1. Услуги иностранных перевозчиков и экспедиторов: когда российский клиент становится налоговым агентом, Комментарий, разъяснение, статья от 04 декабря 2009 года
  2. Договоры международной перевозки и транспортной экспедиции: в чемразница?
  3. Налогообложение доходов иностранной компании по договорумеждународной перевозки
  4. Иностранный перевозчик ведет деятельность в РФ через постоянноепредставительство
  5. Транспортно-экспедиторская деятельность: НДС-вопросы и не только. Бух
  6. Экспедитор привлекает другого экспедитора
  7. Простой в международной перевозке
  8. 12 советов, как выбрать транспортную компанию и не попасть на деньги!
  9. Совет №1. Заключите договор
  10. Совет №2. Читайте отзывы
  11. Совет №3. Помните об уставных документах
  12. Совет №4. Зайдите на сайт экспедитора
  13. Совет №5. Обратите внимание на телефонный номер
  14. Совет №6. Узнайте, как давно работает компания
  15. Совет №7. Используйте государственные службы
  16. Совет №8. Определите вид транспорта, который Вам подадут
  17. Совет №9. Проводите мониторинг цен на рынке
  18. Совет №10. Узнайте, как обеспечена безопасность
  19. Совет №11. Всегда читайте договор
  20. Совет №12. Уточните, чем подтверждается разгрузка
  21. : Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»
  22. Экспедитор или перевозчик – в чем отличие и кого предпочесть?
  23. Кто такой экспедитор?
  24. Чем экспедитор отличается от перевозчика?
  25. Экспедитор или перевозчик?
  26. Ответственность транспортной компании за груз
  27. Законодательство
  28. Когда транспортная компания не несет ответственность за груз?
  29. Освобождается ли перевозчик от ответственности в результате ДТП?
  30. Практика
  31. Как транспортная компания возмещает ущерб?

Услуги иностранных перевозчиков и экспедиторов: когда российский клиент становится налоговым агентом, Комментарий, разъяснение, статья от 04 декабря 2009 года

Может ли перевозчик нанимать других перевозчиков?

Российский налоговыйкурьер, N 23, 2009 год Рубрика: Налоговое администрированиеПодрубрика: Налог на прибыльЗдоровенко А.О.,эксперт журнала “Российский налоговый курьер”

Организации, занимающиесяоптовой торговлей, постоянно пользуются услугами специализированныхкомпаний-перевозчиков. А если товар поставляется в рамкахэкспортно-импортных операций, то в этом случае бывает выгоднеезаключить договор с иностранной компанией, которая обеспечитперевозку и экспедирование груза с территории иностранногогосударства в Россию (вывоз груза из России)

Всоответствии с Гражданским кодексомв целях доставки товаров могут заключаться два вида договоров -договор перевозки груза или договор транспортной экспедиции.Порядок налогообложения доходов иностранной компании в России впервую очередь зависит от вида осуществляемой деятельности (от видаоказываемых услуг). Поэтому в договоре, заключенном российскойорганизацией с иностранным партнером, необходимо четко оговорить,какие именно услуги она обязана оказывать – непосредственноперевезти товар из одного пункта в другой или организоватьперевозку (то есть нанять перевозчика, обеспечить отправку иполучение груза и др.). Это необходимо, чтобы определить, возникаюту российской организации обязанности налогового агента при выплатедохода иностранной компании или нет.

Договоры международной перевозки и транспортной экспедиции: в чемразница?

Всоответствии с пунктом1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчикобязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пунктназначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу(получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку грузаустановленную плату.

Общие условияосуществления перевозки определяются правилами перевозки грузовразличными видами транспорта, принятыми на основании транспортныхуставов и кодексов.

Так, например, в соответствии с пунктом 5статьи 4 Устава автомобильного транспорта и городского наземногоэлектрического транспорта* международная перевозка – это вывозгрузов за пределы территории России (ввоз грузов на территорию РФ)с пересечением государственной границы Российской Федерации.

Перевозку груза в международном сообщении автомобильным транспортомможет осуществлять перевозчик – юридическое лицо или индивидуальныйпредприниматель, принявшие на себя обязательства по договорумеждународной перевозки.

________________

*Введен в действие Федеральным закономот 08.11.2007 N 259-ФЗ.

Перевозкипассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом вмеждународном сообщении регулируются международными договорамиРоссийской Федерации

Кмеждународным воздушным перевозкам относятся воздушные перевозки,при которых пункт отправления и пункт назначения расположены натерриториях двух государств или на территории одного государства,но при этом предусмотрен пункт (пункты) посадки на территориидругого государства (п.2ст.101 Воздушного кодекса).

При этом перевозчиком может бытьгражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на правесобственности, условиях аренды или ином законном основании ииспользующие указанное воздушное судно для полетов. У перевозчикадолжна быть лицензия на право осуществления воздушной перевозкигрузов, а также сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Итак, международнымиявляются перевозки, осуществляемые между пунктами, находящимися вразных государствах, при условии, что один из пунктов находится натерритории РФ. Аналогичная норма приведена в пункте4.7 части II Методических рекомендаций по налогообложению прибылииностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.

03.2003 NБГ-3-23/150.

Вотличие от договора перевозки по договору транспортной экспедицииодна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счетдругой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя)выполнить или организовать выполнение определенных договоромэкспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п.

1ст.801 ГК РФ). То есть по данному договору экспедитор лишьорганизует перевозку груза: заключает от своего имени или имениклиента договор перевозки по определенному маршруту, обеспечиваетпогрузку (выгрузку) товаров, а также выполняет иные услуги,связанные с перевозкой, предусмотренные этим договором.

Налогообложение доходов иностранной компании по договорумеждународной перевозки

Всоответствии с абзацем 2 подпункта8 пункта 1 статьи 309 НК РФ под международными перевозкамипонимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном,автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, заисключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительномежду пунктами, находящимися за пределами России.

Правила налогообложениядоходов иностранной компании, получаемых от международныхперевозок, зависят от порядка осуществления ею деятельности вРФ.

Иностранный перевозчик ведет деятельность в РФ через постоянноепредставительство

Иностранная компанияпризнается плательщиком налога на прибыль, если она осуществляетдеятельность в России через постоянное представительство и (или)получает доходы от источников в РФ.

Постояннымпредставительством иностранной организации в Российской Федерацииможет быть филиал, представительство, отделение, бюро, контора,агентство, любое другое обособленное подразделение или иное местодеятельности, через которое регулярно осуществляетсяпредпринимательская деятельность на территории РФ (п.2ст.306 НК РФ).

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902219013

Транспортно-экспедиторская деятельность: НДС-вопросы и не только. Бух

Может ли перевозчик нанимать других перевозчиков?

Предприятие осуществляет перевозки грузов как собственным транспортом, так и c привлечением сторонних перевозчиков.

С заказчиком заключен договор перевозки грузов, а не на транспортно-экспедиторские услуги. Но перевозку фактически осуществил другой перевозчик.

В таком случае мы считаемся перевозчиками или экспедиторами? Можно ли в этом случае налоговую накладную выписать как на услуги перевозки?

Поскольку вы с заказчиком заключили договор перевозки груза и приняли на себя обязательства доставить груз, а не организовать его доставку, то именно услуги перевозки и должен получить заказчик.

Но вправе ли перевозчик по договору перевозки груза перепоручить перевозку другому перевозчику? У такой версии есть свои сторонники. Аргументы: в ст.

909 ГКУ не сказано, что по договору перевозки груза перевозчик должен осуществить перевозку лично; согласно ст.

528 ГКУ исполнение обязанности может быть возложено должником на другое лицо, если из условий договора, требований настоящего Кодекса, других актов гражданского законодательства или сути обязательства не следует обязанность должника выполнить обязательство лично.

Хотя, считаем, правильнее в данном случае было бы по аналогии «двигаться в фарватере» ст.

902 ГКУ, где сказано, что только в случаях, установленных договором (!), исполнитель имеет право возложить исполнение договора о предоставлении услуг на другое лицо, оставаясь ответственным в полном объеме перед заказчиком за исполнение договора.

Но! Вариант «перепоручения» перевозки другому перевозчику может иметь не совсем хорошие последствия уже для налогового учета.

Ведь в транспортной документации, которая будет подтверждать факт перевозки (в ТТН или в CMR), будут указаны данные фактического перевозчика, осуществлявшего перевозку (в том числе и данные его транспортных средств). Поэтому будет сразу видно из транспортной документации, кто реально осуществил перевозку. В таком случае:

— во-первых, под угрозой может оказаться налоговый кредит вашего заказчика (ведь фактически услугу он получил от третьего лица, но оплату ему не осуществлял). В перевозочных документах указан один перевозчик, а оплату за услуги перевозки получает другой. Налоговики могут не согласиться с тем, что здесь работает посреднический п. 189.4 НКУ*;

— во-вторых, налоговики могут заинтересоваться вообще реальностью операции.

Поэтому, на наш взгляд, в такой ситуации предпочтительнее:

— либо заключить со вторым (привлекаемым вами) перевозчиком договор аренды транспортного средства с экипажем (ст. 805 ГКУ). В таком случае фактическим перевозчиком будете именно вы (вы будете указаны как перевозчик и в товарно-транспортной документации) — и такая операция «более чистая» как с юридической, так и с учетной точки зрения;

— либо заключить с заказчиком договор транспортного экспедирования.

Экспедитор привлекает другого экспедитора

Компания-резидент заказала транспортно-экспедиторские услуги у компании-нерезидента. Экспедитор-нерезидент в свою очередь обращается к нам (экспедитору-резиденту) для выполнения заказа. Наше экспедиторское вознаграждение в этом случае облагается НДС или нет?

Если экспедитор-нерезидент заключает с вами договор на транспортно-экспедиторские услуги от своего имени (а не от имени заказчика), то именно он и будет выступать заказчиком транспортно-экспедиторских услуг в данном случае.

Место поставки транспортно-экспедиторских услуг согласно п.п. «ж» п. 186.3 НКУ определятся по месту регистрации заказчика. Поскольку заказчик — нерезидент, то место поставки будет находиться за пределами таможенной территории Украины, т. е.

такие услуги будут необъектными (без НДС).

Обратите внимание! Под «необъект» попадает именно экспедиторское вознаграждение (ваш доход — как плата за организацию перевозки).

А вот в отношении всех остальных услуг, предоставляемых (перевыставляемых) заказчику-нерезиденту (услуги перевозки, погрузки-разгрузки и прочие услуги), применяем правила налогообложения, установленные для таких услуг.

Вид услугПункт НКУМесто поставки определяетсяНДС с услуг
Перевозкивнутренние (по Украине)п. 186.4по месту регистрации поставщика (перевозчика)— облагаются по ставке 20 %, если перевозчик —резидент*
не облагаются, если перевозчик — нерезидент
международныепп. 195.1.3 и 195.1.2— облагаются по ставке 0 %, если перевозчик — резидент*
не облагаются, если перевозчик — нерезидент
транзитныеп. 197.8— освобождаются (НДСльгота), если перевозчик — резидент*
* Если перевозчик — резидент — неплательщик НДС, то стоимость предоставленных им услуг перевозки не увеличивает базу обложения НДС у экспедитора при предоставлении услуг заказчику (т. е. НН заказчику на эту сумму не выписывается). Причем независимо от того, это внутренние, международные или же транзитные перевозки (вопросы 1 и 10 ОНК, утвержденной приказом ГНСУ от 06.07.2012 г. № 610).
Транспортно-вспомогательные услуги и услуги, связанные с перевозкойпп. «а» и «в» п.п. 186.2.1по месту фактической поставкиоблагаются по ставке 20 %, если фактически предоставлены на территории Украины**
не облагаются, если фактически предоставлены за границей
** Если услуги, которые являются вспомогательными в транспортной деятельности, предоставляются неплательщиком НДС, то стоимость таких услуг не увеличивает базу обложения НДС у экспедитора (письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 05.04.2018 г. № 1383/ІПК/26-15-12-01-18).
Транспортно-экспедиторские услуги***п.п. «ж» п. 186.3по месту регистрации получателя (заказчика экспедиторских услуг)облагаются по ставке 20 %, если предоставляются заказчику-резиденту
не облагаются, если предоставляются заказчику-нерезиденту
*** Вознаграждение экспедитору при транзитных перевозках льготируется по п. 197.8 НКУ (вопрос 12 ОНК № 610).

Нужно ли выписывать налоговую накладную на транспортно-экспедиторские услуги (экспедиторское вознаграждение), предоставленные нерезиденту?

Нет, не нужно. Как мы выяснили в предыдущем вопросе, в этом случае операция считается необъектной (ведь место поставки транспортно-экспедиторских услуг определяется по месту регистрации заказчика и находится за пределами Украины). А на необъектные операции налоговая накладная не составляется.

Что касается НДС-декларации, то в декларации показываем предоставление этих услуг в строке 5 и приложении Д6.

Мы — компания — экспедитор-резидент для выполнения услуг по договору транспортного экспедирования нанимаем другого экспедитора. Как в этом случае облагать такие операции НДС?

Статья 932 ГКУ определяет право экспедитора привлекать к выполнению своих обязанностей других лиц.

Но вправе ли экспедитор для выполнения договора экспедирования заключать договор с другим экспедитором? В принципе, ни Закон о ТЭД**, ни ГКУ не запрещают экспедитору привлечь к выполнению договора транспортного экспедирования другого экспедитора (если прямой запрет на это не установлен договором). Это означает и то, что, по большому счету, вы можете перевыставить своему заказчику не только услуги перевозки и прочие услуги, связанные с перевозкой, но и экспедиторское вознаграждение.

Либо (более реальный вариант) — вы можете перевыставить только «покупные» услуги, а экспедиторское вознаграждение включить в свои расходы и выставить заказчику одну сумму экспедиторского вознаграждения.

При этом варианте, если предоставляете услугу нерезиденту , а экспедитор, привлеченный вами, — плательщик НДС, то отраженный налоговый кредит со стоимости экспедиторского вознаграждения, уплаченного привлеченному экспедитору, придется «компенсировать» начислением налоговых обязательств по п. 198.5 НКУ.

Организуем перевозку груза из Германии в Украину. Причем груз будет доставляться последовательно двумя перевозчиками (с перегрузкой). Можно ли такую перевозку считать международной?

Здесь нужно руководствоваться тем, что согласно п.п. 195.1.3 НКУ для целей НДС международной перевозкой признается та перевозка, которая оформлена единым международным перевозочным документом (к примеру, при перевозке автотранспортом это будет СМR).

Под международную перевозку попадет тот маршрут, который указан с CMR.

Если в CMR будет указан весь маршрут перевозки: от места, с которого начинает вести груз самый первый перевозчик, до места, в котором завершает перевозку самый последний перевозчик, то тогда это будет считаться международной перевозкой. Все, что не охвачено CMR (или другим единым международным перевозочным документом), международной перевозкой признаваться не будет.

Простой в международной перевозке

Если при международной перевозке (НДС — 0 %) был простой. Как облагать НДС сумму, полученную как компенсацию простоя?

На практике, как правило, стороны оговаривают в договоре:

— нормативные сроки простоя. Плата за нормативный простой транспорта, если таковая взимается отдельно, штрафной санкцией не считается. А значит, должна рассматриваться как часть услуги перевозки. Поскольку международная перевозка облагается по ставке НДС 0 %, то и плата за такой простой тоже будет облагаться по ставке 0 %;

— сверхнормативный простой. Это, как правило, штрафная санкция, и она на основании п. 188.1 НКУ не подпадает под обложение НДС.

При этом, чтобы не иметь лишних вопросов от налоговиков, лучше в договоре называть такой сверхнормативный простой штрафом.

Обязательно ли в договоре на транспортно-экспедиторские услуги выделять сумму экспедиторского вознаграждения?

В договоре конкретную сумму экспедиторского вознаграждения можно не указывать.

Например, можно прописать, что размер экспедиторского вознаграждения определяется как разница между фактически понесенными экспедиторами расходами и стоимостью услуг, определенной в договоре.

Интересны в этом вопросе выводы Одесского окружного админсуда от 16.12.2016 г. № 815/5739/16.

Так вот, суд отмечал, что Закон о ТЭД не содержит требования о четком распределении в цене договора между платой экспедитору и его расходами, а вместо этого указывает, что расходы экспедитора определяются на основании документов, выданных субъектами хозяйствования, которые привлекались к выполнению договора транспортного экспедирования.

Поэтому в договоре конкретную сумму экспедиторского вознаграждения можно не указывать, но ее придется указать в первичке (Отчете экспедитора/акте предоставленных транспортно-экспедиторских услуг).

Источник: https://i.Factor.ua/journals/buh911/2018/october/issue-44/article-40104.html

12 советов, как выбрать транспортную компанию и не попасть на деньги!

Может ли перевозчик нанимать других перевозчиков?

Множество компаний организует грузоперевозки по России. Выбрать среди них ответственного и надежного поставщика логистических услуг – задача не из легких. Подбор транспортной компании, которая обеспечит Вашему бизнесу идеальную логистику, требует времени, терпения и знания рынка перевозок.

Как подобрать качественного экспедитора-перевозчика? Как быть уверенным в том, что Вы заключаете договор с проверенной в деле и стабильно работающей организацией? Как проверить историю работы потенциального партнера?

Мы расскажем Вам об основных способах, как выбрать профессиональную транспортную компанию!

Совет №1. Заключите договор

Разумеется, если речь идет о постоянных перевозках ценных товаров – заключать договор имеет смысл только с официально зарегистрированным перевозчиком.

Привлекать “шабашников с улицы” очень рискованно. Официально же работающая компания по умолчанию имеет гораздо больше возможностей выполнить заказ Клиента.

И даже при каких-то спорных ситуаций гораздо легче их разрешать, оставаясь в юридическом поле.

Совет №2. Читайте отзывы

Изучите размещенные в Интернете отзывы о компании. Имеет смысл ознакомиться с отзывами как на сайте ТЭК, так и на общедоступных ресурсах. Можно также запросить у перевозчика официальные рекомендации, после чего лично созвониться с указанными в них фирмами и уточнить их мнение о компании.

Совет №3. Помните об уставных документах

Запросите перед заключением договора копии всех уставных документов организации. Если планируется долговременное сотрудничество и/или перевозки ценных грузов – имеет смысл даже затребовать нотариально заверенные копии с оригиналами подписей и печати.

Совет №4. Зайдите на сайт экспедитора

Убедитесь, есть ли у компании свой сайт. Посетите его и ознакомьтесь с содержимым.

Одностраничные сайты с минимумом информации, а также веб-страницы или почтовые ящики, размещенные на бесплатных хостингах и серверах – признак неопытного или испытывающего финансовые трудности перевозчика.

Надежные фирмы, как правило, имеют свой подробный веб-ресурс. Желательно, чтобы на нем присутствовали работающие формы онлайн-заказа, обратной связи с сотрудниками, и реквизиты компании, совпадающие с официальными.

Совет №5. Обратите внимание на телефонный номер

Обратите внимание на телефон компании. Если в контактах указан единственный мобильный – это еще один признак ненадежного поставщика. Профессиональные компании обычно дают стационарный телефон офиса (зарегистрированный по их официальному адресу) и мобильные номера отвечающих за работу с Клиентом сотрудников.

Совет №6. Узнайте, как давно работает компания

Выясните, сколько лет фирма ведет работу на рынке. Компании-новички, с одной стороны, стремятся привлечь Заказчиков низкими расценками и лояльностью. Но качество их работы может оказаться под вопросом.

Если же фирма удерживается на рынке десятки лет – она, безусловно, опытный профессионал. Но цены на услуги могут быть куда выше рыночных. Да и отношение к Вам, как к одному из сотен Заказчиков будет отличаться.

Поэтому здесь важно найти определенный оптимум.

Совет №7. Используйте государственные службы

Посетите сайт Федеральной налоговой службы и введите ИНН потенциального партнера в поле поиска. Вы получите краткие сведения о нем из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Естественно, если компания или предприниматель не внесены в единый государственный реестр – это очень подозрительно.

Помимо сведений из ЕГРЮЛ, сервисы ФНС могут дать Вам полезную информацию о руководителях перевозчика, включая краткую историю их бизнес-деятельности.

Полезными могут оказаться и такие государственные службы, как Единая информационная служба в сфере закупок или Росстат – они также предоставляют открытую информацию о юридических лицах.

Совет №8. Определите вид транспорта, который Вам подадут

Уточните, какие машины компания планирует задействовать для перевозки Вашего ассортимента грузов. Опытный логист знает, что в зависимости от характера груза меняются и требования к транспорту.

Заранее согласуйте с перевозчиком тип и количество планируемых к перевозкам грузов. Если же логист транспортной компании задал эти вопросы первым – это повод мысленно поставить фирме большой плюс.

Совет №9. Проводите мониторинг цен на рынке

Разумеется, стоит поинтересоваться расценками на перевозки. Чрезмерно заниженная или завышенная цена внушает подозрения. “Промониторьте” рынок, собрав коммерческие предложения от трех-пяти компаний, и ориентируйтесь на среднюю цифру.

Совет №10. Узнайте, как обеспечена безопасность

Поинтересуйтесь мерами обеспечения безопасности, которые введены в компании. Как организована проверка водительского персонала? Ведется ли отслеживание транспорта с ценными грузами? Предлагает ли экспедитор услуги страхования? Принят ли официальный регламент по соблюдению мер безопасности?

Совет №11. Всегда читайте договор

Ознакомьтесь с формой договора транспортной экспедиции. Если речь идет о перевозках на небольшое расстояние – допустима работа по одноразовым заявкам на перевозку или заказ-нарядам.

А вот стабильная работа и рейсы на большие расстояния подразумевают заключение постоянного договора с прописанной обоюдной ответственностью сторон.

Если договор подписан менеджером – стоит запросить доверенность, выданную ему на право росписи.

Совет №12. Уточните, чем подтверждается разгрузка

Согласуйте перечень документов, которые готов предоставить перевозчик в подтверждение исполнения заказа.

Традиционно – это заверенная Грузоотправителем и Грузополучателем товарно-транспортная или транспортная накладная с росписями и печатями, либо с росписями и заверенными печатью доверенностями на получение ТМЦ.

Общепринятый порядок – это предоставление ее скана по электронной почте и отправка оригинала почтой или курьером. Если в Вашей компании предусмотрены дополнительные бланки сопроводительных документов и актов – обязательно согласуйте их список с логистической компанией!

Пользуясь нашими советами, Вы можете выбрать надежного поставщика логистических услуг. Но есть только один главный совет, который мы можем дать. Выбирайте профессиональные транспортные компании и работайте с доказавшими свою добросовестность опытными перевозчиками!

С уважением, Ваш партнер в грузоперевозках – компания «Новый уровень».

: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»

Поиск запроса “как выбрать транспортную компанию” по информационным материалам

Поиск запроса “как выбрать транспортную компанию” по форуму

Источник: https://perevozka24.ru/pages/12-sovetov-kak-vybrat-transportnoy-kompaniyu-i-ne-popast-na-dengi

Экспедитор или перевозчик – в чем отличие и кого предпочесть?

Может ли перевозчик нанимать других перевозчиков?

Если вы впервые нуждаетесь в перевозках, и речь идет о товаре, а не о личной посылке, вам будет непросто выбрать транспортную компанию.

Под «транспортной» понимают все компании, так или иначе связанные с перевозкой: от курьерской службы до ОАО «РЖД». И дело не только в способах доставки, которые вам предлагают, но и в спектре услуг.

«Аэрофлотом» не перевезти три тонны щебня по железной дороге, а «РЖД» ничем не поможет с доставкой за океан.

В транспортной сфере существуют два понятия: «перевозчик» и «экспедитор». Перевозчик занимается только доставкой, экспедитор — организацией этой доставки.

Кто такой экспедитор?

Представьте себе ситуацию. Вы закупили в Китае 100 мопедов и хотите торговать ими под Москвой.

Вы можете приехать лично в Китай, найти судно, перевезти на нем мопеды до Владивостока (предварительно наняв грузовики для доставки в порт), а там, договорившись с РЖД, погрузить их на ж/д платформу и отправить к Москве.

Еще вам придется нанять несколько машин, чтобы перевезти товар из порта к станции, а затем, по прибытии, от станции — к складу. Итого вам придется найти пятерых перевозчиков: трех — работающих на грузовых автомобилях, одного — с поездами, одного — с морским судном.

Все это долго, трудно, да и не всегда возможно (крупные перевозчики редко идут на контакт с частниками).

Вам придется искать лучшую компанию, договариваться, согласовывать условия, заботится о мелочах: хранении товара, его растаможке, погрузке-разгрузке.

И если случай разрушит вашу схему, вы потратите намного больше времени и сил, чтобы все решить. Речь не столько о форс-мажорах, сколько о ошибке в документах, потерянном чеке и тому подобных мелочах.

Экспедиторы работают, чтобы решить все проблемы клиента с перевозкой. Вы находите компанию, говорите, откуда и куда, что и когда нужно перевезти, оплачиваете услуги и подписываете договор. В указанное время вы получаете товар.

Экспедитор организует доставку, берет на себя промежуточные этапы транспортировки, разгрузку и погрузку, хранение и охрану груза. Он оперативно переоформляет документы (не без вашей помощи) и находит другой транспорт, если с первым возникли проблемы.

По сути, это организатор доставки, посредник, который берет комиссию, но решает все вопросы за клиента.

Чем экспедитор отличается от перевозчика?

Экспедитор — организатор доставки. Перевозчик — исполнитель. Экспедиторская компания может иметь один офис и сайт. Этого достаточно, чтобы согласовать все нюансы доставки и организовать транспортировку.

Перевозчик имеет автопарк, содержит железнодорожные составы, владеет суднами или самолетами. Многие перевозчики — это крупные компании, которые работают только с юридическими лицами и оптовыми партиями.

Из мелких — только те, что занимаются автомобильными перевозками.

Перевозчик не занимается мультимодальной доставкой: как правило, в его распоряжении только один тип транспорта и несколько направлений, по которым курсируют автомобили, суда или поезда.

С юридической стороны деятельность перевозчиков регламентируют разные законы: все зависит от типа транспорта. Свои правила и требования существуют для морской, воздушной, железнодорожной и автомобильной перевозки.

С экспедитором ситуация чуть проще. Все экспедиторы руководствуются ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Соответственно, их работа понятнее и прозрачнее для клиента: ему не нужно изучать много законов, кодексов и подзаконных актов, чтобы организовать поездку без проблем для себя.

Экспедитор или перевозчик?

Универсальных ответов нет. Экспедиторы, которые часто упрощают доставку для владельца груза, в некоторых случаях становятся препятствием и только усложняют дело. С другой стороны, самостоятельная организация без опыта и навыков для частника становится неразрешимой задачей.

Выбирая между перевозчиком и экспедитором, учитывайте сложность своей ситуации и тип груза. В частности:

  • Если вам нужно доставить груз на небольшое расстояние, лучше перевозчик. Просто наймите машину — она доедет до пункта назначения без перегрузки.
  • Если речь идет о дальней международной (или межрегиональной) транспортировке, обратитесь к экспедитору. Он поможет подобрать лучшую схему доставки и лучший маршрут.
  • Если между пунктом назначения и отправления идет большой и интенсивный грузопоток, а у вас есть свободное время, можете рискнуть и выбрать перевозчика. Вполне возможно, что груз доставят не к вашему складу, а один из логистических центров, откуда его придется забрать самостоятельно. Тем не менее, вы сэкономите деньги.
  • Если вы доставляете грузы из Китая, США, Японии и других стран, удаленных от европейской части России, идеальный вариант — экспедитор. Он организует мультимодальную доставку.
  • Если вы перевозите опасные, хрупкие, крупногабаритные, ценные грузы, лучше обратиться к экспедитору. Он быстрее найдет машину.

Как видите, однозначного решения не существует. Вы можете почитать о доставке по интересующему вас направлению, поискать компании и сделать выбор.

Источник: https://www.wtransports.com/ekspeditor-ili-perevozghik-v-chem-otlichie-i-kogo-predpochest/

Ответственность транспортной компании за груз

Может ли перевозчик нанимать других перевозчиков?

Даже если вы грамотно выбрали транспортную компанию, от несчастных случаев никто не застрахован. В процессе перевозки груз может получить повреждения, а серьезное ДТП может его вообще уничтожить.

В большинстве случаев перевозчик несет полную ответственность за целостность и сохранность груза. Впрочем, возможны спорные ситуации, и если дело доходит до суда, разбирательства могут закончиться не в пользу заказчика.

В этой статье мы рассмотрим, какова ответственность транспортной компании за груз и как поступать в спорных случаях.

Законодательство

Основной документ, в котором заказчик и перевозчик оговаривают зоны ответственности, – договор перевозки. Взаимоотношения между сторонами регулируются в Гражданском кодексе РФ – точнее, в главе 40 («Перевозка»).

Стоит отметить: как нередко случается в российском законодательстве, ГК дает лишь очень общее представление об ответственности транспортной компании за груз. Положения кодекса применяются ко всем перевозкам, в том числе пассажирским.

Согласно кодексу, перевозчик принимает ответственность за сохранность после того, как фактически получил груз от заказчика. Ответственность транспортной компании за груз распространяется на весь период перевозки – то есть до момента, когда грузополучатель принимает товар.

Еще один важный момент: презумпция невиновности в спорах между поставщиками и перевозчиками не работает. Напротив, чтобы избавиться от ответственности за груз, транспортная компания должна доказать, что груз получил повреждения или прибыл заказчику не полностью в силу обстоятельств, которые она не могла предусмотреть и предотвратить.

Когда транспортная компания не несет ответственность за груз?

Есть несколько причин, по которым ответственность компании за груз снимается. Чаще всего это:

  • обстоятельства, зависящие от грузоотправителя или грузополучателя;
  • недостатки или повреждения упаковки или тары, которые участники перевозки не заметили при первичном осмотре груза;
  • особенности груза, не указанные в договоре перевозки;
  • ошибки в оформлении документов, некорректно возлагающие ответственность на транспортную компанию.

Для разных видов транспорта существуют собственные исключения. Так, согласно статье 95 Устава железнодорожного транспорта РФ, при транспортировке поездом перевозчик освобождается от ответственности, если:

  • груз получил повреждения из-за его особых естественных свойств;
  • влажность груза превышает норму.

Кроме того, в статье 118 УЖТ РФ говорится, что перевозчик освобождается от ответственности, если:

  • груз прибыл в исправном опломбированном вагоне или контейнере без перегрузок в пути;
  • груз получил повреждения в силу естественных причин при перевозке в открытом подвижном составе;
  • представитель отправителя (или получателя) сопровождал груз.

Для морских перевозок в статье 166 Кодекса торгового мореплавания РФ указан целый ряд причин. В частности, это:

  • стихийные бедствия и непредвиденные ситуации (например, если судно село на мель, не обозначенную в лоции);
  • спасение людей и имущества;
  • пожар, возникший не по вине перевозчика;
  • действия властей (арест, карантин и так далее);
  • военные действия, забастовки и народные волнения;
  • недостаточность или неясность марок;
  • навигационная ошибка экипажа судна (статья 167 КТМ РФ).

Стоит отметить, что для освобождения от ответственности перевозчику недостаточно просто сослаться на одно из вышеперечисленных обстоятельств. Повторимся: транспортная компания должна доказать, что груз не удалось доставить в целости и сохранности именно по причине, которая снимает с нее ответственность.

Освобождается ли перевозчик от ответственности в результате ДТП?

Ответственность сторон при автомобильных перевозках – отдельный вопрос. Чаще всего спорные ситуации между грузоотправителем и перевозчиком возникают, если водитель попал в ДТП по вине третьего лица.

В судебной практики есть и случаи, когда транпортная компания несла ответственность за груз после аварии, и обратные. Обычно арбитражный суд не считает ДТП, произошедшие не из-за перевозчика, обстоятельством непреодолимой силы.

Чтобы снять ответственность с транспортной компании за груз, нужно не только доказать виновность третьего лица, но и подтвердить, что водитель соблюдал ПДД и действовал с максимальной осмотрительностью, но не смог предотвратить ДТП.

В любом случае, чтобы обезопасить себя от рисков, связанных с автомобильными перевозками, рекомендуется страховать грузы. Кроме того, суды признают страхование одной из мер предотвращения ДТП и их последствий.

Составляя договор перевозки, важно четко разграничить ответственность за груз между транспортной компанией, отправителем и получателем. Нельзя допустить, чтобы в перевозки были «прогалы» – периоды, когда за груз никто не отвечает.

Чаще всего границы ответственности транспортной компании за груз регламентируются так:

  • моментом приёмки груза к перевозке считается подписание первого торгово-сопроводительного документа;
  • ответственность за груз переходит от транспортной компании к грузополучателю, как только водитель получил документ с отметкой о приемке.

Помимо этого важно уточнить, вид ответсвенности за груз:

  • попалетная;
  • покоробочная;
  • поштучная;
  • артикульно-покоробочная (когда помимо количества коробов грузополучатель сверяет артикулы).

К примеру, если водителю выдали 8 палет товара, он обязан передать эти 8 палет грузополучателю. Если на этих палетах оказалось меньше товара, чем ожидал грузополучатель (но упаковка груза при этом не нарушена), транспортная компания за это ответственности не несет.

Если водитель заметил недостачу или брак при приемке к грузоперевозке (до того, как транспортная компания приняла ответственность за груз), ситуацию лучше исправить на месте: привести предъявляемое к перевозке количество груза в соответствие с документами или заменить поврежденный товар. Если это невозможно, нужно составить акт о приемке груза с пометкой о том, что водитель принял заведомо неправильный объем груза или заведомо бракованный товар.

В точке выгрузки нужно убедиться, что грузополучатель корректно оформил торгово-сопроводительные документы. Если он обнаружил недостачу, брак или повреждение груза, необходимо составить акт по форме ТОРГ-2 до того, как водитель получил документы о приемке груза грузополучателем. Иначе заказчик перевозки не сможет выставить транспортной компании претензию.

Практика

Рассмотрим несколько ситуаций, в которых между грузополучателем и перевозчиком может возникнуть спор.

Ситуация первая: водитель привез груз в целости и сохранности с исправной пломбой. На выгрузке грузополучатель потерял одну из коробок. Водитель эту ситуацию не проконтролировал. В итоге ответственность за груз несет транспортная компания, так как водитель не еще не подписал документы о приемке (если зоны ответственности корректно прописаны в договоре перевозки).

Ситуация вторая: во время выгрузки грузополучатель обнаружил недостачу. Однако водитель уже получил документы и уехал. Акт по форме ТОРГ-2 пришлось составлять без его участия.

Доказать ответственность транспортной компании за груз будет практически невозможно, так как грузополучатель заметил недостачу слишком поздно.

Чтобы обезопасить себя от претензий, которые вы потом не сможете выставить на транспортную компанию, укажите в договоре с грузополучателем, что компания-заказчик не принимает претензии, если документы на груз составлены неправильно (то есть в акте нет подписи водителя, а на экземплярах водителя нет отметки о составлении акта).

Как транспортная компания возмещает ущерб?

Согласно ГК РФ, существует три варианта компенсации ущерба:

  • если груз прибыл не полностью, перевозчик компенсирует стоимость утерянных единиц;
  • если груз получил небольшие повреждения, транспортная компания возмещает сумму, на которая понизилась его стоимость;
  • если у груза есть объявленная стоимость, перевозчик компенсирует ее долю, которая соответствует утерянной или поврежденной доле груза, – или объявленную стоимость полностью, если груз утерян полностью или получил повреждения, после которых его невозможно восстановить.

Поэтому при составлении иска к транспортной компании нужно обозначить соответствующие цифры в соответствии с договором перевозки.

Чтобы отслеживать груз на каждом этапе транспортировки, компании-производителю нужна качественная система управления перевозками. TMS Artlogic удобна тем, что данные о грузе хранятся в облаке, поэтому все участники цепочки поставок могут оперативно реагировать на экстренные ситуации, минимизируя последствия.

Источник: https://www.artlogics.ru/blog/otvetstvennost-transportnoj-kompanii-za-gruz/

Ответы адвоката
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: