Классный час в школе

Содержание
  1. Кому и зачем нужен классный час?
  2. Классные часы необходимы!
  3. А что думают школьники?
  4. Ориентироваться на интересы детей
  5. Тематический план классных часов
  6. Это еще одна формальность
  7. 1 сентября 2020 года тема классного часа Министерство образования
  8. Что рекомендует Минобразования
  9. Сценарий для 1 класса
  10. Темы классных часов по возрастным категориям школьников
  11. Советы для педагогов по проведению классного часа 1 сентября
  12. Классный час – это… Тематика классных часов
  13. Основные сведения
  14. Основные цели и задачи
  15. Формы проведения
  16. Подготовка к занятию
  17. Структура занятия
  18. Час общения
  19. Информационный классный час
  20. Тематика
  21. Примерные темы
  22. Советы по проведению
  23. Выводы
  24. Классный час 1 сентября 2020-2021 учебного года
  25. Немного истории
  26. Что такое классный час: суть, задачи и функции
  27. Будут ли проводиться классные часы в 2020-2021 учебном году
  28. Темы классных часов
  29. Конкретные примеры с описаниями
  30. Возможные форматы
  31. Ход и структура классного часа
  32. Советы педагогам
  33. Еще об образовании:
  34. Классный час: о чем и зачем говорить?
  35. Классный час в начальной школе: мнение учителя
  36. Классный час и подростковый кризис – как не наступить на мину?

Кому и зачем нужен классный час?

Классный час в школе

В сервисе «Советы» педагоги не так давно обсуждали практику проведения классных часов. Поводом к обсуждению стал вопрос учителя о том, кому нужны классные часы в старшей школе, если дети всеми силами демонстрируют, что им они точно не нужны.

Классные часы необходимы!

Отвечавшие на этот вопрос педагоги были единодушны: классные часы необходимы!  Вот некоторые ответы:

«Классный час очень даже нужен. Подростки проводят своё время в интернете и часто не интересуются историей, политикой и прочими нужными вещами. Об этом и нужно им рассказывать в доступной для них форме».

«Классный час нужен всем! Это живое общение! И надо проводить его в форме обсуждения радостей и проблем, которые возникают у обучающихся».

«Я учитель с большим стажем педагогической работы и чем больше я работаю, тем сильнее убеждаюсь ,что Классные часы нужны».

«Я считаю, что классные часы просто необходимы в школе. Во-первых, учитель может узнать микроклимат класса, его интересы, проблемы, желания. Во-вторых, именно с помощью воспитательного часа (анкетирование, диспуты, круглые столы и т,д,) классный руководитель составляет план мероприятий и воспитательных часов (руководствуясь интересами детей и их родителей)».

А что думают школьники?

Я, размышляя о роли классного часа в воспитательной работе классного руководителя, поговорила с несколькими знакомыми старшеклассниками, спросив у них, что они думают о классном часе и какие классные часы им запомнились. Мои собеседники тоже были единодушны: классные часы – это пустая трата времени!

Вот как ответили на мои вопросы школьники:

«Классный час – это дань традиции. Может быть, когда-то они и были интересны детям, но сейчас толку от них никакого. Я не могу вспомнить ни одного классного часа, на котором было бы нескучно: обычно либо речь идет о каких-то организационных вопросах, либо классный час напоминает урок истории, на котором рассказывается о Сталинградской битве или полете Гагарина в космос». 

«Не помню, чтобы на классном часе обсуждалось что-то интересное».

«У нас прогрессивный классный руководитель, она не мучает нас классными часами. Если надо, на перемене собираемся у нее в кабинете, решаем какие-то проблемы насчет экскурсии, подготовки к концерту или пробного ЕГЭ, и расходимся. Полноценные классные часы у нас были только в средней школе, и я уже не помню, о чем там шла речь».

«Если бы была возможность обсудить то, что нас действительно волнует, наверное, это было бы интересно. Но у нас на классном часе либо говорят о вреде курения и алкоголизма, либо о всяких памятных датах. Каждый год одно и то же. Нам это не нужно».

Ориентироваться на интересы детей

«Но как же так?!» – подумала я, выслушав все эти мнения. Учителя в «Советах» писали, что они понимают, насколько важно выбирать интересную для учеников тему классного часа, привлекать самих детей к подготовке этого урока. 

Вот, например:

«Тема классного часа должна заинтересовать детей. Пусть дети выберут свою тему, которая им интересна».

«Классный час- это встреча с детьми. Готовить классные часы гораздо сложнее, чем обычный урок. Если вы к ним внимательны и готовы беседовать не только на темы, которые волнуют вас, как педагога, но и о том,  что волнует ребят, то ваши встречи станут нужными и полезными.

Для начала предложите темы и выявите ту, которая востребована. Придумайте фишку для классного часа. Что-то такое, что можно получить только на классном часе и больше нигде (маленький презент, розыгрыш, переходящий знак, музыкальный подарок и т.д.

) Обязательно привлекайте в подготовке лидеров класса, детей, которых уважают за какие-либо успехи. И формы стоит менять».

«Я стараюсь проводить классный час своим студентам завуалировано, без громкого объявления темы. Просто начинаю рассказывать «о жизни», они это очень любят, а потом подвожу к какому-то выводу. Так многие темы классных часов проникают к студентам».

«Нужно вовлечь детей в процесс подготовки классного часа, выбирать темы интересные для учащихся».

«Темы должны быть детям важны, интересны, многогранны и полезны. И готовить классные часы должны сами дети, сами выбрать тему. У детей должна быть возможность высказать свое мнение по тому или иному вопросу и услышать мнение других».

«Обсудите с детьми, а что им «не пофиг», ведь не обязательно сидеть в кабинете, можно пойти на берег реки и просто поговорить, сходите в кафе и послушайте музыку, дайте возможность детям подготовить диспут о молодежных движениях или пригласите их в детский дом. Только сам учитель может сделать классный час важным в воспитании  – вы же педагогику изучали».

«Очень важно поинтересоваться, что не по фиг. Какая тема интересна. Пусть это будет нечто даже на первый взгляд страшное, противоречивое. Даже лучше если в нем будет проглядывать противоречие.

И обязательно надо дать всем высказаться. Возможно, сначала анонимно задать вопросы темы, а затем самим ответить на эти вопросы.

Только учитель, я думаю, должен еще обязательно найти еще провокационные вопросы по теме».

«Есть много способов привлечь учащихся к тем темам, которые ИХ волнуют. Конечно, им не интересно то,. что мы предлагаем (нам кажется, что им должно быть интересно). Исходим из желаний учащихся.

В старших классах те дети, которые с детства приучены к необходимости серьёзных разговоров об их проблемах и проблемах их социума, на 80-85 % делают всё сами, а классный руководитель подсказывает и тайно руководит, делая так, что всё – заслуга и труд самих учащихся.

Я хочу сказать, что в этом плане с детьми нужно работать с детства».

И тут я окончательно запуталась. Учителя в Советах пишут о том, что надо с детьми обсуждать те темы, которые им интересны, а дети мне говорят, что никакие интересные темы с ними на классных часах не обсуждают. 

Тематический план классных часов

Я потратила пару часов на поиск в интернете тем классных часов, которые проводятся в современной школе. Не знаю уж, насколько найденные мной списки тем имеют отношение к действительности, но они выложены на сайтах школ, в некоторых случаях даже с конкретными датами проведения.

Приведу один такой список. Это тематический план классных часов в 10 классе в 2017-2018 учебном году.

Урок Мира. Символика России. Классный час, посвященный профилактике экстремизма  Профилактика ДТП с участием детей, правила поведения вблизи дорог  (в том числе и железной дороги) и в транспорте, правила поведения вблизи дорог  (в том числе и железной дороги); правила пользования малолитражным транспортом (скутеры, мотоциклы, мопеды и т.п.

) Единый классный час «Молодежь – за здоровый образ жизни!» Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения  # Вместе ярче Классный час, посвященный профилактике преступлений против детей.

Классный час, посвященный вопросам полового воспитания и профилактики заболеваний, передающихся половым путем Классный час по интернет-безопасности  Безопасные каникулы: профилактика правонарушений и преступлений против детей, курения, наркомании, алкоголизма, ДТП (в том числе и на ЖД транспорте) и пожаров Классный час – 100 лет революции 1917 года в России.

Классный час – Международный день толерантности.

Всероссийский открытый урок «День единых действий по информированию детей и молодежи против ВИЧ/СПИДа «Знание – ответственность – здоровье» Классный час, посвященный Дню Конституции Российской Федерации Классный час – День Героев Отечества в России Безопасные каникулы: профилактика правонарушений и преступлений против детей, курения, наркомании, алкоголизма, ДТП (в том числе и на ЖД транспорте). Правила поведения на льду. Классный час «Твой выбор» по профилактике курения Классный час, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста . Классный час, посвященный разгрому советской армией немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Классный час – День юного героя-антифашиста Классный час, посвященный Дню Российской науки Классный час по профилактике проявления жестокости и экстремизма «В службе честь!» – классный час, посвященный Дню защитника Отечества Классный час – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества Классный час по профилактике ДТП (в том числе и на ЖД транспорте): «Дорога – зона повышенного внимания». (Анализ причин и последствий безответственного поведения вблизи автомобильного и железнодорожного транспорта. Значение светоотражательных элементов одежды и аксессуаров) Классный час, посвященный выбору президента России. Классный час, посвященный Дню космонавтики. Классный час по правовому воспитанию. Классный час – День пожарной охраны. Классный час – День памяти Чернобыльской трагедии Классный час – У войны не детское лицо Классный час – Профессиональное самоопределение «Я хочу, я могу» Классный час по профилактике конфликтов

Безопасные каникулы: профилактика правонарушений и преступлений против детей, курения, наркомании, алкоголизма, ДТП (в том числе и на ЖД транспорте). Правила поведения на воде.

Возникают вопросы: какие из этих тем реально интересны современным подросткам? На какие из этих тем может получиться интересный и живой разговор в классе? Почему выбраны именно такие темы?

Это еще одна формальность

Эти вопросы я задала учителю, классному руководителю 10 класса, Светлане Борисовне Черкасовой.

– Я абсолютно согласна с тем, что классный час, особенно в старших классах необходим. И точно так же поддерживаю мысль, что темы нужно выбирать с учетом интересов детей, лучше всего – вместе с ними. Но в реальности я лишена возможность претворять эту хорошую идею в жизнь.

Потому что темы примерно половины классных часов – это требование администрации или каких-то учреждений. Регулярно в школу спускаются требования провести мероприятия, посвященный такой-то теме или другой.

Все классные часы, посвященные ПДД, ЗОЖ, вреде табакокурения, наркомании, алкоголизма, безопасному поведению на водоемах, безопасному обращению с огнем, опасности ВИЧ и т.д. мы не просто обязаны включить в план, провести, но и должны сдать заму по воспитательной работе конспекты, а иногда еще и сделать фотофиксацию и предоставить фотографии.

Конечно, хороший учитель может и на любую набившую оскомину в зубах тему провести интересный, живой и увлекательный разговор, но я признаюсь честно – у меня нет времени и сил полноценно готовить классный час каждую неделю. Максимум, что я могу, – взять готовые методические материалы и провести классный час с их помощью.

И да, я понимаю, что большинству детей на классном часе скучно. Но я стараюсь компенсировать это нормальным человеческим общением на переменах, после уроков, во время поездок на экскурсии. А классные часы?… Ну что ж, это еще одна формальность. Провести, отчитаться и забыть. 

Ясности у меня так и не появилось. Кому же реально нужен классный час в современной российской школе?  

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/komu-i-zacem-nuzen-klassnyj-cas

1 сентября 2020 года тема классного часа Министерство образования

Классный час в школе

Способ общения учеников и учителей в неформальной обстановке наиболее результативен, особенно в начале учебного года.

Поэтому педагоги готовятся заранее и хотят узнать, какая будет 1 сентября 2020 года тема классного часа. Министерство образования РФ решило больше не устанавливать тему единого урока на День знаний.

Теперь каждая школа или учитель в праве выбрать то, что они считают нужным.

Что рекомендует Минобразования

Министр просвещения Сергей Кравцов объяснил причину отмены единой тематики классного часа. Школьники различного возраста по-разному воспринимают информацию, поэтому необходимо учитывать их интересы. Учёба не должна быть детям в тягость.

Например, ученикам первых классов, рекомендуется провести классный час в виде мини-экскурса по учебному процессу. Ознакомление должно быть в спокойной, игровой форме, чтобы дети смогли легко адаптироваться в новой среде. Школьникам 12 – 16 лет, можно провести урок, посвящённый памяти Великой Отечественной Войны. Это поможет развить в детях осмысленность в подростковом возрасте.

Также новый метод образования направлен на приобщение самых маленьких к обоюдному общению с преподавателем и одноклассниками. В такой обстановке, дети расслабляются и максимально раскрывают свой потенциал.

Образовательный стандарт подразумевает проведение информативного классного часа: первоклассникам нужно донести школьные требования и порядки, более старшим ученикам напомнить правила поведения и рассказать об изменениях в новом учебном году.

Особое внимание необходимо уделить старшеклассникам. Преподаватель должен понимать, что ребята в подростковом возрасте испытывают внутренние страхи и протесты, поэтому следует грамотно помочь решить сложившиеся проблемы. Единый урок на День знаний был введён, чтобы педагог и школьники приобщились к обоюдному доверию.

Сценарий для 1 класса

Проведение первого урока очень важно для самых маленьких учеников. Дети попадают в непривычную обстановку, многие из них испытывают дискомфорт. Поэтому необходимо провести классный час в виде непринуждённой игры. Предлагаем воспользоваться сценарием, который поможет детям:

  • проявить индивидуальные особенности;
  • сформировать мыслительную деятельность;
  • позитивно настроиться на учёбу и дружбу с одноклассниками;
  • стремиться хорошо учиться и соблюдать школьные правила;
  • научиться слушать других и осознавать себя частью класса.

Атрибуты для оформления:

  1. На центральной части доски фото с лицами детей и подписями имён, в центре имя и отчество классного руководителя. Створки доски закрыты, на них цепи, замок и надпись: «Страна Знаний».
  2. Под крышками нескольких парт прикреплены несколько ключей. Один из них подходит к замку.
  3. Медали для награждения детей, шары и изображения тетради, карандашей, книги и портфеля.
  4. Книги: азбука, математика.

Сценарий:

Учитель:

В этот день и в этот час Как я рада видеть вас За полями, за горами Есть волшебная страна В ней много разных испытаний

и чудес она полна.

Мы будем путешествовать По ней много-много дней. Что же это за страна, Нам предстоит узнать.

Кто её название может прочитать?

Дети читают: Страна Знаний

Учитель: В этой чудесной стране живут буквы. Из них складываются слова, а из слов предложения. И перед нами появятся Колобок, Золушка, Красная Шапочка, три поросёнка. В Стране Знаний добро всегда побеждает зло. Вы хотите стать жителями этой страны? А как туда попасть? (на створках доски висит замок).

Дети: нужно открыть ключ замком.

Учитель: Попасть туда нелегко. Нас ждёт много испытаний. Справимся? Тогда в путь! Все жители страны живут по законам:

  1. Ответить хочешь — не шуми, а только руку подними
  2. Закон для всех един: слушают все, говорит один.
  3. На уроках не хихикай, стул туда-сюда не двигай
  4. Учитель спросит — надо встать, позволят сесть — тихонько сядь.

Первое испытание. Как зовут самую строгую учительницу? (Мальвина). Она прислала загадки. Отгадайте их.

Не похож на человечка, Но имеет он сердечко. И работе круглый год Он сердечко отдаёт. Пишет он, когда диктуют. Он и чертит и рисует. А сегодня вечерком Он раскрасит мой альбом.

(карандаш)

***

Я всё знаю, всех учу Но сама всегда молчу Чтоб со мною подружиться надо грамоте учиться.

(книга)

***

Новый дом несу в руке Двери дома на замке. А живут в доме том Книжки, ручки и альбом.

(портфель)

***

То я в клетку, то в линейку Написать на мне сумей-ка. Можешь и нарисовать Что такое я?

(тетрадь)

Второе испытание. А вот и мудрая Сова дала нам задание решить несколько задач:

  1. У пенёчков 5 грибочков и у ёлки 3. Сколько будет всех грибочков, ну-ка подскажи!
  2. У каждой из 3 сестёр по 1 брату. Сколько детей в семье?
  3. Росла 1 берёза. На ней 8 веток. На каждой ветке по одному апельсину. Сколько апельсинов растёт на берёзе?
  4. Вы капитан судна. На судне 25 матросов. Сколько лет капитану?
  5. У одного животного, обитающего в пустыне 2 левые ноги, 2 правые ноги, 2 впереди и 2 позади. Сколько ног у этого животного?

Если дети не могут ответить, то вопросы задаются родителям.

Третье испытание. Буратино дал задание узнать, кто из вас самый внимательный. Доскажите одно слово:

  1. В чаще, голову задрав, воет с голоду…
  2. Кто в малине знает толк, косолапый бурый…
  3. Дочерей и сыновей учит хрюкать…
  4. Кто любит по ветвям носиться, конечно, рыжая…
  5. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает…
  6. В тёплой лужице своей громко квакал…

Молодцы!

  1. В какой сказке девочка прыгала через костёр и растаяла?
  2. Герой какой сказки вместо школы попал в театр и этим изменил свою жизнь и жизнь своих друзей?
  3. Как звали героя с пропеллером на спине?

Действие четвёртое. Учитель показывает «цветик-семицветик» (на каждом лепестке буква) и говорит: «Цветик-семицветик, где нам искать ключ от замка?». Дети читают на цветке: «В парте!».

Ребята, которые нашли ключи, подходят к доске и поочерёдно пытаются открыть замок. Один ключ открывает его. Учитель выбирает имена, и ученики их читают. Те, кого назвали выходят к доске и получают медаль «Первоклассник».

Действие пятое. Классный руководитель читает клятву. После каждого предложения дети хором говорят: «Клянусь!».

  • Клянусь перед всеми стараться здоровеньким быть и в школу нашу исправно ходить!
  • Клянусь и читать, и писать я прилично, и в ранце носить «хорошо» и «отлично»!
  • Клянусь, что я буду очень стараться с друзьями моими впредь больше не драться!
  • Клянусь я ребёнком воспитанным быть, не бегать по школе, а шагом ходить!
  • А если я клятву нарушу свою, тогда я молочный свой зуб отдаю. Тогда обещаю мыть вечно посуду. За хлебом ходить только я тогда буду.

Учитель: Ребята, ваши родители заново пройдут 1 класс. Теперь они тоже произнесут клятву:

Клянусь, будь я мать или будь я отец, Ребёнку всегда говорить «Молодец». Клянусь разбудить в надлежащие сроки, Чтоб не опаздывал сын или дочь на уроки. Клянусь я в учёбе ребёнка не «строить», Клянусь вместе с ним иностранный освоить. За двойки клянусь я его не ругать И делать уроки ему помогать. А если нарушу я клятву мою, Тогда я последний свой зуб отдаю, Тогда моего обещаю ребёнка

Кормить ежедневно варёной сгущёнкой!

Действие шестое. Посмотрите, кто мечтает с вами подружиться, хорошо писать и читать поможет азбука (раздать учебники). А кто математика научит считать (раздать книги).

Действие седьмое. Итог. Учитель читает вопросы, дети отвечают: «Для нас!».

  • Кто-то где-то сделал парту. Для кого?
  • Книжки новые прислали. Для кого?
  • Ручка, карандаш в пенале для кого?
  • Дан звонок на перемену для кого?
  • Значит нужно так трудиться
  • Значит, нужно так учиться,
  • Чтобы людям не стыдиться за кого? (За нас)

Далее заключительная речь учителя с пожеланиями и наставлениями.

Темы классных часов по возрастным категориям школьников

Перед выбором темы, учитель должен обратить внимание не только на актуальные вопросы страны и мира, но и интересы учеников. В таблице представлен список общих тематик для разных возрастных категорий:

  • «Дружба и друзья»
  • «Урок мира»
  • «Моя родина – Россия»
  • «Я и моя семья»
  • «ОБЖ: правила безопасности и поведения в школе и дома»
  • «Я и школа: знакомство со знаниями»
  • «Я – патриот»
  • «О важности семьи и семейных ценностях»
  • «Исторические подвиги России»
  • «Памяти героев страны и города»
  • «Спорт, ты – жизнь!»
  • «ЗОЖ: в здоровом теле – здоровый дух»
  • «Мои способности и таланты»
  • «Мир полон добрых дел»
  • «Голубь мира»
  • «Волонтёрство и общество»
  • «Моё место в обществе: чем я пригожусь»
  • «Вредные привычки: защити себя от опасности»
  • «Мои права и обязанности»
  • «О профессиях: кем я вижу себя в будущем»
  • «Что ожидает после окончания школы: начало взрослой жизни»
  • «Война и мир: конфликты и мирное урегулирование»
  • «Россия – моя страна»

Советы для педагогов по проведению классного часа 1 сентября

В завершении, рассмотрим несколько рекомендаций, которые помогут провести интересный и полезный классный час на День знаний:

  • Желательно использовать нестандартный, креативный подход к проведению занятия. Постарайтесь максимально вовлечь в процесс школьников.
  • Урок станет более информативным, полезным и увлекательным, если пригласить гостя, компетентного в тематике. Он сможет принять участие в обсуждении.
  • Сплотить учеников школы или отдельного класса можно с помощью флэшмобов и квестов.
  • Сейчас дети очень продвинутые, поэтому их можно увлечь с помощью современных способов подачи информации, например, презентации, видео и пр.
  • При обсуждении темы, позвольте школьникам самим решать, какие проблемы для них более актуальны.

Классный час должен выполнять множество функций и быть увлекательным для учеников различных возрастных категорий. Чтобы достичь поставленной цели, необходимо грамотно подать актуальную тему и вовлечь в обсуждение всех школьников.

Источник: https://g2021.su/1-sentyabrya-tema-klassnogo-chasa-ministerstvo-obrazovaniya/

Классный час – это… Тематика классных часов

Классный час в школе

Сегодня одной из наиболее важных форм организации воспитательной работы с учащимися считается классный час. Проводится он раз в неделю, в определенный день и время. Во время занятия педагог проводит беседы с учащимися, воспитывает их, расширяет кругозор, определяет задачи и цели классного коллектива.

Основные сведения

Классный час – это форма общения между учителем и учениками. На сегодняшний день он проводится в каждой школе. Занятие внесено в учебное расписание и проводится, как говорилось выше, раз в неделю. Длительность его составляет 40 – 45 минут.

В целом, такая политика не совсем верна. Классный час может занимать и меньшее количество времени, так как главная его задача – выполнить поставленные учителем задачи. Проводить занятие можно как в классной комнате, так и в актовом зале, библиотеке, музее, даже на улице.

Основные цели и задачи

Классный час в школе преследует несколько целей.

В первую очередь, это просветительская, которая заключается в расширении круга знаний учеников в различных сферах жизни.

Далее следует направляющая. Она воздействует на практическую сторону жизни школьников, их поведение и отношение к жизни. Реализуется с помощью разговора о той или иной жизненной ситуации, подкрепленного примерами.

Последняя цель – ориентирующая. С ее помощью формируется определенное отношения к объектам окружающей действительности, духовные и материальные ценности.

К основным воспитательным задачам классного часа относится:

– создание условия для проявления индивидуальности учащихся;

– обогащение их знаний об окружающем мире;

– формирование эмоционально-чувственной сферы;

– формирование классного коллектива.

Формы проведения

Классный час – это занятие, которое можно проводить не только в форме лекции, но и:

– беседы;

– конкурса;

– викторины;

– игры;

– КВНа;

– встречи;

– экскурсии.

Подготовка к занятию

Приступая к подготовке классного часа, необходимо определиться с темой занятия. Сделать это можно заранее, проведя беседу с учениками или анкетирование. При выборе темы классного часа нужно выявить возрастные особенности ученика, их интересы.

Прежде чем писать сценарий классного часа, необходимо сесть и задать себе несколько ключевых вопросов:

1. Как настроить детей на участие в классном часе?

2. Как и когда провести подготовительно работу?

3. В каких заданиях дети смогут проявить себя наиболее полно?

4. Кто из учащихся сможет помочь в проведении классного часа?

5. Как правильно подвести итоги занятия?

Ответы на эти вопросы следует записать на бумагу и периодически возвращаться к ним по мере написания конспекта занятия.

После этого необходимо приступать к составлению сценария и проведению подготовительной работы.

В некоторых ситуациях можно использовать уже готовые разработки классных часов, взятые из специализированных журналов для педагогов, различных интернет-ресурсов. Но при этом важно помнить, что большинство из них требуют внесения правок.

Так, те или иные задания могут показаться детям слишком сложными или не заинтересовать их. Следует заменить такие задания на более легкие или интересные.

В целом подготовка состоит из следующих моментов:

  1. Определение темы и задач.
  2. Определение места и времени проведения.
  3. Определение ключевых моментов.
  4. Подготовка плана и сценария.
  5. Подбор материала.
  6. Оформления помещения.
  7. Определение участников классного часа.

После проведения занятия необходимо обязательно выполнить его анализ.

Структура занятия

При подготовке занятия необходимо учитывать, что классный час имеет свою структуру. В целом, она такая же, как и структура любого урока:

  1. Вступление, основная задача которого – активизация внимания учеников, обозначение проблемы.
  2. Основная часть, содержание которой определяется задачами классного часа.
  3. Заключительная часть, которая стимулирует потребности учеников в самовоспитании.

Час общения

Одно из форм, в которой может быть проведен классный час – это час общения. Он определяется как совместный творческий процесс ребенка и взрослого. Дети принимают участие в организации часа общения наравне со взрослыми, вместе с педагогом определяют тему и круг интересов.

Час общения имеет одно важное правило – создать благоприятную обстановку, в которой каждый из учащих может без опаски высказать свое мнение.

К основным формам часа общения относятся:

– беседа;

– дискуссия;

– сюжетно-ролевая игра;

– устный журнал;

– социально-культурный проект.

Информационный классный час

Классные часы в классе могут также проводиться и в форме защиты и реализации информационных проектов, политминуток.

цель такого занятия – формирование понимания собственной важности, необходимости участия в общественно-политической жизни страны и мира в целом. В ходе информационного классного часа дети учатся разбираться в сложных современных проблемах, правильно реагировать на происходящее вокруг них.

Основные формы работы на таких уроках:

– газетные сообщения;

– пересказ события с помощью цитат;

– работа со словарем;

– работа с политической картой;

– комментирование информации;

– формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

– просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Тематика

Несколько слов о том, какой может быть тематика классных часов. Занятия могут быть посвящены:

  1. Морально-этическим проблемам.
  2. Вопросам в сфере науки.
  3. Эстетическим проблемам
  4. Вопросам государства и права.
  5. Психологическим вопросам.
  6. Осоенностям физиологии и гигиены.
  7. Вопросам здорового образа жизни.
  8. Экологическим проблемам.
  9. Общешкольным проблемам.

В рамках той или иной тематики можно провести целый ряд классных часов, объединенных одной целью и имеющих схожие задачи.

Примерные темы

Исходя из интересов учеников и их возраста, тематика классных часов может быть следующая:

Для учеников 5 класса:

  1. “Каким я вижу себя через … лет?”
  2. “Какой я?”
  3. “Книги вокруг нас”.
  4. “Что я могу?”

Для учеников 6 класса:

  1. “Мое хобби”.
  2. “Я в школе и дома”.
  3. “Собственное мнение. Важно ли оно?”
  4. “Мои сильные и слабые стороны”.
  5. “Учимся слушать и слышать”.

В 7 классе можно проводить воспитательные часы на следующие тематики:

  1. “Хочу и могу”.
  2. “Учимся управлять собой”.
  3. “Внимание и внимательность”.
  4. “Скажи мне, кто твой друг”.

В 8 классе можно проводить классные часы на темы:

  1. “Что такое гениальность и талант?”
  2. “Тренируем память”.
  3. “Ответственность и безопасность”.
  4. “Страна моей мечты”.

Учеников 9 класса заинтересуют беседы:

  1. “Человек и творчество”.
  2. “Мои права”.
  3. “Моя будущая профессия”.
  4. “Красота в нашей жизни”.

Для 10 класса целесообразно подготовить такие классные часы:

  1. “Я и мое окружение”.
  2. “Взрослость – что это?”
  3. “Недостатки человека: причины и последствия”.
  4. “Учимся владеть собой”.

В 11 классе можно провести часы на тему:

  1. “Будет ли помнить обо мне школа?”
  2. “Мой профессиональный выбор”.
  3. “Мое предназначение”.
  4. “Юмор в жизни человека”.

В зимний период можно провести классный час «Профилактика гриппа», а также «Профилактика травм», «Правила поведения на льду», «Как вести себя в зимнее время», «Праздники без нарушений» и прочие.

Интересный ход, который может сделать педагог для определения тематики занятий, – озвучить в начале года или семестра планы классных часов и дать возможность детям самостоятельно предложить те или иные темы, дополнив существующий план, предложить участвовать в их подготовке.

Не забывайте проводить игры КВН, в ходе которых ученики смогут проверить свои знания и умения. Форму проведения также стоит изредка менять. К примеру, сегодня была лекция, значит, в следующий раз это может быть экскурсия или беседа.

Советы по проведению

Для более эффективного проведения классного часа необходимо придерживаться следующих советов:

1. Комната, в которой проводится занятие, должна быть убрана и проветрена.

2. Желательно украсить кабинет с помощью цветов. Можно использовать как настоящие, так и искусственные.

3. Тему классного часа необходимо записать на доске. Уместно будет также использование афоризма.

4. Не забывайте о мультимедийных проекторах и презентациях, они существенно повысят интерес учеников к материалу.

5. При анкетировании, тестах используйте бланки. Не забывайте о наглядных материалах – брошюрах, буклетах.

6. Особое внимание уделите подготовке к занятию, если это классный час в начальной школе. Особенности развития и восприятия детей таковы, что воспитательные часы лучше всего проводить в виде игры, путешествия. Так вы сможете куда быстрее заинтересовать учеников, привлечь их внимание.

7. Не забывайте о комфорте учеников. Позвольте им сесть так, как им нравится. Можно также расставить парты по кругу, сдвинуть две парты в одну, если предполагается групповая работа.

8. Не бойтесь приглашать на классный час специалистов – врачей, психологов, историков, библиотекарей. Конечно, если они разбираются в теме вашего классного часа лучше вас и могут рассказать много полезной информации.

Выводы

Классный час – это одна из важнейших форм организации воспитательного процесса. Проводится он раз в неделю. В ходе занятия учитель повышает культурный уровень учеников, формирует их жизненные установки и ценности, организовывает коллектив. Форма проведения может быть любой, в зависимости от темы занятия и поставленных учителем целей.

Источник: https://FB.ru/article/270111/klassnyiy-chas---eto-tematika-klassnyih-chasov

Классный час 1 сентября 2020-2021 учебного года

Классный час в школе

Классный час 1 сентября 2020-2021 учебного года должен стать традиционным школьным мероприятием, но в связи со сложившейся обстановкой в России он вызывает немало вопросов у педагогов, учеников и их родителей. Ниже рассматриваются главные подробности классных часов в российских школах.

Немного истории

Классные часы в школах начали проводить ещё в СССР, и первое подобное мероприятие состоялось в 1984-ом году. Именно тогда 1 сентября перестало быть полноценным рабочим днём. В День знаний ученики знакомились, налаживали общение, обсуждали начавшийся учебный год, поднимали важные актуальные вопросы.

Классные часы стали прекрасной традицией, которая в российских школах поддерживается по сей день и позволяет налаживать доверительные отношения, сплачивать коллектив, обсуждать самые важные темы, настраиваться на рабочий лад.

Что такое классный час: суть, задачи и функции

Классный час является одной из форм воспитательной работы и взаимодействия учеников друг с другом и с классным руководителем. Это способ общения наставника с воспитанниками, позволяющий устанавливать связь, налаживать эффективное взаимодействие, поддерживать коллективный дух и сплочённость одноклассников, а также выявлять и решать текущие актуальные проблемы.

Полезно знать! Классные часы проводятся в школах регулярно, как правило, еженедельно. Но отдельного внимания заслуживает именно мероприятие, организуемое первого сентября и приуроченное к старту нового учебного года.

Классный час – это не стандартный урок, а внеурочное, но обязательное мероприятие, объединяющее всех школьников. Формат отличается от привычного хода учебных занятий и может быть практически любым. Такая гибкая по структуре и составу форма воспитательного взаимодействия позволяет учитывать возрастные особенности учеников и актуальные проблемы.

Классный час, проводимый первого сентября, должен выполнять несколько задач:

  • Настраивать школьников на рабочую волну, дисциплинировать их. После длительного отдыха и продолжительного пребывания вне стен общеобразовательных учреждений дети расслабились, отвыкли от учёбы. Задачи классного руководителя – мотивация, стимулирование, настрой на учебный лад.
  • Налаживать контакт, искать общий язык. Классный руководитель должен расположить воспитанников к себе, продемонстрировать свои намерения вести продуктивную совместную работу, показать лояльное отношение, но при этом создать и поддержать авторитет.
  • Объединять учеников, создавать сплочённый единый коллектив и поддерживать дружеские доверительные отношения между одноклассниками. Классный руководитель может начать непринуждённую беседу на интересные всем темы, предложить общие интересы или идеи.
  • Обсуждать актуальные волнующие проблемы, косвенно или напрямую влияющие на школьную жизнь, учеников, ход образовательного процесса.
  • Напоминать правила поведения в школе и вне школы, например, в общественных местах, в транспорте, на дорогах, на улице.
  • Прививать и укоренять нормы морали, жизненные принципы, нравственные устои, важные личностные качества. Также следует объяснять главные обязанности школьников перед педагогами и учебным заведением, перед родителями и близкими людьми, друг перед другом и перед собой.

Будут ли проводиться классные часы в 2020-2021 учебном году

Первое сентября 2020-го года может стать нестандартным из-за обстановки, сложившейся в России в связи с коронавирусом. Хотя министр просвещения РФ Сергей Кравцов уверял всех, что ученики придут в школы, всё же массовые мероприятия продолжают оставаться под запретом и не будут разрешаться в ближайшее время в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции.

Например, линейка пройдёт в ином нестандартном формате, исключающем скопления людей.

О ходе данного традиционного мероприятия ничего не сообщалось, и организационные моменты ещё обсуждаются (окончательные решения должны быть приняты до 20-го августа на федеральном и местных уровнях).

Но классные часы отменять никто не собирается, ведь они проводятся отдельно для учеников разных классов, а этого ВОЗ и Роспотребнадзор не запрещают.

Что касается даты проведения классных часов, то в 2020-ом году она будет стандартной – 1 сентября. Число выпадает на будний день, поэтому не переносится. И хотя занятия проводиться не будут, классный час состоится именно в День знаний.

Темы классных часов

Темы классных часов, проводимых первого сентября, могут быть самыми разнообразными. Они выбираются педагогами с учётом возраста воспитанников, актуальных проблем, а также обстановки в России, в конкретном субъекте и в мире.

К сведению! До 2018-го года во всех школах устраивался Единый классный час, тематику которого определяло Министерство образования и науки. Но экс-министр образования Ольга Васильевна предложила отменить общую тему и предоставить право выбора общеобразовательным учреждениям.

В таблице рассмотрены возможные темы для учащихся разных возрастов:

1 класс, начальная школа (с 1-го по 4-ый классы)«Урок мира», «Личная гигиена», «Жизнь и учёба во время пандемии коронавируса», «Правила безопасности в школе, дома и в общественных местах», «Родина», «Я и школа», «Путешествие в мир знаний», «Знакомство со школой», «Друзья и дружба».
5-7 классы«О семье и семейных ценностях», «Моё место в мире», «Правила личной гигиены», «Как сохранить здоровье», «Как коронавирус повлиял на нашу жизнь», «Здоровый образ жизни», «Что я могу и умею», «Чем я могу помочь стране», «Учёба и жизнь в школе».
8-ой, 9-ый классы«Твори добрые дела и помогай», «Мир в период коронавируса», «Чем я могу пригодиться в обществе», «Мои обязанности и права», «Здоровый образ жизни», «Нет вредным привычкам».
10-ый, 11-ый классы«Как я вижу своё будущее», «О профессиях», «Взрослая жизнь после школы», «Как сохранить здоровье и защитить близких в период коронавируса», «Моя страна – Россия»

Конкретные примеры с описаниями

Рассмотрим несколько отдельных примеров:

  1. «Жизнь в период коронавируса». Педагог рассказывает об инфекции, симптомах, мерах профилактики.
  2. «Здоровье». Затрагиваются составляющие здоровья, способы его сохранения, основы здорового образа жизни, наиболее распространённые заболевания.
  3. «Россия – моя родина». Обсуждаются важные этапы истории страны, её достижения, место в мире.
  4. «Семья». Педагог поднимает темы семейных отношений и ценностей, а ученики рассказывают о своих семьях или высказывают мнения о семейной жизни.
  5. «Личная гигиена». Освещаются основные правила повседневной гигиены.
  6. «Урок мира». Обсуждаются вопросы важности мирного урегулирования и предотвращения конфликтов.
  7. «Профессии». Рассматриваются актуальные профессии и специальности.
  8. «Мир знаний». Ученики узнают о школьной жизни, предметах, ходе занятий, организации самостоятельной работы.
  9. «Моё место в мире». Обсуждаются вопросы помощи близким и тем, кто нуждается в поддержке. Делается акцент на существовании в обществе и взаимодействии с ним.
  10. «Мои таланты». Ученики рассказывают о своих умениях, а классный руководитель делает упор на то, что любые способности можно применять в повседневной жизни, профессиональной деятельности.

Возможные форматы

Существуют разные форматы классных часов:

  • Дискуссионные: лектории, конференции, встречи и беседы с приглашёнными гостями, диспуты, круглые столы, дискуссии.
  • Состязательные: конкурсы, турниры, олимпиады, викторины, презентации.
  • Творческие: выставки, презентации проектов, фестивали, концерты, спектакли, устные журналы.
  • Игровые: ролевые, интеллектуальные и сюжетные игры.
  • Психологически-просветительные: исследования, тренинги.
  • Подвижные: эстафеты, малые олимпиады, тематические дни (здоровья, атлетики, спорта), весёлые старты.
  • Разговорные: беседы, обсуждения, лекции, диспуты, конференции, круглые столы.
  • Внешкольные: экскурсии, посещения разных заведений и учреждений, походы.

Для классного часа, посвящённого 1 сентября, лучше выбирать дискуссионные, разговорные и психологически-просветительные форматы, так как все остальные требуют более тщательной подготовки и активного участия школьников, которое невозможно в период летних каникул. Определять форму мероприятия следует с учётом школьных условий, опыта воспитательной работы педагога, интеллектуальных и возрастных особенностей детей, обстановки в мире и стране, запросов и интересов учеников.

Ход и структура классного часа

Сценарий классного часа разрабатывается педагогом с учётом выбранной основной темы. Классный руководитель составляет план и следует ему. В структуре мероприятия выделяют несколько частей:

  1. Вступительная торжественная. Это приветствие учеников, их поздравление с началом нового учебного года и Днём знаний, напутственная речь и пожелания.
  2. Организационная. Классный руководитель может представить новых учеников или организовать знакомство одноклассников друг с другом (если класс только сформирован). Также педагог озвучивает тему, ход мероприятия и основные моменты, привлекает внимание к важности обсуждаемых проблем, заинтересовывает воспитанников.
  3. Основная. В ходе этой части раскрывается главная тема, ведётся активное обсуждение. Учащиеся могут высказывать мнения, задавать вопросы, делиться точками зрения.
  4. Заключительная. Педагог подводит итоги занятия, ещё раз акцентирует внимание на важности затронутых проблем, озвучивает тезисы. Также учитель может стимулировать учеников, настраивать их на самовоспитание, совершенствование, включение в работу, дисциплинированность.

Стандартная средняя продолжительность классного часа – 40 или 45 минут. Но для учеников младших классов длительность может сокращаться до 20-30 минут. Для старшеклассников, наоборот, продолжительность в некоторых случаях увеличивается до 60-70 минут, если тема сложная, либо проблемы заинтересовали учащихся и вызвали бурное обсуждение.

Как правило, классный руководитель придерживается составленного плана, но может менять его с учётом заинтересованности школьников, выбирать запасные варианты или даже импровизировать, учитывая запросы и участие воспитанников в ходе занятия.

Советы педагогам

Чтобы классный час прошёл живо, интересно и продуктивно, следует соблюдать несколько рекомендаций:

  1. Проводите классный час оригинально, используя креативные и современные форматы занятий.
  2. Вовлекайте учеников в ход классного часа, чтобы они принимали непосредственное участие в обсуждении темы и высказывали собственные мнения.
  3. Предложите школьникам несколько тем, чтобы они смогли выбрать наиболее интересную и актуальную.
  4. Отслеживайте и оценивайте реакцию учеников на те или иные проблемы. Обсуждайте вопросы, которые особенно заинтересовали школьников.
  5. Применяйте современные методы представления информации: видеоролики, презентации, яркие изображения и иллюстрации.

Классный час 1 сентября – это не просто стандартный урок, а важное занятие, на котором поднимаются и обсуждаются важнейшие темы, решаются организационные вопросы, возобновляется и налаживается взаимодействие школьников друг с другом и с педагогами. И продуманная организация такого мероприятия позволит провести его интересно и продуктивно.

Еще об образовании:

школа, классный час, учеба
Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Регистрация Вход

Источник: https://v-2021.org/klassnyj-chas-1-sentyabrya-2020-2021-uchebnogo-goda

Классный час: о чем и зачем говорить?

Классный час в школе

Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся правильной системы отношений к обществу и окружающему миру.

Можно ли вообще сформировать правильную систему отношений? Чем старше становятся дети, тем более индивидуальный подход требуется для их воспитания. Если в начальных классах рассказ о бережном отношении к природе не вызывает противодействия, то серьезные моральные вопросы в подростковом возрасте нередко могут привести к внутреннему бунту школьника.

Классный час в начальной школе: мнение учителя

Чтобы вникнуть в проблему, мы поговорили с опытным классным руководителем начальных классов одной из московских школ – Надеждой Ивановной. 

– Что такое в вашем понимании классный час? Почему он нужен? Дело в том, что кто-то считает это «официозом» и «обязаловкой». Но что реально можно сделать в таком формате?

Классный час –­ это урок, направленный на понимание и развитие нравственных качеств ребёнка и решение каких-либо проблемных ситуаций. К сожалению, в нынешнее время огромного количества нагрузки как педагогов, так и детей, проводится он исключительно по обязательным темам.

Мне кажется, если подходить творчески к данному вопросу, то возможен любой формат проведения: от обычного урока до квеста. Здесь «загвоздка» только в загруженности педагогов и нашем нежелании тратить время ещё и на разработку какого-то мега-крутого урока.

При наличии интересной опоры и свободы выбора (а не той самой «обязаловки»), думаю, что можно сделать интересный урок.

­– Какие темы можно поднимать на классном часе в начальной школе?

Я бы уделила большее внимание воспитанию нравственности и темам из истории нашей страны. Дети сейчас совершенно не знают свою историю, не знают, что за праздник 9 мая, почему его отмечают, даже относятся к ВОВ с насмешкой. Также можно брать уроки на темы, посвященные эмоциям и настроению. Например, рассказывать детям о том, как влияют на нас те или иные эмоции. 

Ещё хорошо было бы включить уроки по профориентации. Ребятам просто необходимо элементарное знакомство с профессиями! Причем, с более сложными, чем классические врач и полицейский.

Обязательны также занятия, посвященные медицине и гигиене.

­– Видела в Интернете такую тему классных часов «Как найти друзей» или даже «Классный час о совести». Сложно ли говорить с ребятами о морали?

По поводу понятий морали, так как я являюсь еще и педагогом светской этики, то могу с уверенностью сказать: дети не знают, что такое мораль. Путаются в терминах, в своем понимании.

И это касается не только понятия морали, если спросить: «Что такое добро?», «Что такое совесть?», дети впадают в ступор. Слова для них знакомые, но об их значении сказать они не могут (даже 4 класс), поэтому более логично – мой совет коллегам – начать вводить эти понятия пораньше.

Подобные вещи стоит объяснять через знакомые им жизненные ситуации, причем, чем легче – тем лучше.

– Как вовлечь ребят в обсуждение темы, если они совсем не заинтересованы и откровенно скучают или смеются над сложными вопросами?

Вовлечь детей будет проще всего, если вы будете говорить с ними на равных, на понятные для них темы и разбирая понятные ситуации из жизни. Прежде всего ребенок должен понимать: для чего ему все это рассказывается.

Скучают дети только в том случае, если они а) не понимаю, для чего б) не понимают, о чем. Если тема будет касаться самих детей, им станет намного интереснее! Ну и, конечно, можно использовать формат ролевой игры.  

– С какими трудностями вы сталкивались в своей практике? 

Трудности бывали как раз в незаинтересованности и в непонимании. Разбирая ВОВ, дети откровенно смеялись, потому что эта война от них далеко, а что такое смерть они не понимают.

– Откуда учителю взять информацию для подготовки классного часа? Дайте совет молодым начинающим педагогам.

Материала для подготовки к урокам сейчас огромное множество. Больше всего его в интернете. Не думаю, что покупать конкретные пособия – стоящая трата. Главное: всегда проверять материал, отбирать то, что будет подходить вашим детям и обрабатывать под них.

Классный час и подростковый кризис – как не наступить на мину?

«Маленькие детки – маленькие бедки, большие детки – большие бедки». Это крылатое родительское выражение вполне применимо к ученикам старших классов в школе. Они смеются над войнами, иронизируют над вопросами морали, цинично реагируют на попытки классного руководителя выведать у них о чувствах и высмеивают тех, кто говорит о своем мнении открыто.

Что делать? 

Любая «обязаловка» в школе, особенно, в старших классах, приводит к низкой вовлеченности и даже негативу.

Каким бы культурным человеком ни был подросток но, если классный руководитель сначала показывает трагический фильм, а потом призывает всех обязательно высказаться (возможно, ожидая определенных ответов), то подросток почувствует себя в театре имени лицемерия.

Совершенно нормально, если у подростка не возникнет абсолютно никаких эмоций насчет фильма или темы. Также совершенно нормально, если в нем заговорит желание «быть не как все» и замкнуться в своих собственных чувствах.

Старшекласснику может быть неприятно делиться своим внутренним ощущением темы. И это чувство необходимо уважать и держать определенную дистанцию, не вторгаясь в личностное поле.

Иначе вы рискуете получить жесткую и циничную реакцию, а воспитательная функция будет сведена на нет, – комментируют в Национальном ресурсном центре наставничества МЕНТОРИ («Рыбаков Фонд»).

Получается, чтобы не наступить на мину, иногда стоит просто ее обойти. В конце концов, с помощью ролевой игры, квеста или самостоятельного обсуждения без формата «вопрос – ответ – неверный ответ!», мина может подойти сама, как в истории с горой. 

Скачать инфографику «Направленность классного часа»

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/klassnye-chasy-v-shkole-pravila-temy-scenarii/

Ответы адвоката
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: