Имеет ли право представительный орган работников отказаться от вступления в коллективные переговоры? Какие правовые последствия имеет для сторон социального партнерства такой отказ?

Ответственность сторон социального партнерства – Статьи газеты «Солидарность»

Имеет ли право представительный орган работников отказаться от вступления в коллективные переговоры? Какие правовые последствия имеет для сторон социального партнерства такой отказ?

В России система социального партнерства в сфере труда имеет законодательно установленную структуру, а также формы взаимодействия сторон. За уклонение от взаимодействия и за нарушение требований закона в сфере социального партнерства стороны несут ответственность.

Продолжение. Начало в №№ 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 , 44, 45, 46, 48, 2018;
№ 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 38, 41, 2019

 

Ответственность сторон социального партнерства (гл. 9 ТК РФ)

На представителей сторон, которые уклоняются от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению колдоговора, соглашения или неправомерно отказываются от подписания согласованного колдоговора, соглашения, налагается штраф в размере и порядке, установленных ФЗ.

То же – за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров или для контроля за соблюдением колдоговора, соглашения (ст. 54 ТК РФ).

Аналогично штрафуются и представители работодателя или работников, виновные в нарушении или невыполнении предусмотренных колдоговором, соглашением обязательств (ст. 55 ТК РФ).

За нарушение прав работников в сфере соцпартнерства предусмотрена административная ответственность работодателя / его представителей (ст.ст. 5.28 – 5.34 КоАП РФ):

– за уклонение от участия в переговорах о заключении колдоговора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения;

– за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и для контроля за соблюдением колдоговора, соглашения;

– за необоснованный отказ заключать колдоговор, соглашение;

– за нарушение или невыполнение обязательств по колдоговору, соглашению;

– за уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах;

– за невыполнение соглашения;

– за увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и забастовкой.

За указанные нарушения требований в сфере соцпартнерства административные штрафы на работодателя или его представителя налагаются небольшие (1000 – 5000 руб.).

Вместе с тем возможность привлечь к ответственности нарушителей трудового законодательства в части реализации указанных прав работников – важная защитная мера, обеспечиваемая государством.

Задача каждого члена профсоюза – использовать любую возможность защиты установленных Конституцией и Трудовым кодексом РФ прав и свобод членов профсоюза.

Элементы системы социального партнерства

В РФ система соцпартнерства состоит из следующих элементов:

– комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на всех уровнях соцпартнерства – федеральном, региональном, территориальном, отраслевом, межотраслевом и локальном;

– колдоговоров, заключенных на локальном уровне – в организации, на предприятии;

– соглашений на территориальном уровне – в муниципальном образовании;

– соглашений на региональном уровне – в субъекте РФ;

– соглашений на межрегиональном уровне – в двух и больше субъектах РФ;

– соглашений на отраслевом уровне в отрасли (отраслях) – на уровне муниципального образования или субъекта РФ;

– соглашений на федеральном уровне – в целом по РФ (генсоглашение) или в отдельной отрасли.

Но наличие системы соцпартнерства на всех уровнях не означает эффективности взаимодействия работников и работодателей (их представителей). Важными составляющими эффективного соцпартнерства являются:

– содержание колдоговоров и соглашений, положения которых должны не дублировать нормы законодательства в сфере труда, а улучшать положение работников;

– контроль за соблюдением законодательства и иных нормативно-правовых актов в сфере труда, условий колдоговоров и соглашений;

– предотвращение профсоюзами нарушения прав работников.

Формы социального партнерства в сфере труда

Чтобы система соцпартнерства была эффективным инструментом как для защиты прав работников, так и для предотвращения нарушения этих прав, следует использовать все формы соцпартнерства в сфере труда, а именно (ст. 27 ТК РФ):

– коллективные переговоры по подготовке проектов и заключению колдоговоров, соглашений;

– взаимные консультации (переговоры) по вопросам: регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников, совершенствования трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– участие работников, их представителей в управлении организацией;

– участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Глава 8 ТК РФ (ст. 52, 53) раскрывает содержание основных форм участия работников в управлении организацией:

– учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, колдоговором, соглашениями;

– консультации представительного органа работников с работодателем по теме принятия локальных нормативных актов;

– получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

– обсуждение с работодателем вопросов работы организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

– обсуждение представительным органом работников планов социально- экономического развития организации;

– участие в разработке и принятии колдоговоров;

– другие формы, определенные Трудовым кодексом РФ, иными Федеральными законами, учредительными документами организации, колдоговором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Представители работников вправе получать от работодателя информацию по вопросам: реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда; подготовки и дополнительного профобразования; по другим вопросам, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, колдоговором, соглашениями. Представители работников имеют право также вносить в органы управления организацией предложения по данным вопросам и участвовать в заседаниях этих органов при рассмотрении предложений.

Подчеркнем, что “Законом о профсоюзах…” предусмотрено право профсоюзов бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов власти и органов местного самоуправления информацию по всем социально-трудовым вопросам для осуществления своей уставной деятельности. Профсоюзные органы имеют право обсуждать полученную информацию с приглашением представителей работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов управления организацией, органов власти и органов местного самоуправления (ст. 17 “Закона о профсоюзах…”).

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, колдоговором, соглашениями (ст. 32 ТК РФ).

Статья 35.1 ТК РФ предусматривает участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда. Цель – согласование интересов работников, работодателей (представителей этих сторон) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Для этого федеральные органы власти, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для участия комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (если такие комиссии на соответствующем уровне соцпартнерства не образованы – соответствующих профсоюзов / их объединений и объединений работодателей) в разработке и/или обсуждении проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов в сфере труда. Порядок действий установлен ТК РФ, другими Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.

Проекты законодательных актов, нормативно-правовых актов и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, как и документы и материалы для обсуждения, принимающие эти акты органы (федеральные, субъектов РФ, местного самоуправления) направляют на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (профсоюзам / их объединениям и объединениям работодателей). Решения комиссий или мнения их сторон (заключения профсоюзов / их объединений и объединений работодателей) по направленным им проектам указанных актов подлежат обязательному рассмотрению принимающими эти акты федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Автор – заместитель главы департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России

Окончание следует

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/zaschita-prav-rabotnikov-40.html

Трудовой кодекс РФ. Глава 6. Коллективные переговоры

Имеет ли право представительный орган работников отказаться от вступления в коллективные переговоры? Какие правовые последствия имеет для сторон социального партнерства такой отказ?

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

(часть третья введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее – единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

(часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным анием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным анием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй – четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов).

При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Статья 38. Урегулирование разногласий

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 39. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.

Источник: https://www.SuperJob.ru/trudovoj-kodeks/06-kollektivnye-peregovory.html

Ведение коллективных переговоров

Имеет ли право представительный орган работников отказаться от вступления в коллективные переговоры? Какие правовые последствия имеет для сторон социального партнерства такой отказ?
Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Ведение коллективных переговоров

Основной целью проведения КП является заключение коллективного договора или соглашения, а также внесение в подобные документы изменений или дополнений.

Вевдение коллективных переговоров

Коллективные переговоры и цели их проведения

Одной из самых важных форм социального партнерства принято считать коллективные переговоры (КП). Этот термин определен в статье 2 Конвенции №154 Международной организации труда, а обозначает он:

  • переговоры, проходящие между предпринимателями (или их организациями) и трудящимися, которые также могут быть объединены в организации, с целью определения условий труда и занятости;
  • урегулирование взаимоотношений, которые возникают между вышеперечисленными сторонами.

В ходе проведения коллективных переговоров профсоюзами и иными участниками процесса регулируются вопросы разработки и заключения коллективных договоров, которые призваны обеспечить право на социальную защиту работников и служить для разрешения споров в сфере труда.

Основной целью проведения КП является заключение коллективного договора или соглашения, а также внесение в подобные документы изменений или дополнений для того, чтобы:

  • определить условия труда работников, их занятость и прочие права;
  • урегулировать взаимоотношения между трудящимися и работодателями;
  • обеспечить урегулирование взаимосвязей, которые возникают между организациями работодателей и работников.

Кто может проводить коллективные переговоры

Выступать сторонами в процессе переговоров имеют право трудящиеся и работодатели или их представители (например, профсоюзы). Если работодатель или администрация организации отказывается или уклоняется от участия в переговорах, вторая сторона (профсоюз и т.д.) имеет право открыть коллективный трудовой спор.

Для проведения переговоров, заключения договоров или соглашений партнеры наделены равными правами.

Перед началом процесса издается приказ по организации. В приказе кроме прочего указывается состав комиссии, которая будет участвовать в переговорах. Также в приказе указывается место, где будут проводиться переговоры.

Если во время переговоров сторонами не достигнуто согласие по любому вопросу, должен быть подготовлен протокол разногласий, который подлежит передаче примирительной комиссии. Сроком завершения переговоров принято считать дату подписания договора (соглашения) или протокола разногласий. Стартом коллективного трудового спора принято считать подписание протокола разногласий.

Порядок ведения коллективных переговоров

Порядок ведения коллективных переговоров можно разделить на такие этапы:

  • направление в письменном виде предложения о начале переговоров, в котором указываются сроки начала и завершения переговоров, состав комиссии по проведению переговоров, права и полномочия ее членов.
  • Сторона, получившая предложения о проведении переговоров, должна вступить в процесс в срок, который составляет 7 календарных дней с момента получения уведомления. При этом инициатору процесса (например, представителям профсоюза) должен быть направлен ответ с указанием состава комиссии со своей стороны для ведения переговорного процесса с указанием их прав и полномочий.
  • Для заключения договора из представителей обеих сторон формируется комиссия, которая должна быть оформлена приказом. Помимо факта ее создания приказом утверждается положение о проведении переговоров. Этим же приказом члены комиссии на срок проведения переговоров освобождаются от выполнения своих основных обязанностей, что дает им право принимать участие во всех заседаниях.
  • Срок, на протяжении которого должно состояться заключение договора, составляет не более 3-х месяцев.
  • Проект договора, который разработан компетентным органом – комиссией, предоставляется на рассмотрение обеих сторон. Обязанностью работодателя является обеспечение обсуждения положений договора.
  • Замечания и предложения по совершенствованию документа в оговоренные сроки передаются в комиссию. Согласно приказу и прочих нормативных документов в обязанности этого органа входит доработка документа и передача его сторонам;
  • До заключения договор выносится на общее собрание работников.
  • После того, как проект одобрен в ходе заседания общего собрания, его подписывают стороны, и в срок, который составляет 7 дней, он направляется в соответствующую государственную структуру по труду.
  • Если не достигнуто согласие сторон по определенным вопросам, согласно с приказом в срок до 3-х месяцев документ должен быть подписан сторонами, вместе с этим должен быть составлен протокол разногласий.

Что касается коллективных переговоров по подготовке соглашений, то их ведут комиссии, которые образованы на соответствующем уровне. Работников представляют профсоюзы или объединения профсоюзов. Если в организации действует более одного профсоюза, для ведения переговоров создается единый представительный орган.

Если не один профсоюз или объединение не представляет интересы более 50% работников, представитель для ведения переговоров выбирается в ходе общего собрания. Стороны не имеют права отказываться от вступления в переговоры, так как это может повлечь административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность. 

Также вам будут полезны следующие статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/vedenie-kollektivnyh-peregovorov.html

Ответы адвоката
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: