Достаточно ли переподготовки для работы старшим воспитателем, если есть высшее образование не по профессии?

Содержание
  1. Профстандарт воспитателя ДОУ – педагога дошкольного образования | АБиУС
  2. Профессиональный стандарт воспитателя: для чего введен, когда принят
  3. Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?
  4. В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых вы можете претендовать на работу воспитателя
  5. Трудовые функции воспитателя по профстандарту
  6. Компетенции воспитателя по профстандарту
  7. Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту
  8. Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста
  9. Сроки введения профстандартов
  10. Ответственность за неприменение профстандарта
  11. Особенность используемой терминологии
  12. Основные последствия введения профстандартов
  13. В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?
  14. Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?
  15. Профессия воспитатель детского сада – обзор курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации воспитателей ДОУ
  16. Кто такой воспитатель ДОУ: что нужно знать о профессии?
  17. Задачи и обязанности
  18. Работа и зарплата
  19. Плюсы и минусы профессии
  20. Какие навыки нужны?
  21. Какое образование необходимо, и куда можно поступать?
  22. Что нужно сдавать для поступления?
  23. Сколько учиться после 9 и 11 класса?
  24. Возможно ли дистанционное обучение на воспитателя?
  25. Как часто должны проходить курсы повышения квалификации воспитатели?
  26. ВУЗы и академии
  27. Колледжи и техникумы
  28. Курсы переподготовки на воспитателя дошкольного учреждения
  29. Курсы для повышения квалификации воспитателей
  30. Тренинги для воспитателей детского сада
  31. Хочу работать в детском саду: куда пойти учиться на воспитателя
  32. Куда пойти учиться
  33. 2. Если вы выпускник или получили другую специальность — вуз по направлению «Образование и педагогическая деятельность»
  34. 3. Если вы педагог или получили другую специальность — профессиональная переподготовка
  35. 4. Если вы педагог или получили другую специальность — специализированные курсы для монтессори, вальдорфских и английских садов
  36. Убедитесь ещё раз: как понять, что вы сможете быть воспитателем
  37. Как часто нужно проходить переподготовку воспитателю и учителю, в каких случаях, какая продолжительность – SNTA
  38. Нужно ли проходить переподготовку учителю?
  39. Сколько нужно часов для переподготовки учителя?
  40. Нужно ли проходить переподготовку воспитателю?
  41. Сколько нужно часов для переподготовки воспитателя?

Профстандарт воспитателя ДОУ – педагога дошкольного образования | АБиУС

Достаточно ли переподготовки для работы старшим воспитателем, если есть высшее образование не по профессии?

3 окт. 2019

Светлана Муньёс

5 минут

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.

Примечательна история этого профстандарта: он чаще остальных подвергался изменениям и в настоящее время опять находится на стадии пересмотра. Введение обновленного профстандарта запланировано на 1 сентября 2019 года.

«Довольно сложно стандартизировать творческую сторону профессии воспитателя в детском саду», – так эксперты объясняют постоянный пересмотр этого документа. Возможно ли подвести к каким-либо стандартам педагогическую миссию? Вопрос спорный. Поэтому профстандарт воспитателя дошкольного учреждения и по сей день вызывает горячие споры и повышенный интерес в профессиональном сообществе.

Профессиональный стандарт воспитателя: для чего введен, когда принят

До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.

Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.

Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).

5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.

Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:

– Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.

 –  Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.

Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?

Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.

В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых вы можете претендовать на работу воспитателя

Вариант 1. Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).

Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.

Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.

Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).

Требований к опыту работы нет.

Трудовые функции воспитателя по профстандарту

Согласно профстандарту воспитатель выполняет следующие трудовые функции:

1) Воспитательная;

Трудовые действияНеобходимые умения
Регулирование поведения детей для обеспечения безопасной образовательной среды;Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы;Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию детей, независимо от их способностей и характера;Управлять группой с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
Проектирование и реализация воспитательных программ;Анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);Защищать достоинство и интересы дошкольников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание детьми;
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
Развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей), помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка;

2) Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.

Трудовые действияНеобходимые умения
Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте;
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды через обеспечение безопасности жизни, поддержание эмоционального благополучия ребёнка;Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей в соответствии с образовательной программой;
Планирование и реализация образовательной работы в группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования;Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;
Организация и проведение педагогического мониторинга освоениядетьми образовательной программы;Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в группе;Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы;Владеть информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы;
Формирование психологической готовности к школьному обучению;
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

Компетенции воспитателя по профстандарту

Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:

  • основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования;
  • история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
  • основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
  • специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
  • основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
  • общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
  • особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
  • основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
  • современные тенденции развития дошкольного образования.

Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту

Чтобы соответствовать профстандарту, педагог дошкольного образования должен проходить обучение в учреждениях ДПО. Профессиональная переподготовка предусмотрена для тех, кто не имеет профильного образования. Программы повышения квалификации  созданы для повышения профессионального уровня (один раз в три года).  

В Академии реализуется перечень программ для педагогов ДОО по направлению «Дошкольное образование» с получением необходимых компетенций:

Программы профессиональной переподготовки

Программы повышения квалификации

Программы профессионального обучения

  • «Младший воспитатель»;
  • «Помощник воспитателя».

Преимущества обучения в АБиУС для воспитателей

  • Преподаватели-разработчики – действующие профессионалы в сфере дошкольного образования;
  • Все программы обучения для воспитателей соответствуют действующему профстандарту педагога и требованиям ЕКС.
  • Удобная и понятная система дистанционного обучения – доступ с ПК, смартфона, планшета.
  • Гибкий график и режим обучения – выбор даты начала обучения, интенсивный или обычный режим.
  • Персональный куратор по вопросам обучения, оформления документов и т.д.
  • Доступные цены – социальный вклад АБиУС в развитие профессионального сообщества страны (скидки, рассрочка, программа лояльности);

Источник: https://www.akbiz.ru/publications/profstandart-vospitatelya

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Достаточно ли переподготовки для работы старшим воспитателем, если есть высшее образование не по профессии?

Актуальный материал: “Министерство просвещения разъяснило порядок применения профстандарта «Педагог»”

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Материалы по теме:

Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года

Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»

Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы 

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).

Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.

2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018).

Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г.

работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.

К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.

Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.

Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».

Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.

N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.

Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.

Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.

Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению.

Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.

Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования.

Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.

 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут.

Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г.

работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.

2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.

При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч.

 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Источник: https://pedagog-prof.org/zashchita-prav/prava-pedagogov/profstandart-pedagog-raz-yasneniya-yurista

Профессия воспитатель детского сада – обзор курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации воспитателей ДОУ

Достаточно ли переподготовки для работы старшим воспитателем, если есть высшее образование не по профессии?

Время чтения: 6 минут(ы)

Если человек любит детей, не боится трудностей, и интересная работа для него важнее всего, то ему подойдет профессия воспитателя детского сада. Чтобы получить ее, нужно окончить ВУЗ, колледж или техникум.

Кто такой воспитатель ДОУ: что нужно знать о профессии?

Если говорить вкратце, воспитатель детсада – это человек, обеспечивающий воспитание и правильное развитие детей в дошкольном образовательном учреждении. Нередко чтобы стать им, сначала нужно поработать некоторое время на должности «помощник воспитателя».

Вот какие виды воспитателей бывают:

  • воспитатель логопедических групп;
  • педагог по легоконструированию;
  • воспитатель по ОВЗ;
  • преподаватель по ИКТ.

Также существует должность младшего воспитателя.

Задачи и обязанности

Вот какие задачи и обязанности обычно возлагают на воспитателя детского сада:

  • осуществление программы воспитания и образования детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС;
  • наблюдение за поведением воспитанников;
  • способствование развитию у детей социальных навыков, коммуникации с другими людьми;
  • обеспечение безопасности детей;
  • оказание подопечным первой медицинской помощи в случае необходимости.

Работа и зарплата

Заработная плата дошкольного педагога невысока. Так, в Москве и Санкт-Петербурге она оставляет от 25 000 до 50 000, а в других регионах страны – от 15 000 до 35 000.

Однако это компенсируется хорошими возможностями для карьерного роста. Первая его ступень – старший воспитатель. Для этого нужен приказ о направлении на курсы повышения, после прохождения которых можно занять эту ставку. Если у воспитателя есть высшее образование, со временем он может занять должность руководителя детского сада.

Найти работу воспитателю не трудно, специалисты этой категории нужны всегда, и открытых вакансий достаточно много.

Плюсы и минусы профессии

Вот положительные стороны профессии:

  • высокая востребованность;
  • возможность карьерного роста;
  • творческая работа;
  • постоянное общение с детьми;
  • общественная польза.

А это – недостатки специальности:

  • низкая зарплата;
  • большая ответственность;
  • высокий уровень стресса.

Какие навыки нужны?

Воспитателю потребуются следующие навыки и личные качества.

  • Умение общаться с детьми. Пожалуй, это основной навык представителя этой профессии.
  • Умение объяснять. Растолковать что-нибудь ребенку порой бывает очень сложно.
  • Терпение. Оно как никогда нужно при работе с детьми.
  • Внимательность. Педагог детского сада должен вовремя замечать, что у подопечного не все в порядке.
  • Ответственность. Дошкольный преподаватель отвечает за каждого своего воспитанника, и он должен это осознавать.
  • Стрессоустойчивость. Работа с детьми сопряжена со стрессом. Воспитатель должен быть к нему устойчив, ему должно хорошо даваться снятие эмоционального напряжения.

Какое образование необходимо, и куда можно поступать?

Чтобы стать дошкольным педагогом, можно закончить:

  • ВУЗ;
  • ССУЗ (ПТУ или техникум);
  • специализированные курсы.

Что нужно сдавать для поступления?

Для поступления в институт или университет необходимо сдать:

  • русский язык;
  • математику;
  • биологию;
  • обществознание.

Проходной балл по ЕГЭ зависит от конкретного учебного заведения. Для обучения в ССУЗе потребуются только математика и русский язык. А на курсах вообще не проводят вступительные испытания – достаточно заключить договор оказания образовательных услуг и заплатить за обучение.

Сколько учиться после 9 и 11 класса?

Учеба после 11 класса займет 2 года и 10 месяцев. Если у абитуриента окончено всего 9 классов школы, то обучение продлится на один год больше.

Возможно ли дистанционное обучение на воспитателя?

На дошкольного педагога можно выучиться и дистанционно. Для этого существуют онлайн-курсы самых разных направлений:

  • курсы для воспитателей по робототехнике;
  • компьютерные курсы;
  • курсы по оказанию первой медицинской помощи.

Кроме того, с помощью онлайн-подготовки возможна переквалификация на другое направление внутри профессии.

В целом люди довольны онлайн-программами, отзывы о них положительные.

Как часто должны проходить курсы повышения квалификации воспитатели?

Все педагогические работники должны проходить повышение квалификации раз в три года. Занимает оно, как правило, две недели, однако этот срок может отличаться в зависимости от региона.

На время профподготовки педагоги вновь становятся студентами: пишут конспекты, выполняют домашние задания, ведут дневник стажировки.

По результатам занятий проводят экзамен. Те, кто его сдал, допускаются к работе. «Завалившим» испытание дают еще одну попытку на пересдачу. Если она не увенчалась успехом, их ждет увольнение.

ВУЗы и академии

Вот пять московских ВУЗов, где получить образование воспитателя.

  • МГУ имени М. Ломоносова. Стоимость обучения – 205 000 рублей за двенадцать месяцев, а по времени оно займет 4 года для бакалавриата и 6 лет для магистратуры. Есть здесь и программа подготовки специалистов, занимающая 5 лет.
  • Московский государственный областной университет. Учеба здесь обойдется в 228 500 рублей за один год, а продлится – 4 года, если получать степень бакалавра, и 6 лет – магистра.
  • Московский городской педагогический университет. Цена образовательной программы в этом учебном заведении – 197 400 рублей за два семестра, а длится курс 4 года или 6 лет.
  • Московский психолого-педагогический университет. Стоимость учебы – 195 000 рублей за один год, а ее время – 4 года на бакалавриате и 6 лет в магистратуре.
  • Российский государственный гуманитарный университет. Обучение здесь стоит 166 800 рублей за двенадцать месяцев, а его срок составляет 4 года для бакалавра и 6 лет для магистра.

А это – пятерка санкт-петербургских ВУЗов, где можно получить диплом воспитателя.

  • Российский государственный педагогический университет имени А. Герцена. Стоимость учебы – 149 670 рублей за обучение в течение двух семестров, а ее общая продолжительность – 4 года или 6 лет в зависимости от программы подготовки.
  • Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Лесгафта. Один год обучения обойдется в 98 000 рублей. Его продолжительность будет равна 4 годам для бакалавров и 6 годам для магистров.
  • Институт специальной педагогики и психиатрии. Стоимость учебы – 67 000 рублей за обучение на протяжении двух семестров, срок программы составит 4 года для получения степени бакалавра и 6 лет, если абитуриент хочет стать магистром.
  • Санкт-Петербургский университет управления и экономики. Стоимость обучения – 72 000 рублей за один год, продолжительность – 6 лет в магистратуре и 4 года на бакалавриате.
  • Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет. Срок обучения – 4 года для бакалавров и 6 лет для магистров, а его стоимость – 76 000 рублей в год.

Во всех этих образовательных учреждениях можно учиться заочно. Кроме того, в них имеется бюджетное отделение, на котором можно получить образование бесплатно.

Колледжи и техникумы

Вот пять колледжей и техникумов Москвы, где можно выучиться на воспитателя.

  • Московский городской открытый колледж. Стоимость обучения – 33 000 рублей в год, срок 2 года и 10 месяцев при наличии 11 классов.
  • Педагогический колледж № 10. Цена учебы – 48 000 рублей за два семестра, а ее продолжительность – 2 года и 10 месяцев, если абитуриент зачислен после 11 класса.
  • Педагогический колледж № 18 «Митино». Срок обучения – 2 года и 10 месяцев при наличии 11 классов, а его стоимость – 60 000 рублей за один год.
  • Колледж РГСУ. Цена образования – 88 000 рублей в год, длительность – 2 года и 10 месяцев при наличии полного среднего образования у абитуриента.
  • Гуманитарный техникум экономики и права. Цена – 58 000 рублей в год, продолжительность – 2 года и 10 месяцев, если поступать с 11 классами.

Есть ССУЗы по этому направлению и в северной столице.

  • Педагогический колледж № 1 имени Н. Некрасова. Цена учебы – 56 000 рублей за два семестра, а длится она 2 года и 10 месяцев при поступлении после 11 класса.
  • Ленинградское областное заочное педагогическое училище. Стоимость обучения – 44 000 рублей в год, длительность – 3 года и 10 месяцев (из-за заочной формы обучения).
  • Санкт-Петербургский педагогический колледж № 4. Учеба здесь будет стоить 32 000 рублей за один год, а ее продолжительность составит 2 года и 10 месяцев, если поступать после 11 класса.
  • Санкт-Петербургский педагогический колледж № 2. Стоимость обучения – 36 000 рублей в год, срок – 2 года и 10 месяцев при наличии у поступающего 11 классов.
  • Санкт-Петербургское музыкально-педагогическое училище. Год обучения здесь обойдется в 40 000 рублей, а весь курс займет 2 года и 10 месяцев, если поступать с 11 классами.

Курсы переподготовки на воспитателя дошкольного учреждения

Вот пять московских курсов, на которых недорого проводится переподготовка воспитателя на базе высшего образования.

  • «Учебно-методический портал». Стоимость – 10 500, срок – 72 часа.
  • «Педкампус». Цена – 6 195, срок – полтора месяца.
  • «Педсовет». Продолжительность – 3 недели, стоимость 9 800.
  • Курсы «МПГУ». Стоимость – 10 000, время – 4 недели.
  • Курсы «МАСПК». Стоимость – 12 100, срок – 2 месяца.

А это – аналогичные курсы воспитателя детского сада в северной столице.

  • «Университет профессиональной переподготовки». Цена – 16 000 рублей, срок – 3 недели.
  • СПб АППО. Стоимость – 13 000, срок – 2 недели.
  • Курсы при Некрасовском колледже. Цена – 18 000, срок – 2 месяца.
  • Образовательный центр «Северная столица». Стоимость – 17 500, длительность – 3 недели.
  • «Центр креативной педагогики психологии». Стоимость – 15 500, срок – 4 недели.

Курсы для повышения квалификации воспитателей

Вот пятерка московских курсов повышения квалификации для воспитателей детского сада.

  • «Столичный институт профессионального образования». Цена – 11 000, продолжительность – месяц.
  • Курсы при колледже имени Федорова. Стоимость – 14 000, длительность – 4 недели.
  • «Институт дистанционного повышения квалификации». Стоимость – 16 200, срок – 2 недели.
  • «Школа цифрового века «Первое сентября». Цена – 10 800, длительность – 3 недели.
  • Курсы МИОО. Стоимость – 8 460, срок – 2 недели.

Есть подобные курсы и в Петербурге.

  • Учебный центр «Педагогический альянс». Стоимость – 31 700, продолжительность 2 месяца.
  • «Единый центр подготовки кадров». Цена – 21 500, срок – полтора месяца.
  • Обучающий центр «Коннесанс». Стоимость – 17 000, срок – 3 недели.
  • Учебный центр «Экстерн». Цена – 16 500, срок – 4 недели.
  • «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования». Стоимость – 20 000, срок – 4 недели.

Тренинги для воспитателей детского сада

Вот пятерка столичных тренингов для дошкольных педагогов.

  • Тренинг психолога с воспитателями «Психологи – саду». Стоимость – 3 800, длительность – 1 день.
  • «Полотно счастья». Стоимость – 2 000, срок 1 день.
  • Тренинг «Я+ТЫ=МЫ». Стоимость – 4 000, время – 1 день.
  • Тренинг детского центра «Союз». Стоимость – 7 500, длительность – 2 дня.
  • Тренинг центра «Дошколенок». Цена – 5 000, продолжительность – 1 день.

Есть подобные занятия и в Санкт-Петербурге.

  • Тренинги Некрасовского колледжа. Стоимость – 2 800, срок – 1 день.
  • Тренинг «Санкт-Петербургской школы бизнеса». Цена – 3 200, срок 1 день.
  • Тренинг Ольги Шаховой. Стоимость 4 500, время – 1 день.
  • Тренинг «Пойми меня» на базе центра «Маам». Стоимость – 3 000, срок – 1 день.
  • Тренинг Вальдорфского частного детского сада. Цена – 6 000, время – 1 день.

Воспитатель – профессия для энтузиастов. Чтобы заниматься с дошкольниками, надо очень любить детей.

Тем, кто хочет стать воспитателем, следует помнить о трудностях, которые принесет будущая профессия: ответственность, высокий уровень стресса.

Кроме того, у специалистов дошкольного образования низкие зарплаты. Впрочем, это компенсируется высокой востребованностью таких специалистов: без работы они не останутся.

Вам помогла эта статья? Будем благодарны за оценку:

Источник: https://specworkgid.ru/obuchenie-professiyam/vospitatel-dou.html

Хочу работать в детском саду: куда пойти учиться на воспитателя

Достаточно ли переподготовки для работы старшим воспитателем, если есть высшее образование не по профессии?

Психологи много раз чётко объяснили всем, какую важную роль детство играет для формирования личности. Если вы чувствуете желание и силы влиять на детей на самом раннем этапе их развития — добро пожаловать в детский сад. Рассказываем, как стать воспитателем, если вы ещё учитесь в школе, выпустились из неё или (случайно) получили другое высшее образование

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Перед тем, как получать образование в области дошкольной педагогики, определитесь, чем именно вы хотели бы заниматься. Работать в группе с детьми или разрабатывать учебный план и управлять работой детского сада в целом. От этого зависит, какой диплом вам получать и сколько лет учиться.

С точки зрения закона, работником детского сада может стать любой совершеннолетний гражданин России, если он соответствует всем требованиям, прописанным в профстандарте педагога и едином квалификационном справочнике. Главное — не нарушать статью 331 Трудового кодекса (не иметь непогашенной судимости или затяжного психического расстройства).

Дальше нужно решить, каким воспитателем вы хотите стать. Они бывают двух типов.

Непосредственно работает «в поле», делает зарядку, проводит занятия (учит считать, рисовать или складывать оригами), разнимает Сашу и Дашу, следит, чтобы на тихом часе было действительно тихо — обычный воспитатель.

Имея высшее образование и проработав три года, можно стать старшим воспитателем. Он больше находится «за кадром» — разрабатывает методики, занимается планированием, отчётностью, аттестацией, закупками, проводит родительские собрания, организует мероприятия. А там до заведующего недалеко.

Куда пойти учиться

Срок обучения: 3-3,5 лет

В некоторых детских садах при приёме на работу именно выпускникам колледжей отдаётся особое предпочтение — программа в них более подробная и практически ориентированная. Во время обучения студенты проходят практику, поэтому выпускаются не только с хорошим багажом теоретических знаний, но и пониманием, как функционрует детский сад и насколько они готовы к такой работе.

Где учат: Педагогический колледж № 15 (Москва), Колледж при МГПУ, Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга, Свердловский областной педагогический колледж.

2. Если вы выпускник или получили другую специальность — вуз по направлению «Образование и педагогическая деятельность»

Срок обучения: 4-5 лет

Хотя большинство детских садов готовы принять на работу сотрудников, у которых есть любой педагогический диплом, Управление дошкольного образования настаивает, чтобы работники детского сада всё-таки имели специализированный диплом с квалификацией «воспитатель». Такие студенты углубленно изучают методики развития именно дошкольников — это стоит иметь в виду при поступлении в вуз.

Пример названия программ с присвоением квалификации «воспитатель»: «психология и педагогика дошкольного образования», «дошкольное и начальное образование», «дошкольное образование и логопедия».

Где учат: кафедра дошкольной педагогики МПГУ, Томский государственный педагогический университет, Ленинградский государственный университет имени Пушкина.

3. Если вы педагог или получили другую специальность — профессиональная переподготовка

Срок обучения: 3-12 месяцев

Довольно часто желание работать с детьми посещает людей во взрослом возрасте, когда за спиной уже есть высшее образование или карьера в другой области.

Специально для тех, кто внезапно решил сменить направление деятельности, предусмотрены программы профессиональной подготовки на базе первого высшего. Чтобы на неё поступить, не нужно сдавать экзамены — только оплатить курс.

В сжатые (иногда даже слишком) сроки вы погрузитесь в дебри детской психологии и методик школьного образования.

Если направление вашей текущей деятельности никак не связано с педагогикой, курсы профпереподготовки должны удовлетворять следующим требованиям: быть не менее 1000 часов, а документ об образовании присваивать квалификацию воспитателя.

Где учат: Педкампус, Дошкольное образование в институте Герцена, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург).

4. Если вы педагог или получили другую специальность — специализированные курсы для монтессори, вальдорфских и английских садов

Срок обучения: 10-12 месяцев

Как правило, детские сады, в которых применяются специальные методики, частные. Главным образом потому, что подразумевают создание особой развивающей среды, выходящей за рамки государственных стандартов.

Специалистов монтессори-педагогики и вальдорфских садов готовят в специальных центрах — как в формате повышения квалификации (для тех, кто уже отучился в педагогическом вузе по специальности), так и профессиональной переподготовки (для тех, у кого первое образование непедагогическое). При выборе центра подготовки важно обращать внимание на его лицензию и аккредитацию.

Что касается работы воспитателем в частных детских садах на английском языке, в дополнение к педагогическому образованию нужно иметь высокий уровень английского — не ниже уверенного Advanced. Сертификаты о сдаче международных экзаменов, подтверждающие языковой уровень, не нужны — достаточно пройти интервью на английском и продемонстрировать свои знания.

Где учат: Международный институт монтессори-педагогики, Дошкольный Вальдорфский Центр, Центр «Монтессори-Питер», Евразийский центр монтессори-педагогики, Периодический семинар для учителей вальдорфских школ.

Убедитесь ещё раз: как понять, что вы сможете быть воспитателем

1. Не боитесь проверить себя. Можно устроиться няней или помощником воспитателя (для этого необязательно нужно педагогическое образование) и понаблюдать за происходящим со стороны. Можно пообщаться со знакомыми работниками дошкольного образовательного учреждения.

2. Готовы тратить на это много времени. Воспитатель — не та профессия, на которую все поголовно идут от безысходности или в качестве эксперимента. Чтобы работать с детьми, важно осознавать свои возможности и ресурсы, быть замотивированным и готовым к бесконечному самообразованию.

3. Соответствете требованиям. Решите для себя, в каком детском саду вам хотелось бы работать. Позвоните в него и узнайте точные требования к воспитателям — несмотря на введение единого профстандарта педагога в 2017 году, многие учреждения по-разному оценивают квалификацию кандидатов на работу.

4. Осознаёте риски. Изучите возможность профилактики эмоционального выгорания. Педагоги находятся в топе списка профессий, наиболее подверженных возникновению этого синдрома. Поэтому учиться справляться с ним нужно задолго до того, как первые симптомы застанут вас на рабочем месте.

Если вы готовы, 27 сентября станет вышем профессиональным праздником. Именно сегодня в России отмечается день воспитателя и всех дошкольных работников.

Источник: https://mel.fm/instruktsii/9631475-educator_work

Как часто нужно проходить переподготовку воспитателю и учителю, в каких случаях, какая продолжительность – SNTA

Достаточно ли переподготовки для работы старшим воспитателем, если есть высшее образование не по профессии?

Подобный запрос достаточно часто можно найти в сети. Но в целом необходимо понимать всю некорректность построения данного запроса. Дело в том, что изначально в дополнительном профессиональном образовании есть два варианта обучения – повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

Первый формат направлен на совершенствование компетенций специалиста, а второй – получение новой профессии.

В связи с этим в данном материале будут рассмотрены случаи, когда педагогическим работникам необходимо проходить профессиональную переподготовку, а также периодичность обучения в рамках курсов повышения квалификации.

Трудовая деятельность учителей и воспитателей регулируется Приказами Министерства труда и профессиональным стандартом по направлению «Педагог».

Данный стандарт регулирует кадровую политику школ и садиков, систему управления персоналом, порядок проведения аттестации, оплату труда и т.д.

Согласно Постановлениям Правительства, все образовательные организации должны перейти на данный профессиональный стандарт к началу 2020 года. Как же часто придётся проходить переподготовку воспитателям и учителям?

Нужно ли проходить переподготовку учителю?

Мы живем в стремительно развивающемся мире, где постоянно что-то меняется и совершенствуется. Именно поэтому школьные учителя должны регулярно обновлять свою базу знаний, совершенствовать свои навыки и умения, познавать новые учебные и воспитательные методики.

Все учителя начальных и средних школ обязаны проходить повышение квалификации. Регулярность прохождения курсов дополнительного профессионального образования регулирует Федеральный закон. Так, каждый работник профиля «Педагогическая деятельность» должен проходить курсы каждые три года. Срок прохождения курсов в течении этих трех лет назначает работодатель.

Прохождение квалификационных и курсов по переподготовке подразумевает наличие у работника высшего образования. Кроме того, окончить курсы переподготовки могут люди, которые окончили ВУЗ по другим направлениям, но хотят работать учителем. Например, человек с непедагогическим образованием по направлению «Биология» может окончить соответствующий курс переподготовки и работать в школе.

Целью прохождения переподготовки является получение новой квалификации (необходимого уровня компетенции). При этом курсы по переподготовке могут реализоваться как поэтапно, так и непрерывно. Кроме того, слушатель должен усвоить определенные дисциплины и пройти практику. По завершению программы работники должны пройти аттестацию. Её проводит учреждение ДПО, в которой слушатель обучался.

Сколько нужно часов для переподготовки учителя?

Продолжительность переподготовки регулируется законодательством и программой учреждения ДПО. За это время слушатель должен усвоить необходимые знания для получения квалификации. Минимальный срок квалификационных курсов должен составлять не менее шестнадцати академических часов, тогда как переподготовка по данному направлению должна превышать 250 академ. часов.

Нужно ли проходить переподготовку воспитателю?

Как и учителя младшей и средней школы, воспитатели должны проходить курсы повышения квалификации. Согласно профстандарту, периодичность прохождения курсов дополнительного профессионального образования составляет 1 раз в 3 года.

Если же у специалиста изначально нет соответствующей подготовки и они имеет образование иной направленности, то ему необходимо пройти курсы профпереподготовки.

Следует отметить, что курсы по переподготовке дают возможность воспитателю:

  • работать с детьми, у которых различные нарушения развития;
  • претендовать на место старшего воспитателя;
  • занимать должность руководителя детсада.

Также пройти переподготовку могут пройти учителя и психологи, имеющие педагогическое образование. После получения диплома о переподготовке по соответствующему направлению, специалист может работать воспитателем.

Программа курса охватывает несколько модулей о базовых законах развития детей, программы коррекции поведения, основные аспекты обучения, воспитания и формирования социальных навыков. Слушатели ознакомятся с работами ведущих детских психологов, получат актуальную информацию о современных образовательных программах.

Также, как и учителя, воспитатели обязаны регулярно улучшать свои навыки. От профессиональной компетенции работника дошкольного образовательного учреждения напрямую зависит социальное развитие детей, формирование мировоззренческих и духовных ценностей. Их способность контактировать со сверстниками и взрослыми, адаптироваться в коллективе, обучаться новым навыкам. 

Сколько нужно часов для переподготовки воспитателя?

Как и в случае переподготовки на учителя, срок программы устанавливает образовательное учреждение.

Приблизительная продолжительность освоения программы для слушателей, которые не имеют педагогического образования составляет 504 академических часа.

Учителя и психологи, которые желают работать воспитателем, обязаны пройти переподготовку, продолжительность которой не менее 252 академических часа.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Источник: https://www.snta.ru/press-center/kak-chasto-nuzhno-prokhodit-perepodgotovku-vospitatelyu-i-uchitelyu/

Ответы адвоката
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: