Административная ответственность

Содержание
  1. Административная ответственность
  2. Функции административной ответственности
  3. Законодательные основы административной ответственности
  4. Административная ответственность: что это такое, какие наказания предусматривает?
  5. Понятие административной ответственности и основания для нее
  6. Состав административного правонарушения
  7. Признаки административного правонарушения
  8. Характерные черты административной ответственности
  9. Виды административных взысканий
  10. Сроки рассмотрения дела об административной ответственности
  11. Какие органы рассматривают?
  12. Порядок обжалования
  13. Заключение
  14. Административная ответственность должностных лиц и особенности привлечения
  15. Кто является должностным лицом?
  16. Ответственность по законодательству
  17. Порядок и сроки привлечения
  18. Особенности привлечения
  19. Административная ответственность: понятие, сущность, отличительные признаки, меры
  20. Характерные черты и функции административной ответственности
  21. Свойственные черты
  22. Виды функций
  23. Совокупность и сущность отличительных признаков
  24. Понятие административной ответственности по КоАП РФ
  25. Административная ответственность физических лиц
  26. Административная ответственность должностных и юридических лиц
  27. Возбуждение дела об административном правонарушении

Административная ответственность

Административная ответственность

Определение 1

Вообще, юридическая ответственность – это существенная часть правовой системы, которой посвящено множество научных работ правоведов и юристов.

Однако официального и признанного понятия юридической ответственности нет, существует большое количество различных ее понятий и определений.

Так, ряд научных работников предлагают понимать юридическую ответственность как способность переносить негативные юридические результаты нарушения закона.

Следует отметить, это понятие сложное и многогранное, поскольку количество физических и юридических лиц, способных претерпевать негативные результаты нарушения закона, гораздо больше количества субъектов права, несущих ответственность, так как многие из правонарушений попросту не были выявлены, или не установлены их субъекты, а также возможно истечение сроков давности привлечения к ответственности.

Меры правового принуждения используются по отношению ко многим субъектам (и к невменяемым лицам, и к очевидцам, которые игнорируют повестки в суд, и к лицам, помещаемым в приемники-распределители и другим), но они не считаются мерами юридической ответственности. Административная же ответственность представляет собой государственную реализацию административно-правовых наказаний по отношению к физическим и юридическим лицам, которые совершили административное правонарушение .

  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

Рисунок 1. Адимнистративная ответственность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ее можно рассматривать как правовую ответственность за административные нарушения закона. При этом следует учитывать, что объектом в данном случае являются общественные отношения в сфере государственного управления.

Но с одной стороны, административная ответственность устанавливается за посягательства на таможенные, налоговые отношения, а также связанные с охраной собственности, прав и свобод граждан, окружающей среды и т.д.

, а с другой – она используется за несоблюдение не любой нормы административного права, а лишь тех из них, что содержат распоряжение на административную ответственность.

Функции административной ответственности

Административная ответственность употребляется как актуальное средство правоохраны, борьбы с определенным видом нарушений – административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, но встречаются гораздо чаще, чем преступления.

  1. Главной функцией административной ответственности считается ее предупредительная функция. Ее сущность состоит в том, что она побуждает юридических и физических лиц к соблюдению законодательства.

    Основа этого предполагает нравственное действие на субъект правоотношения, предотвращающее противоправное деяние или бездействие. Формируемы таким образом необходимые этические посылы, способны ограждать общество от нарушений административно-правовых норм.

    Учитывая большую распространенность административных правонарушений в отличие от преступлений, можно с уверенность говорить об эффективности данной функции.

  2. Правозащитная функция заключается в создании специального правового устройства, которое способно оградить частноправовые интересы граждан от властного произвола государственных органов. Но у этой функции есть и еще одна задача, выраженная в законодательной регламентации мер административного принуждения, использование которых невозможно согласно Конституции РФ.

  3. Следующая функция административно-правовой ответственности – ограничительная. В большинстве случаев цель административных наказаний заключается в лимитировании результатов ущерба от возможных нарушений закона.

    К ним, относятся, например, лишения специального права, административный арест, административное выдворение. Однако в отличие от других функций, применение ограничительной функции не всегда эффективно.

    Так, устное предупреждение или же отдельные виды административных штрафов не всегда способствуют лимитированию повторных административных проступков.

  4. Другая функция ответственности по административному праву действует в общегосударственных интересах. Любое государство заинтересовано в правовой регламентации особенных карательных способов, не сопряженных с применением специализированных мер физического или же психического принуждения, которые присущи уголовному преследованию.

Законодательные основы административной ответственности

Определение 2

Законодательные основы административной ответственности – это целостная система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, которые устанавливают административную ответственность.

Среди данных законодательных источников первостепенная роль Конституции РФ. Она разделяет полномочия федеральных государственных органов и органов власти субъектов федерации в сфере административного законодательства (в том числе, касающегося административной ответственности).

Административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

В данном случае действует то, что законы и другие акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральным законами и не должны им противоречить.

Если же имеется противоречие между федеральными законами, изданными по предметам ведения РФ и по предметам ее общего ведения с субъектами Федерации, то функционирует федеральный закон РФ.

Кодекс об административных правонарушениях является ключевым федеральным актом, он устанавливает административную ответственность физических лиц.

Действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года. По своей структуре он состоит из Общей и Особенной частей.

Общая часть констатирует основные положения в области административной ответственности, а Особенная дает классификацию административных правонарушений и указывает конкретные виды административных взысканий за их совершение.

Ответственность за административные нарушения закона начинается на основании законодательства, действующего в период и по месту совершения правонарушения.

Акты, смягчающие или же отменяющие административную ответственность имеют обратную силу, то есть распространяются и на нарушения закона до издания данных актов. Акты, устанавливающие или же усиливающие административную ответственность, обратной силы не имеют.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/otvetstvennost_po_administrativnomu_pravu/administrativnaya_otvetstvennost/

Административная ответственность: что это такое, какие наказания предусматривает?

Административная ответственность

» Гражданское право » Что такое административная ответственность, кто ее может понести?

Административная ответственность – это то, с чем сталкиваются многие граждане на протяжении своей жизни. Причем зачастую неумышленно, попросту не осознавая, что своими действиями или бездействиями они нарушают закон.

Чтобы избежать непреднамеренного привлечения к исполнению наказания, каждому человеку стоит позаботиться об изучении хотя бы основ Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, где определены все ключевые позиции, касающиеся АО.

Понятие административной ответственности и основания для нее

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
  • Позвонить:
    • Федеральный номер: +7 (800) 511-86-74

Для понимания того, что такое административная ответственность среди других видов юридической ответственности, стоит обратиться к ст.2.

1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, где определяется основание для привлечения к АП, выступающее в качестве противоправного действия или бездействия гражданина или юридического лица, в отношении которых предусмотрены меры взыскания положениями настоящего кодекса или нормами иных законодательных актов.

Ее суть заключается в реализации уполномоченными государственными ведомствами инструментов принуждения к лицам, совершившим административной правонарушение, в регламентированном порядке.

Состав административного правонарушения

Под составом АП понимается совокупность юридических элементов, которые позволяют идентифицировать правонарушение как административное:

  • объект – то, что охраняется правовыми нормами;
  • объективная сторона – видимая сторона АП, которая позволяет ответить на следующие вопросы: как, каким образом, когда, где и с помощью каких средств было реализовано противоправное деяние;
  • субъект – человек или группа людей, нарушивших закон;
  • субъективная сторона – внутренняя сторона посягательства, где определены: вина – отношение лица к совершенному правонарушению и последствиям, мотив – причина для совершения правонарушения, цель – итоговая картина, которую стремится достичь нарушитель.

Понимание сути юридического состава обладает прямым практическим значением, так как позволяет отличить и верно квалифицировать административный проступок.

Признаки административного правонарушения

С учетом предусмотренных законом позиций в качестве признаков административного правонарушения можно выделить следующие положения:

Деяние.Выступает в качестве акта осознанного поведения. Может принимать как форму действия – пересечение проезжей части в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора, так и бездействия – игнорирование требования явиться в суд для выполнения обязанности принять статус заседателя.
Антиобщественное проявление.Посягательства на права и интересы третьих лиц, государства или социума: их список уточнен в ст.1.2 КоАП РФ и определяется с учетом отраженных в статье норм.
Виновность.Как и в случае с уголовным правом подразумевает под собой конструкцию с умыслом и неосторожностью.
Противоправность.Предполагается, что объект посягательства, не только имеет под собой ценность для гражданина, государства или социума, но также обеспечивается правом.

Также важно принимать к учету явление наказуемости, когда привлечение к ответственности и назначение меры взыскания за совершение административного правонарушения обеспечено государственными установками.

Характерные черты административной ответственности

Для административной ответственности присущи несколько важных черт, которые позволяют определить ее в ракурсе иных видов юридической ответственности. В качестве основных позиций можно выделить:

  • в основе АП содержится административное правонарушение.
  • привлечение к административной ответственности за нарушения в России является ключевым инструментом борьбы с самой распространенной категорий незаконных действий – административными;
  • в качестве одной из основных целей выступает воспитательное воздействие на нарушителя и предупреждение ему же, а также всем остальным гражданам;
  • предусматривает реализацию принудительных административных инструментов, где наказание выступает лишь в качестве одного из них;
  • регламент предусмотрен как на федеральном, так и на региональном уровне;
  • обеспечивается за счет большого перечня ведомств и должностных лиц, уполномоченных за выполнение мер ответственности и назначение наказания;
  • АП предусматривает три основания: материальное – перечень норм, подразумевающих привлечение к ответственности, фактическое – сама ситуация с совершенным нарушением, процессуальное – как правоприменительный документ;
  • процедура привлечения реализуется относительно оперативно и без лишних формальностей;
  • назначение наказания не предполагает увольнение с работы и получение судимости;
  • между уполномоченными лицами и нарушителями не учитывается вертикаль служебной подчиненности.

В дополнении стоит уточнить, что административная ответственность наступает исключительно перед государством.

Виды административных взысканий

Виды административной ответственности граждан закреплены в гл.3 КоАП РФ. Всего предусмотрено несколько категорий мер взыскания, а именно:

  • предупреждение в письменном виде – обычно выносится несовершеннолетним лицам или гражданам, уличенным в легком правонарушении впервые;
  • штраф в виде установленной суммы денежных средств;
  • изъятие предмета нарушения, будь то: деньги, оружие, нелегальная продукция и т.п. – конфискация совершается на безвозмездной основе в пользование государства;
  • лишение гражданина конкретных прав, к примеру, на вождение автомобиля или на хранение оружия;
  • арест, предполагающий помещение нарушителя в условия изоляции от социума;
  • выдворение за пределы территории Российской Федерации – если нарушитель является гражданином иного государства или апатридом;
  • дисквалификация, подразумевающая наложение запрета на занимание указанных должностей – обычно это касается государственных или муниципальных служащих, а также руководителей коммерческих организаций;
  • временная приостановка функционирования предприятия и представительств;
  • обязательные работы, заключающиеся в принудительной реализации полезных для социума работ после учебной или рабочей деятельности.

Вышеуказанный список мер взыскания являются исчерпывающим. То есть использование иных категорий наказания в местном законодательстве невозможно.

Сроки рассмотрения дела об административной ответственности

В соответствии со ст.29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается на протяжении установленного срока, которые может различаться в зависимости от нюансов ситуации:

  • в течение 15 дней с даты, когда уполномоченным ведомством были получены материалы;
  • срок увеличивается до двух месяцев, если разбирательство проводится с привлечением судебных структур;
  • также допускается продление еще на месяц, если в течение стандартного временного периода не удалось установить все важные обстоятельства, поэтому возникла необходимость в проведении дополнительных проверок;
  • если в качестве меры взыскания выступает арест или выдворение, то решение должно быть принято в течение двух суток с момента задержания нарушителя;
  • в случае с приостановлением предпринимательской деятельности или наложением временного запрета на ее осуществление дело должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента прекращения функционирования предприятия.

В дополнении по отдельным правонарушениям предусмотрены иные сроки: в пять (к примеру, ст.5.1-5.25 КоАП РФ) и десять дней (ст.14.15.2 и ст.14.15.3 КоАП РФ).

Важно принимать к учету и давность административной ответственности – период, в течение которого лицо, нарушившее положения КоАП РФ, может быть привлечено к наказанию – точная цифра отражена в ст.4.5 Кодекса и во многом определяется с учетом отдельных обстоятельств.

Какие органы рассматривают?

Строгое определение перечня лиц и ведомств, уполномоченных за открытие и ведение дел об административном правонарушении, позволяет обеспечить максимальную эффективность производства. Так, законодательством определены следующие органы и должностные лица:

  1. Судьи. Носят ведущую роль в рассмотрении дел, касающихся посягательства на: гражданские права, здоровье, благополучие население, имущество третьих лиц, финансовую систему и систему налогообложения РФ и региона, административный и общественный порядок и т.п. Их деятельность по таким случаям характеризуется как значительная гарантия прав привлекаемых к ответственности граждан.
  2. Органы внутренних дел. Ответственны в первую очередь за вынесение решения по правонарушениям, связанным с: приобретением и хранением наркотических веществ в небольших объемах, их употреблении без назначения врача; реализацией действий, направленных на нарушение безопасности движения железнодорожного, водного транспорта; незаконным сбытом продукции, продажа которой запрещена на территории РФ; нелегальными операциями с иностранной валютой; мелким хулиганством.
  3. Инспекция по правонарушениям в трудовой и социальной сфере. Данная структура в первую очередь обеспечивает интересы трудоустроенных лиц.
  4. Комиссия по защите прав несовершеннолетних. Формируется местными властями для рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, которые совершены несовершеннолетними лицами. Также принимаются к учету бездействия законных представителей детей, не выполняющих родительских обязанности.
  5. Государственные ведомства, ответственные за реализацию контрольно-надзорных функций и полномочий. Структуры данной направленности очень разнообразны и зачастую изменяются, что существенно снижает возможность обеспечения реального и строгого контроля за легальностью их деятельности.

К примеру, в данную категорию входят: служба по обеспечению государственной монополии на спиртосодержащую продукцию, миграционные и пограничные ведомства, инспекция по торговле, структуры по охране и использованию недр и т.п. – на данный момент полный перечень состоит из более чем 50 подразделений государственного аппарата.

Порядок обжалования

Перед оспариванием решения по делу об административном правонарушении нужно уточнить, куда следует направить жалобу:

  • вышестоящему должностному лицу;
  • в вышестоящее уполномоченное ведомство;
  • в суд.

Совместно с претензией нужно предоставить ряд доказательств необходимости изменения решения. С их учетом уполномоченным лицом может быть вынесено следующее решение:

  • оставить предыдущий результат без изменений;
  • решение корректируется по отдельным позициям: снижается сумма штрафа или уменьшается количество часов по обязательным работам;
  • постановление полностью отменяется;
  • дело возвращается на повторное рассмотрение.

Постановление может быть обжаловано на протяжении 10 суток со дня вручения получения материалов – в отдельных ситуациях срок снижается до 5 дней.

Важно! Пропуск срока не обязательно лишает гражданина права на оспаривание результатов дела – время может быть восстановлено, если нарушитель сможет подтвердить уважительность обстоятельств.

Заключение

В российской практике немало людей привлекается к административной ответственности. Причем граждане зачастую даже не осознают, что они нарушают закон.

Но знание основных позиций КоАП РФ, понимание того, какие меры взыскания могут быть реализованы и как можно будет обжаловать решения уполномоченных ведомств – все это позволит нарушителю обеспечить защиту собственных интересов в полной мере.

Ведь не редкость, когда должностные лица интерпретируют состав проступка неверно, что становится причиной выполнения более тяжких мер взыскания.

Источник: https://viplawyer.ru/administrativnaya-otvetstvennost/

Административная ответственность должностных лиц и особенности привлечения

Административная ответственность

Административная ответственность налагается не только на юридических лиц (предприятия, организации, учреждения), но и на их должностных представителей.

Обычно таким способом наказываются различные нарушения трудового законодательства, допущенные работодателями в отношении своих работников.

Причины для наказания руководителей бывают самим разными.

Например, штраф может быть наложен за неправильное ведение трудовых книг или их отсутствие, за ущемление прав работников, за неправомерное увольнение с рабочего места или отказ в приёме на вакантное место. Для каждого нарушения в Кодексе об административных нарушениях предусмотрено своё наказание и меры воздействия.

Кто является должностным лицом?

Под должностными лицами следует понимать работников, занимающих руководящие посты и наделённых временно или на постоянной основе властными и распорядительными полномочиями (согласно статье КоАП под номером 2.4).

Такими лицами решаются различные хозяйственные, финансовые, экономические, организационные и административные вопросы, связанные с деятельностью организации или предприятия, а также находящихся в подчинении работников или служащих.

В Уголовном кодексе определение должностных лиц несколько уже. К ним относят руководителей государственных и муниципальных учреждений, командиров силовых структур и военных частей.

Уголовной ответственности, как одному из видов юридической ответственности, подлежат руководители, допустившие особые нарушения, перечисленные в УК. В большинстве случаев к ним применяются лишь административные санкции и штрафы.

Если суммировать все законодательные нормы, к лицам, занимающим высокое должностное положение, следует относить:

  • руководителей государственных или муниципальных учреждений и организаций;
  • руководителей силовых ведомств, структур и подразделений;
  • руководителей военных частей (командиров);
  • руководителей гражданских и коммерческих предприятий и организаций;
  • работников низшего звена, занимающих ключевые должности с распорядительными, организационными, административными и хозяйственными функциями (например, к должностным лицам можно отнести начальника одного цеха);
  • лиц, занятых предпринимательской деятельностью (учитываются также предприниматели, не зарегистрированные в качестве юридического лица согласно примечанию к статье КоАП под номером 16.1).

Несмотря на возражения со стороны предпринимателей концепция преобразования их в юридических лиц (даже без соответствующей регистрации) будет развиваться. Так, в статье КоАП под номером 7.34 прямо указывается, что за нарушения в переоформлении прав пользования землёй (участком) предприниматели несут ответственность наряду с другими юридическими лицами.

Ответственность по законодательству

Из 442 статей Кодекса ответственность для лиц, занимающих высокие должностные посты, указана в 330 законодательных документах, то есть приблизительно 75% КоАП (в его основной части) относится к нарушениям, совершённым руководителями разных уровней.

Нарушения обычно связаны с участием указанных лиц в предпринимательской, административной или хозяйственной деятельности разных юридических субъектов:

  • Руководители посягают на права работников или граждан, зависящих от их деятельности. Такие нарушения отражены в пятой главе КоАП (50 статей из 55).
  • Допускают нарушения в сфере частной или государственной собственности. Этому посвящена седьмая глава Кодекса (29 статей из 33).
  • Нарушают правила пользования природными ресурсами и грубо попирают охрану природной среды. Перечень наказания для этого вида нарушений можно обнаружить в восьмой главе Кодекса (38 статей из 41).
  • Допускают нарушения в промышленной деятельности, строительстве объектов, в энергетическом пользовании. Ответственность для таких нарушителей указана в девятой главе Кодекса (14 из 14 статей).
  • Нарушают правила сельскохозяйственной и ветеринарной деятельности. Неправильно осуществляют и контролируют мелиорацию земель. Таким нарушения посвящена десятая глава Кодекса (также 14 статей из 14).
  • Допускают нарушения в сфере связи и информационных технологий. Перечень наказаний для этой категории руководителей можно увидеть в тринадцатой главе Кодекса (этой теме посвящено 23 статьи из 24).
  • Нарушают правила предпринимательской деятельности. Такие нарушения отображены в четырнадцатой главе Кодекса (32 статьи из 32).
  • Допускают нарушения в сфере оборота ценных бумаг, а также в финансовой и налоговой сфере. Это достаточно грубые нарушения, к которым, например, относится уклонение от своевременной уплаты налоговых сумм за работников предприятия или организации. Перечень наказаний можно увидеть в пятнадцатой главе Кодекса (27 статей из 28).

Нарушения в таможенной сфере также достаточно распространены в нашей стране.

Ответственность для лиц, посягающих на государственные институты, зафиксирована в семнадцатой главе Кодекса (10 из 15 статей).

Нарушения в сфере порядка управления отображены в девятнадцатой главе Кодекса (19 из 27 статей).

Нарушения в сфере воинского учёта граждан зафиксированы в двадцать первой главе Кодекса (4 из 7 статей).

В дополнение к положениям Кодекса об административных правонарушениях многие субъекты федерации закрепили на законодательном уровне и другие нарушения, требующие административного наказания. Все они связаны с грубым нарушением прав и свобод работников, несоблюдением локальных нормативных актов и действующего трудового законодательства.

Следует отметить, что применение наказания к физическому лицу (организации или предприятию, допустившему нарушения) не исключает наказания и виновных должностных лиц.

Порядок и сроки привлечения

Допущенное нарушение фиксируется проверяющими органами (например, трудовым инспектором) в специальном протоколе.

Именно с составления такого протокола начинается расследование всех обстоятельств нарушения. Проверяющий орган собирает и тщательно исследует все доказательства вины, анализирует их на предмет привлечения к ответственности, а также устанавливает пределы наказания.

Затем готовый протокол вместе с документами, подтверждающими или опровергающими факт нарушения, направляется в проверяющий орган. Это может быть как прокуратура, так и трудовая инспекция. Также дела об административных нарушениях рассматриваются некоторыми государственными органами и должностными лицами, уполномоченными на такие действия.

Это:

  • специальные комиссии, имеющие все полномочия для расследования и назначения наказания;
  • поселковые или сельские советы (их исполнительные комитеты);
  • суды (городские или районные), а также судьи;
  • представители Министерства внутренних дел;
  • государственные инспекторы;
  • представители различных надзорных органов (например, пожарной или санитарной службы).

Для рассмотрения дела обычно приглашается сам нарушитель или его полномочный представитель.

Уполномоченный орган или лицо рассматривает все обстоятельства и принимает окончательное решение. На этом этапе нередки случаи снятия всех обвинений и прекращения дела. Если должностное лицо признано виновным к нему применяются административные санкции, установленные законодательством для конкретного вида нарушений.

Что касается сроков применения взысканий, то здесь используются следующие правила:

  1. Наказание должно быть назначено не позднее двух месяцев с момента совершения данного нарушения.
  2. Для нарушений, имеющих долгосрочный эффект, наказания назначаются с момента их обнаружения и документальной фиксации.

Особенности привлечения

На практике помимо наложения штрафа используется такой метод наказания, как дисквалификация.

Средний размер штрафа колеблется в пределах 5 000-50 000 рублей (его размер во многом зависит от вида и характера допущенного нарушения).

А в отдельных случаях конфискуется предмет правонарушения. Например, из продаж изымается вся продукция, не соответствующая техническим или гигиеническим требованиям (согласно статье КоАП под номером 6.14). Или изымается судно, с борта которого велась незаконная ловля рыбы.

Ещё один вид наказания — это временное приостановление деятельности сроком до девяноста суток. В отдельных случаях отстранение от должности может быть установлено на больший срок.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/trudovoe/otvetstvennost/koap/administrativnuyu-otvetstvennost-dolzhnostnyh-lic.html

Административная ответственность: понятие, сущность, отличительные признаки, меры

Административная ответственность

Административная ответственность является одной из версий государственного силового давления, призванная для обеспечения исполнения правовых норм и законов и существующая на равных условиях с исправительным, гражданско-правовым и уголовно-правовым силовым давлением.

Определение 1

Реагирование государства на ущерб, который причинен административным правонарушением и государственное анализирование несоблюдения правовых норм, охраняемых административно-законодательными санкциями, и есть административная ответственность.

В этом отношении ответственность административного характера представляет собой юридическую обязанность лица пережить определенные ущемления, утвержденные мерами административной ответственности в связи с нарушением правил, которые охраняются этими мерами. Такие негативные ущемления могут обладать для правонарушителя нравственной, имущественной, личностной, законодательной ориентацией.

Иными словами, административная ответственность как проведение в жизнь административно-правовых мер воздействия, мобилизована для компенсации причиненного административным правовым преступлением невосполнимого ущерба и определяется для правонарушителя как наказание.

Характерные черты и функции административной ответственности

Свое внешнее воспроизведение данная ответственность открывает в административной взаимосвязи, которая складывается между органом (должностным лицом), имеющим право осуществлять функционирование по привлечению к административной ответственности, и личностью, обязанной претерпеть, утвержденные административным законодательством определенные ограничения в связи с нарушением данного законодательства.

Свойственные черты

Для ответственности административного характера как одного из видов государственного принуждения свойственны следующие отличительные характерные черты:

  • основным фактором для привлечения к административной ответственности является реализованное административное правовое преступление;
  • административная ответственность утверждена как для физических, так и для юридических лиц;
  • основополагающие параметры для ответственности административного плана (составы административных правовых нарушений) утверждаются КоАП и законодательством субъектов РФ, касающегося вышеуказанной ответственности;
  • ответственность такого характера устанавливается для физического или юридического лица неизменно после реализации им административного правонарушения, при подтверждении вины данного лица в полной мере;
  • привлечь к административной ответственности имеют право судьи судов общей подсудности, арбитражных судов, организации (должностные лица) исполняющей власти, комиссии ПДН и обеспечению их прав, объединенные организации, формируемые соответственно законам субъектов РФ;
  • ответственность этого плана представляет собой форму менее строгую, нежели уголовная, так как она не повлечет за собой тяжелых законодательных последствий для правового преступника (к примеру, для физического лица наличия судимости или увольнения с работы, аннулировании юридического лица);
  • последовательность действий понуждения к ответственности административного характера строго подчиняется системе утвержденных процессуальных и административных законодательных методов, заключающихся в КоАП;
  • процедура принуждения к ответственности административного плана более сложная по характеру в сравнении с процедурой привлечения к дисциплинарной ответственности, но отличается меньшей трудностью и большей результативностью в сравнении с уголовным процессом;
  • опротестование деятельности и постановлений органов (должностных лиц) по вопросам административной ответственности происходит в судебном или административном порядке;
  • назначение мер административной ответственности определяет для правонарушителя установление специального негативного правового последствия, в форме указания срока исполнения административного наказания, которое ему назначено.

На протяжении одного года со дня осуществления решения о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП) лицо можно считать привлеченным к административной ответственности.

Виды функций

Этот вид ответственности выполняет защитную (компенсационную) и профилактическую (превентивную) функции. Защитная (компенсационная) функция административной ответственности несет в себе вытеснение и ликвидацию социально-общественных отношений, которые не соответствуют административно-правовым понятиям.

защитной функции административной ответственности определяет собой утверждение для личности, которая совершила административное правовое нарушение, ограничения и ущемления, призванные возместить ущерб, причиненный охраняемому законом общественному отношению.

Профилактическая (превентивная) функция административной ответственности несет в себе предотвращение совершения административных правонарушений. Указанная функция административной ответственности подразделяется на частную превенцию и общую превенцию.

Целью частной превенции является то, что административная ответственность должна быть направлена на недопущение осуществления в будущем таких правовых нарушений лицом, совершившим административное правонарушение.

Принципом общей превенции является установление оснований и условий, которые способствовали реализации административного правонарушения, и предотвращению осуществления административных правонарушений иными субъектами права.

Совокупность и сущность отличительных признаков

Административная ответственность является совокупностью соответственного законодательства строится на таких основополагающих идеях (признаках):

  • закономерности;
  • беспристрастной достоверности;
  • виновности;
  • равноправия перед законом;
  • неизбежности наказания;
  • справедливости и рациональности;
  • гуманности.

Опиши задание

Идея закономерности привлечения к указанной ответственности определяет собой такие положения:

  • ответственность административного характера может быть назначена только за противозаконные действия, несущие в себе строения административных преступлений, которые утверждены законом. На территории нашего государства к этим законам, которые устанавливают составы административных правонарушений, являются КоАП и законы субъектов РФ об административной ответственности. Установление основания для ответственности такого характера другими законодательствами и подзаконными законодательными актами запрещено;
  • при определении административной ответственности не разрешается расширительная интерпретация диспозиции норм КоАП и соответствующих законов субъектов РФ, устанавливающих составы административных правонарушений, например увеличение определенного ими порядка незаконных действий (бездействия), несущие за собой такую ответственность;
  • административное наказание за реализацию административного правонарушения может быть назначено только в строгом соотношении с санкцией статьи КоАП или соответствующего закона субъекта РФ, которые утверждают меры этой ответственности за такое правовое преступление, и не иначе как в рамках этих норм;
  • при назначении наказания для лица в рамках административной ответственности обязательно неукоснительное соблюдение порядка производства по делам об административных правонарушениях, который утвержден в административно-процессуальных нормах, заключающихся в КоАП;
  • Запрещается привлечение лица к административной ответственности по аналогичности, т.е. за осуществление противоправных действий (бездействия), не формирующих соответственно действующему закону состава административного правонарушения, но определяющих, в частности, состав уголовно наказуемого преступления или дисциплинарного проступка.

Принцип беспристрастной достоверности устанавливает то, что постановление о привлечении к административной ответственности не может быть принято иначе чем путем всестороннего, наиболее полного и объективного определения причин и условий каждого дела об административном правонарушении.

Исследование всех сторон обстоятельств дела определяется в доскональном установлении обстоятельств, которые входят в сущность доказывания и имеющих значение по делу.

Полнота установления всех обстоятельств дела определяет извлечение необходимой общности доказательств, которая будет достаточной для утверждения причин и условий, подлежащих доказыванию.

Объективность рассмотрения обстоятельств дела представляет собой справедливое и непредвзятое изучение всех обстоятельств, которые были собраны по делу.

Признак виновности при назначении административной ответственности несет в себе такие положения:

  • лицо должно нести административную ответственность только за то административное правонарушение, соответственно которого утверждена его вина;
  • лицо, относительно которого производится следствие по факту об административном правовом преступлении, устанавливается как невиновное, пока его виновность не будет определена в порядке, который предусмотрен КоАП, и утверждена постановлением судьи, органа или должностного лица, реализовавших дело об административном правовом преступлении, только при его вступлении в силу согласно законодательства лицу, при привлечении его к административной ответственности, не вменяется в обязанность доказывание своей невиновности, за исключением случаев, определенных КоАП. Это значит, что обязанность определения и доказывания виновности личности, которую принуждают к данной ответственности, возлагается на организацию или должностное лицо, начавшие по отношению к этому лицу дело об административном правовом нарушении и ведущие следствие по этому делу;

Замечание 1

Исключение из этого общего правила определено в примечании к ст. 1.5 КоАП.

Руководствуясь этой нормой закона, в случае регистрации административных правонарушений в сфере дорожного движения, функционирующими в автоматическом режиме специализированными техническими средствами, которые имеют функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, собственники (владельцы) транспортных средств, относительно которых были зарегистрированы нарушения ПДД, обязаны аргументировать отсутствие своей причастности к ним, а также невиновность в реализации соответственных административных правонарушений.

  • сомнения, невозможные к устранению, касающиеся виновности личности, для которого определяется административная ответственность, расцениваются как положительный результат для этой личности. Это значит, что если при расследовании дела об административном правонарушении определяются противоречивые доказательства, как удостоверяющие, так и снимающие вину лица в осуществлении этого правонарушения, а появившиеся противоречия не представляется возможным устранить в связи с отсутствием возможности приобретения новых доказательств, то судья, орган, должностное лицо, которые рассматривают это дело, не имеют права привлечь это лицо к административному наказанию. Тем не менее надлежит отметить, что этот принцип не захватывает административные правонарушения в сфере дорожного движения и в сфере благоустройства территории, которые установлены законодательствами субъектов РФ, осуществляемые с привлечением транспортных средств, в случае регистрации таких административных правонарушений функционирующими в автоматическом режиме специализированными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Вышеуказанные положения, которые составляют признак виновности, в равной пропорции устанавливаются и для физических, и для юридических лиц, привлекаемых к ответственности такого рода.

Идея равноправия перед законом заключается в том, что личности, которые реализовавшие административные преступные деяния, обладают равными правами перед законодательством вне зависимости от естественных отличий.

Физические лица обязательно привлекаются к указанной ответственности вне зависимости от половой, расовой, национальной принадлежности, употребляемого языка, происхождения, материального и должностного положения, места жительства, религиозности, идеологии, принадлежности к социально-общественным организациям и иных подобных обстоятельств.

На юрлица накладывается административная ответственность вне зависимости от места пребывания, организационной и правовой формы, формы имущества и подчиненности.

Замечание 2

Для привлечения к административной ответственности отдельных специфических групп физических лиц (должностные лица, лица с ограниченными способностями, несовершеннолетние и пр.) Конституцией Российской Федерации, КоАП, отдельными федеральными законодательными актами установлены особенные условия.

Признак неизбежности наказания определяется тем, что абсолютно каждое из административных правонарушений должно быть выявлено в интересах государства, а критерии и нормы этой ответственности за определенное законодательное нарушение обязаны быть применены оперативно и безотлагательно.

Признак справедливости и рациональности утверждает идею о том, что нормы вышеуказанной ответственности обязаны быть соответственными тяжести совершенного административного правового преступления.

При определении административного наказания необходимо учитывать причины и условия, которые отягощают или делают более мягкой эту ю ответственность, разоблачают или снимают вину соответственно обстоятельствам.

Идея гуманности выражается в том, что функционирование по наложению административной ответственности, совершаемое в отношении правонарушителя, не должно служить причиной для страдания физического лица, а также оскорблять его человеческое достоинство, в случае если правовой нарушитель – физическое лицо, и нести ущерб деловой репутации, при условии что, нарушитель – юридическое лицо.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativnaja-otvetstvennost-ponjatie/

Понятие административной ответственности по КоАП РФ

Административная ответственность – это обязанность испытывать меры принуждения, предусмотренные законодательством, за совершенное правонарушение.

Административная ответственность наступает за совершение правонарушения. Перечень таких нарушений и наказаний за них устанавливает Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и законы субъектов РФ. 

Кроме того, именно КоАП РФ закрепляет основные начала привлечения к административной ответственности. Это процедура привлечения – возбуждение дела об административном правонарушении, составление протокола, рассмотрение его. А также срок давности привлечения, малозначительность, сроки рассмотрения дела и многие другие вопросы.

Центральное место занимает состав административного правонарушения. Доказать его отсутствие – значит, освободить себя от наказания. Этот способ достаточно часто используют профессиональные юристы.

Административная ответственность физических лиц

Нарушение правил ПДД, нарушение правил парковки, за утерю паспорта, мелкое хулиганство встречаются нередко. Правильное поведение на этапе составления процессуальных документов может позволить минимизировать наказание. А, возможно, избежать его. Ведь протокол не только должен быть составлен правильно, не только в соответствии с КоАП РФ,  но и уполномоченным лицом.

На сайте помимо основных штрафов мы разместили сведения о мерах обеспечения. Их применяют уполномоченные сотрудники до вынесения решения по протоколу. Например, административное задержание, доставление, личный досмотр.

Административная ответственность должностных и юридических лиц

Наш сайт не оставил без внимания ответственность руководителей организации, иных должностных лиц и самих организаций. Особенности привлечения таких лиц к административной ответственности заключаются и в видах правонарушений, и в размере ответственности.

В целом, общие начала КоАП РФ остаются одинаковыми. С точки зрения порядка и процедуры привлечения к административной ответственности.

Возбуждение дела об административном правонарушении

Источник: https://iskiplus.ru/kommentarii-zakonov/administrativnaya-otvetstvennost/

Ответы адвоката
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: