44-ФЗ. Прохождение экспертизы проекта перевооружения газопровода

Содержание
  1. Экспертиза по 44-ФЗ — Приемка по госконтракту | Адвокат Мугин Александр
  2. Приемка по 44-ФЗ
  3. Внутренняя и внешняя экспертизы при приемке
  4. Что делать если заказчик уклонился от проведения экспертизы по 44-ФЗ при приемке
  5. Проект технического перевооружения ОПО
  6. Занимаемся разработкой проектов технического перевооружения и экспертизой промышленной безопасности следующих опасных производственных объектов
  7. Для чего делается проект на техническое перевооружение ОПО
  8. Кому необходимо разрабатывать проекты технического перевооружения ОПО
  9. Порядок проведения технического перевооружения
  10. Экспертиза промышленной безопасности документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта (ОПО)
  11. Документация на техническое перевооружение ОПО
  12. Состав и содержание документации на техническое перевооружение ОПО
  13. Порядок проведения экспертизы документации
  14. Список использованных источников
  15. Экспертиза по контракту в рамках Закона № 44-ФЗ
  16. Как часто и по каким контрактам должна проводится экспертиза?
  17. Как оформляется проведение экспертизы?
  18. Кто уполномочен проводить экспертизу?
  19. В каких случаях обязательно проведение «внешней экспертизы»?
  20. Где размещаются результаты проведенной экспертизы?
  21. Ответственность экспертов

Экспертиза по 44-ФЗ — Приемка по госконтракту | Адвокат Мугин Александр

44-ФЗ. Прохождение экспертизы проекта перевооружения газопровода

Знаю, что мои публикации читают как заказчики, так и поставщики и подрядчики по госконтрактам, данная статья будет интересна и тем и другим. При этом, уважаемые поставщики и подрядчики, я на вашей стороне, имейте в виду и применяйте нижеуказанные сведения для защиты своих прав.

Большое количество споров по госконтрактам возникает на стадии приемки как товаров по поставке, так и результатов работ при подряде (оказании услуг).

Заказчики довольно часто злоупотребляют своими правами на стадии приемки, отказывая в подписании актов, на основании которых осуществляется оплата. Собственно и суды, определяя возникла ли у заказчика обязанность по оплате смотрят в первую очередь на то, был ли подписан акт, и если заказчик акт не подписал уже начинают разбираться были ли у заказчика основания для отказа в приемке.

Подрядчики, в свою очередь, порой хаотично пытаются исполнить совершенно необоснованные требования заказчиков, выполняют дополнительные работы, осуществляют поставку не предусмотренных контрактом товаров, либо отгружают товары с улучшенными характеристиками.

По моему опыту заказчики, в большинстве случаев, отказываются от своих слов получив от поставщика необоснованную выгоду. Тут я могу быть не объективным, поскольку ко мне обращаются на стадии, когда ситуация уже зашла в тупик и не обращаются, когда заказчик все же соглашается исполнить условия контракта, принят товар или результат работ и оплатить товар или работу.

Приемка по 44-ФЗ

Как справедливо следует из ст. 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок…» приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также их отдельных этапов, предусмотренных контрактом, является элементом исполнения контракта, наряду с оплатой заказчиком товара (работы, услуги).

Поскольку на отношения сторон госконтракта распространяются положения гражданского законодательства, регулирующего соответствующие правоотношения по поставке, подряду или оказанию услуг, порядок приемки (определение момента, когда заказчик обязан приступить к приемке, основания для отказа в приемке) определяются также гражданским кодексом.

Для проведения приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, может создавать приемочная комиссии, которая состоит не менее чем из пяти человек. Тут у заказчика, как правило, проблем не возникает.

При приемке по 44-ФЗ есть особенности, одна из них — обязанность заказчика провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком) предусмотренных контрактом результатов условиям контракта (п. 3 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ). Подпункт 1 п. 1 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ также предусматривает, что приемка включает в себя проведение экспертизы.

Заказчики, как правило, забывают про эту свою обязанность, либо не оформляют проведение экспертизы надлежащим образом.

Порядок и сроки приемки устанавливаются контрактом.

По результатам приемки сторонами оформляется документ, подтверждающий исполнение контракта, либо заказчиком оформляется мотивированный отказ. Бывает контракты содержат положения, предусматривающие такую процедуру, как затребование неких разъяснений от исполнителя.

При этом не каждое письмо, на котором в шапке указано, что это мотивированный отказ, является мотивированным отказом.

Довольно часто заказчики считают, что могут отказать в приемке, обнаружив не только существенные недостатки, но и самые несущественные недостатки, ни коим образом не влияющие на потребительские свойства товара. Более того, заказчики часто пользуются результатом выполненных работ или оказанных услуг, при этом отказываются принимать работу, пописывать акт и выплачивать причитающиеся подрядчику денежные средства.

Представляется, что включая в закон о контрактной системе положения о необходимости проведения экспертизы, законодатель, помимо прочего, делал это в том числе и с целью исключить необоснованные претензии заказчиков.

В конце концов, в общем порядке, не в рамках исполнения госконтрактов, все вопросы по объему и качеству между заказчиком и подрядчиком, покупателем и продавцом, решаются путем проведения экспертизы.

Что делать, когда заказчик отказывается принимать работу, когда он действительно вправе это делать, когда заказчик отказывается оплачивать работу я писал в предыдущих публикациях.

Внутренняя и внешняя экспертизы при приемке

Статья 41 Федерального закона 44-ФЗ предусматривает, что заказчики привлекают экспертов и экспертные организации в случаях, предусмотренных законом (внешняя экспертиза).

Пунктом 3 ст. 44-ФЗ предусмотрено, что экспертиза может проводится заказчиком своими силами.

Случаи, в которых заказчик обязан проводить внешнюю экспертизу, порядок привлечения внешнего эксперта, требования к внешним экспертам, то, каким образом должны быть оформлены результаты экспертизы предусмотрены Федеральным законом 44-ФЗ и, в целом, не вызывают споров.

Когда дело доходит до проведения внутренней экспертизы по 44-ФЗ, заказчики зачастую вовсе забывают про надлежащее оформление экспертизы при приемке, несмотря на то, что указание на экспертизу есть в большинстве контрактов.

У сторон контракта часто возникает вопрос, каким образом проводится внутренняя экспертиза по, каким образом оформляются ее результаты, кто же может быть экспертом при приемке случае, если экспертиза проводится силами заказчика.

У подрядчиков подобные вопросы возникают, как правило, когда заказчик начинает выдвигать необоснованные, надуманные требований к качеству товаров, работ, услуг.

В части требований к специальным познаниям внутреннего эксперта в той или иной области, вопросы подрядчиков выглядят более чем обоснованно, особенно учитывая желание некоторых «специалистов» высказывать свое «экспертное» мнение вообще по любому вопросу.

Действующее законодательство не содержит ответа на данный вопрос, грубо говоря, он вообще никоим образом не регламентирован в нормативных актах.

Из буквального толкования п. 5 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ следует, что результаты экспертизы, без разницы какой, внутренней или внешней, оформляются в виде заключения, которое должно быть объективным, обоснованным.

Изучив судебную практику можно, по крайней мере, понять, что по данным вопросам думают суды.

Так вот, судебная практика исходит из того, что никакие специальные познания эксперту при приемке по госконтракту не нужны. Требования к экспертам, установленные 44-ФЗ для внешних экспертов не относятся к внутренним экспертам.

Очевидно, что заключение эксперта должно быть сделано ранее принятия заказчиком решения о приемке, либо отказе в приемке.

Хорошо, если у заказчика имеется какой-либо локальный документ, предусматривающий порядок проведения экспертизы по 44-ФЗ или хотя бы формальный внутренний документ, которым то или иное лица назначено в качестве эксперта при проведении внутренней экспертизы при приемке по конкретному госконтракту. Как привило ничего такого у заказчиков нет.

В письме от 12.06.

2016 № Д28и-1778 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России указывает, что при проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение такой экспертизы на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз результатов, предусмотренных контрактом, а также что если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги.

Лично я не являюсь сторонником создания отдельных документов под каждый юридический факт и излишней бюрократизации, но с данной позицией Департамента согласиться не могу.

Понятно, что в огромном количестве случаев, при поставках и выполнении работ на незначительные суммы, когда нет необходимости специальных технических познаний для того, чтобы определить, что результат работ соответствует целям и условиям контракта, привлечение экспертов является нецелесообразным.

Однако подобная позиция Департамента вовсе нивелирует требование закона о том, что экспертиза при приемке должна быть проведена и должно быть оформлено заключение.

Справедливости ради, в вышеназванном письме Департамент поясняет, что его разъяснения не имеют юридической силы, то есть не являются обязательными для применения, так как данный орган не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Что делать если заказчик уклонился от проведения экспертизы по 44-ФЗ при приемке

Если заказчик принял товар или результаты работ, оплатил их в соответствии с условиями контракта, то у поставщика или подрядчика, как правило, не возникает вопросов были ли соблюдены требования Федерального закона 44-ФЗ о необходимости проведения экспертизы.

Если же заказчик не принимает работу или товар и дело идет к суду, то я бы на месте подрядчика или поставщика не торопился указывать заказчику на явные нарушения, чтобы им не были созданы формальные условия соблюдения требований законодательства. Но это уже скорее вопрос юридической техники, который я оставляю на ваше усмотрение.

Если на заказчика не повлияют ваши доводы о неправомерности отказа в приемке, разъяснения о последствиях нарушения сроков оплаты по контракту, предусмотренный законодательством об административных правонарушениях, поставщик, заказчик может смело ссылаться на данные нарушения в суде, обосновывая отсутствия у заказчика оснований для отказа в приемке.

Если у вас есть вопросы по поводу взыскания задолженности за выполненные работы или поставленные товары — обращайтесь, с удовольствием помогу.

Источник: http://www.advokat-mugin.ru/ekspertiza-po-44-fz-priemka-po-goskontraktu/

Проект технического перевооружения ОПО

44-ФЗ. Прохождение экспертизы проекта перевооружения газопровода

ГК «Эффективная безопасность» — разработка и проведение экспертизы промышленной безопасности проектов на техническое перевооружение опасных производственных объектов (ОПО) в Москве, Московской области, Казани и Республике Татарстан. Нас знают там, где вам нужно. Умеем работать с надзорными органами.

Стоимость: от 150 000 рублей. Срок: от 30 дней.

Техническое перевооружение опасного производственного объекта (ОПО) — мероприятия по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков путем внедрения новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.

Проект на техническое перевооружение опасного производственного объекта (ОПО) — проект разрабатываемый для предприятий и опасных производственных объектов в случае замены оборудования на более совершенное, новое и производительное, без расширения производственных площадей и затрагивания несущих конструкций.

Устали читать или нужна консультация?Позвоните нам: 8 (499) 704-35-00 (Москва), 8 (843) 202-35-00 (Казань). Решим вашу проблему в оптимальные сроки.

Занимаемся разработкой проектов технического перевооружения и экспертизой промышленной безопасности следующих опасных производственных объектов

Опасный производственный объект — это предприятие или его цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997.

Для чего делается проект на техническое перевооружение ОПО

Техническое перевооружение осуществляется в следующих случаях, приводящих изменению технологического процесса на ОПО:

  • увеличение количества и качества продукции
  • изменение действующего оборудования, технических устройств
  • модернизация и замена устаревшего и физически изношенного оборудования
  • добавление нового оборудования, технических устройств
  • внедрение автоматизированных систем управления (АСУ) и контроля производства
  • модернизация и техническое переустройстве природоохранных объектов, систем вентиляции и отопления
  • присоединении отдельных участков, цехов и установок к сетям централизованного теплоснабжения и электроснабжения

При техническом перевооружении допускается частичная перестройка и расширение существующих производственных площадей, обусловленное габаритами нового оборудования, а так же расширение существующих или строительство новых объектов подсобного и обслуживающего назначения.

Кому необходимо разрабатывать проекты технического перевооружения ОПО

Предприятия и организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты при вышеуказанных изменениях обязаны производить техническое перевооружение ОПО только при наличии документации на такие изменения.

Статья 8 116-ФЗ: 1. Техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.

Порядок проведения технического перевооружения

Техническое перевооружение осуществляется по следующим этапам:

  • Разработка технико-экономического обоснования, которое всесторонне оценивает экономическую выгоду затрат на техперевооружение. Технико-экономическое обоснование необходимо для понимания того, что стоит ждать от проекта техперевооружения, какие цели будут достигнуты и понимания сроков окупаемости вложенных денег. Технико-экономическое обоснование может разрабатываться как проектной организацией, так и самостоятельно организацией при наличии необходимых кадров;
  • Проведение инженерных изысканий с целью определения свойств грунтов, состояние фундамента в объеме, необходимом для проведения работ по техническому перевооружению (инженерно-геодезические изыскания, инженерно-экологические изыскания, инженерно-геотехнические изыскания) специализированной организацией.
  • Составления сметы работ;
  • Разработка проектной документации технического перевооружения в которой предусмотрены организационные и технические меры, обеспечивающие экологическую и промышленную безопасность на всех этапах работ при проведении технического перевооружения объекта;
  • Проведение экспертизы проектной документации технического перевооружения уполномоченной организацией. В процессе проведения экспертизы промышленной безопасности проект технического перевооружения всесторонне изучается группой экспертов на предмет соответствия проекта федеральным нормам и правилам промышленной безопасности;
  • Регистрация заключение экспертизы промышленной безопасности проекта ликвидации опасного объекта в территориальном органе Ростехнадзора;
  • Внесение изменений в реестр ОПО Ростехнадзора.
  • Проект технического перевооружения ОПО содержит сведения о проводимых работах, расчет потребности в оборудовании, объем капитальных вложений, технико-экономические показатели. Так же проект на техническое перевооружение учитывает требования и предусматривает мероприятия, призванные обеспечить промышленную безопасность, предупреждение аварий и локализацию их последствий на всех этапах работ. Проект чаще всего имеет следующий состав:

    • Пояснительная записка
    • Чертежи
    • Графики
    • Технологические решения
    • Конструктивные решения
    На декларируемые опасные производственные объекты, в состав проектной документации на техническое перевооружение должна входить декларация промышленной безопасности.

    Вопрос №1. Может ли применяться понятие «техническое перевооружение» при замене технического устройства на аналогичное?

    Техническое перевооружение опасного производственного объекта относится к видам деятельности в области промышленной безопасности. В соответствии ст. 1 Федерального закона от 21.07.

    97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» техническое перевооружение опасного производственного объекта предполагает проведение следующих видов работ:

    • внедрение новой технологии, приводящей к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте;
    • автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, приводящая к изменению технологического процесса;
    • модернизация применяемых на опасном производственном объекте технических устройств, приводящая к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте;
    • замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств, приводящая к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте.

    Следовательно, техническое перевооружение опасного производственного объекта должно отвечать одновременно двум критериям:

    • проведение одного из перечисленных видов работ;
    • изменение технологического процесса на опасном производственном объекте, вызванное проведением такой работы.

    В вашем случае, если оборудование меняется без изменения технологического процесса, то понятие «техническое перевооружение» не применяется.

    Москва, Московская область (Балашиха, Подольск, Химки, Видное, Волоколамск, Воскресенск, Дмитров, Клин, Красногорск, Люберцы, Одинцово, Щёлково, Солнечногорск, Серпухов, Ступино, Ногинск, Можайск, Королёв, Мытищи), Казань, Республика Татарстан (Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма, Арск , Зеленодольск, Бавлы, Чистополь, Заинск, Елабуга, Лениногорск)

    ТЭГИ: документация на техническое перевооружение, техническое перевооружение ОПО, строительство техническое перевооружение, экспертиза технического перевооружения, капитальный ремонт техническое перевооружение, экспертиза промышленной безопасности техническое перевооружение, техническое перевооружение производства, экспертиза документации на техническое перевооружение, техническое перевооружение опасного производственного объекта документация, техническое перевооружение состав документации, экспертиза промышленной безопасности документации на техническое перевооружение, проект технического перевооружения, техническое перевооружение организации, реконструкция техническое перевооружение капитальный ремонт, техническое перевооружение модернизация, техническое перевооружение котельной, процесс технического перевооружения, реконструкция и техническое перевооружение производства, техническое перевооружение предприятия, техническое перевооружение оборудования, техническое перевооружение цеха, расширение техническое перевооружение, документы перевооружения технического, проведение технического перевооружения, техническое перевооружение сети газопотребления, проектная документация на техническое перевооружение, техническое перевооружение сети газораспределения, техническое перевооружение проектирование, техническое перевооружение трубопровода, разработка документации +на техническое перевооружение, техперевооружение, проект техперевооружения

Источник: https://ecosoc.ru/services/promyshlennaya-bezopasnost/proekt-tekhnicheskogo-perevooruzheniya-opo/

Экспертиза промышленной безопасности документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта (ОПО)

44-ФЗ. Прохождение экспертизы проекта перевооружения газопровода

ЭПБ документации является одним из видов обязательных экспертиз (государственная/негосударственная экспертиза проектной документации, экологическая экспертиза и т.д.). Обязанность проведения такой экспертизы в определенных случаях обусловлена требованиями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [1]:

Экспертизе промышленной безопасности подлежат:— документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности

Статья 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Другими словами, если в документации помимо решений по техническому перевооружению заложены проектные решения которые идентифицируются градостроительным кодексом [2] как подлежащие соответствующей государственной или не государственной экспертизе (например признаки реконструкции существующего объекта капитального строительства), то такая экспертиза будет иметь приоритет над экспертизой промышленной безопасности.

Документация на техническое перевооружение ОПО

В области промышленной безопасности для понятия «Техническое перевооружение» есть четкое и однозначное определение:

Техническое перевооружение опасного производственного объекта — приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств
Статья 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Стоит отметь, что для технического перевооружения должно выполняться одновременно два условия: 1. Выполняться одно из событий — внедрение новой технологии, автоматизация ОПО или его части, модернизация или замена применяемых на ОПО технических устройств (ТУ);

2. В результате одного из выше указанного события должен меняться технологический процесс ОПО.

Состав и содержание документации на техническое перевооружение ОПО

В настоящее время состав и содержание такой документации законодательством РФ не определен.

А если быть точнее, то отсутствуют обязательные требования, как например к проектной документации в рамках градостроительной деятельности, состав и содержание которой регламентируется Постановлением Правительства от 16.02.2008 г. № 87 [3].

Для технических проектов в горной промышленности таким документом является Приказ Минприроды России от 25 июня 2010 г. N 218 [4]. Данные нормативные акты могут быть использованы в качестве образца и носят рекомендательный характер в данном случае.

Поэтому состав и содержание такой документации, как правило, определяется Заказчиком в задании на ее разработку.

Порядок проведения экспертизы документации

После подписания договора и предоставления всех исходных данных экспертной организации, эксперт (эксперты) приступает к анализу документации с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности.

В процессе проведения экспертизы экспертом могут быть выявлены несоответствия проектных решений требованиям промышленной безопасности. В этом случае оформляется перечень замечаний для дальнейшего устранения их разработчиком документации.

По окончанию полного анализа документации, а также устранения всех замечаний эксперт оформляет заключение экспертизы промышленной безопасности.

Заключение подписывает руководитель экспертной организации и эксперт (экспертами) участвовавший (участвовавшие) в проведении экспертизы, заверяется печатью экспертной организации и прошивается с указанием количества листов.

Заключение экспертизы выдается Заказчику для дальнейшей регистрации его в органах Ростехнадзора. Но, как правило, подачей пакета документов на регистрацию занимаются сами экспертные организации. 

Для удобства своих клиентов наша организация полностью берет на себя данную обязанность, а также получение уведомления о регистрации в Ростехнадзоре. 

Список использованных источников

[1] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; [2] Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ; [3] Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87); [4] Приказ Минприроды России от 25 июня 2010 г. N 218 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья»

Источник: https://proektexpert.ru/ekspertiza-promyshlennoj-bezopasnosti-dokumentaczii-na-tehnicheskoe-perevooruzhenie/

Экспертиза по контракту в рамках Закона № 44-ФЗ

44-ФЗ. Прохождение экспертизы проекта перевооружения газопровода

Согласно ч.3 ст.94  Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны проводить экспертизу принимаемой продукции. Такая экспертиза должна проводиться своими силами («внутренняя экспертиза») либо к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации («внешняя экспертиза»).

Как часто и по каким контрактам должна проводится экспертиза?

Закон № 44-ФЗ не содержит случаев, при которых экспертиза может не проводиться. Следовательно, экспертиза должна осуществляться по всем контрактам, в том числе контрактам (договорам), заключенным по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Иными словами, предмет контракта, его цена и основание для заключения никак не влияют на возможность (необходимость) проведения экспертизы.

Экспертиза должна проводиться даже в том случае, когда провести ее на практике невозможно.

Например, в случае заключения контракта по поставку электрической энергии заказчик должен подтвердить, что поставленная энергоснабжающей организацией электрическая энергия соответствием всем условиям заключённого контракта. Приведем еще один пример: поставка ГСМ.

В данном случае также нет никаких оснований, чтобы экспертизу не проводить. Соответственно, перед подписанием акта сдачи-приемки заказчик должен удостовериться в том, что поставленный ему ГСМ полностью соответствует условиям заключенного контракта.

Очевидно, что провести экспертизу по подобным контрактам проблематично. К счастью для заказчика Законом № 44-ФЗ не определен порядок ее проведения. Поэтому, в ряде случаев, такая экспертиза будет носить формальный, а не реальный характер, и состоять в документальном подтверждении факта ее проведения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ экспертиза является неотъемлемой частью приемки продукции по контракту. Таким образом, экспертиза должна проводиться каждый раз перед подписанием заказчиком документа о приемке.

Так, например, если по контракту предусмотрена ежемесячная приемка продукции, экспертиза должна проводиться ежемесячно в отношении той части продукции, которая принимается.

Если продукция по контракту принимается ежедневно – экспертиза должна проводиться ежедневно перед каждой приемкой.

Недопустимо со стороны заказчика подтверждать соответствие принятой по контракту продукции после окончания срока действия контракта, т.е. «задним числом». Экспертиза во всех случаях должна проводиться до приемки продукции.

Как оформляется проведение экспертизы?

Закон № 44-ФЗ не устанавливает каких-либо специальных требований к оформлению экспертизы, проводимой заказчиком своими силами (в том числе не устанавливает требований к составлению каких-либо документов по результатам проведения такой экспертизы).

Вместе с тем, на практике довольно часто встречаются случаи, при которых заказчику необходимо подтвердить факт проведения экспертизы до осуществления приемки той или иной продукции. Просто подписание заказчиком документа о приемке недостаточно.

Факт проведения экспертизы может быть подтвержден несколькими способами. Например, путем проставления визы согласования на документе о приемке лицом, уполномоченным заказчиком на проведение экспертизы. Второй вариант – составление отдельного документа (например, экспертного заключения) таким лицом.

Проведение экспертизы может быть возложено на приемочную комиссию заказчика, если такая создана.

В последнем случае в положении о такой комиссии следует указать, что она уполномочена не только на осуществление приемки продукции, но и на проведение ее экспертизы.

При этом фактом, подтверждающим проведение экспертизы, является факт осуществление указанной комиссией приемки поставленной продукции, т.е. подписание документа о приемке. Возможны и иные способы и варианты подтверждения проведения экспертизы своими силами.

Если экспертиза проводится с привлечением внешних экспертов, экспертных организаций (прим.: случаи проведения «внешней экспертизы» с 31 июля 2019 года должны быть определены Правительством РФ  (ч.4.1. ст.

94 Закона № 44-ФЗ), но в настоящее время такой документ отсутствует), то результатом проведения такой экспертизы является экспертное заключение (ч.5 ст.94 Закона № 44-ФЗ).

, порядок оформления экспертного заключения определяется условиями договора, заключенного заказчиком с внешним экспертом, экспертной организацией.

Кто уполномочен проводить экспертизу?

Если экспертиза принимаемой по контракту продукции проводится своими силами, то ее проводить может любое лицо. В 99% случаях – это штатный работник или работники заказчика.

Проведение «внутренней экспертизы» может быть возложено заказчиком на членов приемочной комиссии, на работников контрактной службы или даже на членов комиссии по осуществлению закупок. В данном случае экспертиза будет проводиться коллегиально, т.к.

в Законе № 44-ФЗ нет обязательного требования о том, что экспертиза должна проводиться кем-то персонально.

В отличие от членов комиссии по осуществлению закупок, контрактных управляющих, работников контрактной службы Закон № 44-ФЗ не предъявляет каких-либо требований к лицам, проводящим экспертизу от имени заказчика. Такие лица могут не иметь образования в сфере закупок.

К сожалению, такие лица не во всех случаях являются специалистами в соответствующе предметной области.

Однако, это не снимает с них ответственности, если в результате некачественно проведенной экспертизы заказчиком будет принята продукция, не соответствующая условиям заключенного контракта.

В случае проведения «внешней экспертизы» требования к внешним экспертам установлены ст. 41 Закона № 44-ФЗ. Важно отметить, что внешним экспертом, экспертной организацией может выступать физическое лицо (в том числе ИП), юридическое лицо, с которым заказчиком заключен договор на проведение экспертизы.

Требования к указанному договору два: 1) он должен быть возмездный; 2) он должен быть заключен на основании Закона № 44-ФЗ (не Закона № 223-ФЗ).

Первое требование объясняется тем, что Закон № 44-ФЗ не регулирует заключение безвозмездных сделок и соглашений. Соответственно заключаемый с внешним экспертом, экспертной организацией контракт должен быть возмездным.

Второе требование прямо предусмотрено ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

К слову отметим, что контракт с внешним экспертом, экспертной организацией может быть заключен, например, по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии соблюдения иных ограничений, установленных для данного способа закупки. Это также будет является заключением контракта по Закону № 44-ФЗ.

В каких случаях обязательно проведение «внешней экспертизы»?

Если заказчиком не проводится внутренняя экспертиза, должна проводиться экспертиза внешняя. И наоборот, при проведении внешней экспертизы внутренняя экспертиза не проводится. Объясняется это союзом «или», который использовал законодатель в ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

Однако, в отдельных случаях Закон № 44-ФЗ предписывает проводить только внешнюю экспертизу. Как уже было отмечено выше, такие случаи должно определить Правительство РФ, но пока такой акт Правительства РФ отсутствует.

Где размещаются результаты проведенной экспертизы?

Результаты «внутренней» и «внешней» экспертизы не подлежат размещению в ЕИС. Нет также требований о размещении таких результатов в реестре контрактов. В связи с этим, результаты экспертизы, как и иные документы о закупке, хранятся у заказчика и должны быть предоставлены по требованию контролирующих органов.

Ответственность экспертов

Довольно часто возникает вопрос о том, какую же ответственность несет эксперт, экспертная организация? Для «внешних экспертов» ответственность прямо предусмотрена в законодательстве. От административной (ст. 7.32.6 КоАП РФ) до уголовной (ст. 200.6 УК РФ).

На «внутренних экспертов» указанные статьи не распространяются, т.к. в понятийном аппарате Закона № 44-ФЗ они не являются экспертами, экспертными организациями.

«Внутренние эксперты» являются должностными лицами заказчика и проводят экспертизу от его имени.

Такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством в зависимости от тяжести наступивших последствий в результате некачественно проведенной ими экспертизы.

Остались вопросы?Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

Источник: https://44fz.ru/article/ekspertiza-po-kontraktu/

Ответы адвоката
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: